Вопрос 6 Современная социология.
III этап развития социологии. С 1930-х годов.
Особенности развития общества:
· ГМК и ТНК (государственная монополия и транснациональный капитализм).
· Сосуществование двух систем: капиталистической и социалистической.
· Распад колониальной системы.
· Переход к постиндустриальной цивилизации.
Основные парадигмы:
1) Структурный функционализм.
2) Конфликтология.
3) Символический интеракционизм.
4) Концепции социального обмена.
5) Постмодернизм.
Структурный функционализм.
· Считает, что общество функционально едино.
· Все общественные явления функциональны и необходимы.
· Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы.
· Условие выживания системы – равновесие.
· Развитие общества носит эволюционный характер.
Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).
Конфликтология.
· Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем.
· Конфликт выполняет позитивные функции.
· Форма регулирования конфликтов – демократическое общество.
Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.
Символический интеракционизм.
· Социальный процесс – это выработка и изменение социальных значений.
· Главная характеристика действий людей – использование символов.
· Человек становится членом общества если усваивает образцы и нормы группового действия.
Представители: Джордж Мид и Нейл Смелзер.
Концепция социального обмена.
· Человеческое поведение – это функция его платежа.
· Социальное действие – это процесс обмена.
· Обмен строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.
Представители: Джордж Хоманс и Питер Блау.
Постмодернизм.
Разрабатывает концепции современных общественных систем:
· Постиндустриальное общество;
· Глобально общество;
· Коммуникативное общество.
Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер.
Особенности современной западной социологии:
· Развивается в двух обособленных руслах:
1) Академическая (теоретическая).
2) Прикладная (эмпирическая).
· Разделена на два уровня социологических обобщений:
1. Микросоциология.
2. Макросоциология.
· Представлена двумя методологическими основами:
1) Социоцентризм (предмет социологии – общество).
2) Человекоцентризм (предмет социологии – поведение).
· Имеет два непримиримых научных лагеря:
1. Эволюционизм.
2. Конфликтология.
· Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков).
· Связана с осознанием глобализации современного мира.
· Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам).
Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания.
Вопрос 7 Программа социологического исследования.
Эмпирическая (прикладная) социология – это раздел социологии, который изучает общественное мнение.
Главным методом эмпирической социологии является социологическое исследование, оно представляет собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность.
Для того чтобы провести социологическое исследование, необходимо:
1) Разработать программу исследования;
2) Разработать инструментарий исследования;
3) Собрать информацию;
4) Обработать информацию;
5) Проанализировать (интерпретировать) информацию.
Программа социологического исследования – это изложение общей концепции в соответствии с основными целями предпринимаемой работы.
Программа состоит из двух разделов:
1) Теоретический:
· Постановка проблемы;
· Цель;
· Задачи;
· Объект исследования;
· Предмет исследования;
· Операционализация;
· Гипотеза.
2) Процедурный (методический):
· Тип исследования;
· Обследуемая совокупность (выборка);
· Методы сбор информации;
· Методы анализа информации.
Постановка проблемы – это обоснование актуальности, значимости изучения выбранной темы и раскрытие сути проблемной ситуации, то есть реально существующего в социальной действительности противоречия.
Цель исследования – это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность. Главная цель одна.
Задачи – это конкретный план работы, то есть основные направления и этапы решения поставленной проблемы.
Объект исследования – это носитель, источник социальной проблемы.
Предмет исследования – это определённая сторона или свойства объекта.
Операционализация – это определение основные понятий и подбор количественных индикаторов и способов измерения.
Гипотеза – это обоснованные предположения о структуре изучения социологических объектов, характере составляющих их элементов, механизме функционирования и развития.
Исследование «Студенты и спорт».
Цель: выявить отношение студентов к спорту.
Задачи:
1) Выяснить информированность студентов о спорте.
2) Раскрыть как студенты оценивают спорт.
3) Выявить взаимодействие.
Причины: объективные и субъективные.
Но задачи не заходят за цель.
Процедурный раздел.
В социологии существуют 3 основных типа исследования:
1. Поисковое исследование, проводится для выявления проблемы. Опрашивается примерно 200 человек.
2. Описательное исследование, проводящееся для проверки гипотез (от 500 до 1000 человек).
3. Аналитическое исследование (2000 человек), выявляются причинно-следственные связи.
Выборка – это расшифровка объекта исследования.
Выборка бывает случайной и целенаправленной.
Методы сбора информации: опрос, наблюдение, анализ документов. У нас – анкетирование.
Методы анализа социологической информации. Существуют количественные и качественные.
1) Количественные: математическая обработка полученных данных, которая предполагает подсчёт значений распределения информации по вопросам и ответам подсчёт процентов, коэффициент корреляции, индексов.
Обработка может быть первичной (табулирование, классификация) и вторичной (обобщение для получения показателей и составление графиков, таблиц, диаграмм).
Первичную социологическую информацию можно представить с помощью простой и перекрёстной группировки, то есть классификации по одному (простая) или несколькими признакам.
2) Качественные методы – это описание, объяснение (интерпретация) и проверка (верификация) гипотез.
· Описание – это фиксация результатов исследования и типологизация данных, то есть поиск устойчивых сочетаний, свойств социальных объектов.
· Объяснение – раскрытие сущности объекта, может быть причинным, функциональным и структурным.
· Проверка гипотез – это подтверждение или опровержение выдвинутых предположений. Для этого используется статистические методы, введение контрольных переменных, построение математических моделей и подбор более чувствительных показателей.
Вопрос 8 Методы сбора социологической информации
Методы сбора информации: опрос, наблюдение, анализ документов. У нас – анкетирование.
Опрос — метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов). С его помощью получают почти 90% всех социологических данных.
Существует две основных разновидности социологического опроса: анкетированиеиинтервьюирование.
Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).
Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно классифицировать:
по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента);
по форме (открытые, закрытые и полузакрытые, прямые и косвенные);
по функции (основные и неосновные).
Любая анкета включает в себя три основные части: вводную; содержательную (основную) часть; заключительную часть (паспортичку)
Во введении указывается, кто проводит исследование, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, подчеркивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.
Паспортичка(демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надежности информации. Это вопросы, касающиеся пола, возраста, образования, места жительства, социального положения и происхождения, стажа работы респондента и др.
Особое значение имеет составление основной части анкеты, т.к. от этого во многом зависит успех проводимого исследования.
Содержание анкеты (характер и виды задаваемых вопросов, порядок их размещения, формализация предполагаемых ответов) определяется стремлением получить наиболее достоверную информацию об изучаемом объекте. Для этого необходимо хорошо ориентироваться в той системе вопросов, на базе которых формируется содержательная часть анкеты. Формулировка вопросов – самый сложный этап составления анкеты.
Наблюдение.
Наблюдение - прямая регистрация событий очевидцем. Бывает простым (не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы) и научным (подчинено ясной иссл цели и четко сформулиров задачам.; планируется по заранее обдуманн процедуре; все данные наблюд фиксируются в протоколах; инф. должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость).