Вопрос 6 Современная социология.

III этап развития социологии. С 1930-х годов.

Особенности развития общества:

· ГМК и ТНК (государственная монополия и транснациональный капитализм).

· Сосуществование двух систем: капиталистической и социалистической.

· Распад колониальной системы.

· Переход к постиндустриальной цивилизации.

Основные парадигмы:

1) Структурный функционализм.

2) Конфликтология.

3) Символический интеракционизм.

4) Концепции социального обмена.

5) Постмодернизм.

Структурный функционализм.

· Считает, что общество функционально едино.

· Все общественные явления функциональны и необходимы.

· Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы.

· Условие выживания системы – равновесие.

· Развитие общества носит эволюционный характер.

Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).

Конфликтология.

· Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем.

· Конфликт выполняет позитивные функции.

· Форма регулирования конфликтов – демократическое общество.

Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.

Символический интеракционизм.

· Социальный процесс – это выработка и изменение социальных значений.

· Главная характеристика действий людей – использование символов.

· Человек становится членом общества если усваивает образцы и нормы группового действия.

Представители: Джордж Мид и Нейл Смелзер.

Концепция социального обмена.

· Человеческое поведение – это функция его платежа.

· Социальное действие – это процесс обмена.

· Обмен строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

Представители: Джордж Хоманс и Питер Блау.

Постмодернизм.

Разрабатывает концепции современных общественных систем:

· Постиндустриальное общество;

· Глобально общество;

· Коммуникативное общество.

Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер.

Особенности современной западной социологии:

· Развивается в двух обособленных руслах:

1) Академическая (теоретическая).

2) Прикладная (эмпирическая).

· Разделена на два уровня социологических обобщений:

1. Микросоциология.

2. Макросоциология.

· Представлена двумя методологическими основами:

1) Социоцентризм (предмет социологии – общество).

2) Человекоцентризм (предмет социологии – поведение).

· Имеет два непримиримых научных лагеря:

1. Эволюционизм.

2. Конфликтология.

· Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков).

· Связана с осознанием глобализации современного мира.

· Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам).

Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания.

Вопрос 7 Программа социологического исследования.

Эмпирическая (прикладная) социология – это раздел социологии, который изучает общественное мнение.

Главным методом эмпирической социологии является социологическое исследование, оно представляет собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность.

Для того чтобы провести социологическое исследование, необходимо:

1) Разработать программу исследования;

2) Разработать инструментарий исследования;

3) Собрать информацию;

4) Обработать информацию;

5) Проанализировать (интерпретировать) информацию.

Программа социологического исследования – это изложение общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы.

Программа состоит из двух разделов:

1) Теоретический:

· Постановка проблемы;

· Цель;

· Задачи;

· Объект исследования;

· Предмет исследования;

· Операционализация;

· Гипотеза.

2) Процедурный (методический):

· Тип исследования;

· Обследуемая совокупность (выборка);

· Методы сбор информации;

· Методы анализа информации.

Постановка проблемы – это обоснование актуальности, значимости изучения выбранной темы и раскрытие сути проблемной ситуации, то есть реально существующего в социальной действительности противоречия.

Цель исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность. Главная цель одна.

Задачи – это конкретный план работы, то есть основные направления и этапы решения поставленной проблемы.

Объект исследования – это носитель, источник социальной проблемы.

Предмет исследования – это определённая сторона или свойства объекта.

Операционализация – это определение основные понятий и подбор количественных индикаторов и способов измерения.

Гипотеза – это обоснованные предположения о структуре изучения социологических объектов, характере составляющих их элементов, механизме функционирования и развития.

Исследование «Студенты и спорт».

Цель: выявить отношение студентов к спорту.

Задачи:

1) Выяснить информированность студентов о спорте.

2) Раскрыть как студенты оценивают спорт.

3) Выявить взаимодействие.

Причины: объективные и субъективные.

Но задачи не заходят за цель.

Процедурный раздел.

В социологии существуют 3 основных типа исследования:

1. Поисковое исследование, проводится для выявления проблемы. Опрашивается примерно 200 человек.

2. Описательное исследование, проводящееся для проверки гипотез (от 500 до 1000 человек).

3. Аналитическое исследование (2000 человек), выявляются причинно-следственные связи.

Выборка – это расшифровка объекта исследования.

Выборка бывает случайной и целенаправленной.

Методы сбора информации: опрос, наблюдение, анализ документов. У нас – анкетирование.

Методы анализа социологической информации. Существуют количественные и качественные.

1) Количественные: математическая обработка полученных данных, которая предполагает подсчёт значений распределения информации по вопросам и ответам подсчёт процентов, коэффициент корреляции, индексов.

Обработка может быть первичной (табулирование, классификация) и вторичной (обобщение для получения показателей и составление графиков, таблиц, диаграмм).

Первичную социологическую информацию можно представить с помощью простой и перекрёстной группировки, то есть классификации по одному (простая) или несколькими признакам.

2) Качественные методы – это описание, объяснение (интерпретация) и проверка (верификация) гипотез.

· Описание – это фиксация результатов исследования и типологизация данных, то есть поиск устойчивых сочетаний, свойств социальных объектов.

· Объяснение – раскрытие сущности объекта, может быть причинным, функциональным и структурным.

· Проверка гипотез – это подтверждение или опровержение выдвинутых предположений. Для этого используется статистические методы, введение контрольных переменных, построение математических моделей и подбор более чувствительных показателей.

Вопрос 8 Методы сбора социологической информации

Методы сбора информации: опрос, наблюдение, анализ документов. У нас – анкетирование.

Опрос — метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). С его помощью получают почти 90% всех социологических данных.

Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетированиеиинтервьюирование.

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.

Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно классифицировать:

по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);

по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);

по функции (основные и неосновные).

Любая анкета включает в себя три основные части: вводную; содержательную (основную) часть; заключительную часть (паспортичку)

Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка(демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.

Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.

Наблюдение.

Наблюдение - прямая регистрация событий очевидцем. Бывает простым (не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы) и научным (подчинено ясной иссл цели и четко сформулиров задачам.; планируется по заранее обдуманн процедуре; все данные наблюд фиксируются в протоколах; инф. должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость).

Наши рекомендации