Предмет и методы социологии.

Предмет и методы социологии.

Гегель: «Свобода – это познанная необходимость».

Социология как наука возникла в середине XIX века.

Слово «социология» было придумано в 1838 году Огюстом Контом (Огюст Конт придумал). Он считается основоположником социологии как науки. Сначала было «позитивная философия», «социальная физика», потом из латинского языка взяли «socio» – общество и из греческого языка «logos» – учение, буквально – наука об обществе.

Причины появления социологии:

1. Переход человечества от аграрной (традиционной) к индустриальной (промышленной) цивилизации.

В 1825 году – первый экономический кризис, 1830-1831 годы – первые рабочие движения.

2. Накопление большого количества повторяющихся фактов, которые необходимо было объяснить (войны, революции).

3. Фундаментальные открытия в естественных науках: в физике (закон сохранения и превращения энергии), биологии (теория эволюции видов Дарвина в Англии).

Источники социологии.

1) Социальная (общественная) мысль. То, о чём люди говорят…

2) Философия.

3) Социальная теория (2000 лет назад древние греки). Исчерпала себя.

Предмет социологии.

Социология – это наука о закономерностях функционирования и развития исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей и социальных групп.

Специфика предмета:

  1. Предмет и методы социологии. - student2.ru Социология – это наука об обществе как социальной системе.

 
  Предмет и методы социологии. - student2.ru

Сферы общества:

Экономи- Культурная

ческая

Предмет и методы социологии. - student2.ru Политич Социал ист

  1. Наука о социальных связях, социальных взаимодействиях и социальных отношениях.
  2. Это наука о социальном поведении людей.
  3. Наука о социальных процессах и изменениях.

Методы социологии.

Это способы познания (3 группы методов).

I. Теоретические методы.

1) Метод системного анализа.

2) Метод структурного анализа.

3) Метод функционального анализа.

4) Метод типологизации, то есть по какому-то критерию характеризуем явление.

5) Сравнительно-исторический метод.

II. Эмпирические методы, то есть практические.

1. Опрос.

2. Анализ документов.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.

5. Экспертные оценки…

III. Математические методы.

1) Статистические методы.

2) Метод факторного анализа.

3) Метод корреляции.

ВОПРОС 2

Социология и другие науки.

Социология взаимодействует со многими науками, но с разными – по-разному:

1. Методологически она связана с естественными науками (это физика, математика, биология).

2. Теоретические (общие теории) связаны с философией, историей, политологией, экономикой, юриспруденцией…

3. Функционально связана с логикой и языкознанием.

4. Практическая связь – социология даёт практические рекомендации (менеджмент, педагогика и медицина (медстатист)).

5. Появление новых наук, то есть при взаимодействии социологии с другими науками появляются другие науки: социальная психология, экономическая социология (de facto – менеджмент) и социальная экология.

Отдельные науки:

  1. История и социология. История изучает события в хронологическом порядке (что, где, когда), а социология выявляет причинно-следственные связи (почему и как).
  2. Экономика изучает производственные отношения, а социология – социальные отношения (межличностные).
  3. Психология изучает чувства и эмоции людей, социология – ценностные ориентации.
  4. Право изучает нормы отношений между людьми, а социология изучает реальные отношения, реальные действия.

Вопрос 3 Становление социологии как науки.

Основные этапы развития социологии:

I. 1840-е – 1880-е годы. Это этап становления социологии.

II. 1880-е – 1920-е годы. Этап классической социологии.

III. 1930-е – по настоящее время. Современная социология.

Детерминанты этапов:

1. Уровень развития общества.

2. Научные парадигмы (смена их, как меняются…).

Характеристика этапов:

I этап – это промышленный капитализм.

II этап – монополистический капитализм.

III этап – государственно-монополистический и транснациональный капитализм (ГМК и ТНК). Появление социологического общества.

Парадигма – это модель, образец построения научной теории.

I этап. Становление социологии как науки. 1840-е – 1880-е годы.

Особенности развития общества на этом этапе:

1) Переход от традиционного общества к промышленному производству.

2) Появление классов буржуазии и пролетариата;

3) Эксплуатация;

4) Капитал;

5) Антагонизм классов.

Основные парадигмы. Их две:

1. Позитивизм.

2. Марксизм.

Позитивизм рассматривает общество как систему, которая развивается по естественным законам (О = ЕЗ).

Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Огюст Конт (1798-1857 годы жизни). Французский философ и социолог.

Основной вклад:

1) Ввёл термин «социология».

2) Под социологией понимал научное изучение явлений общественной жизни;

3) Рассматривал общество как сложную социальную систему;

4) Считал, что общество развивается по законам функционирования (статики) и законам изменения (динамики);

5) Основу общества составляет семья;

6) Конт открыл закон двойной эволюции, то есть социальной и интеллектуальной.

Герберт Спенсер (1820-1903 годы жизни). Английский философ и социолог.

Основной вклад:

1. Положил в основу социологии идею эволюции.

2. Он считал, что общество – это единая система взаимодействующих природных и социальных факторов.

3. Социальная эволюция представляет собой развитие общества по пути его усложнения, дифференциации и интеграции.

4. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности людей.

5. Общество имеет 3 системы органов:

а) Поддерживающие (экономика);

б) Распределительная (социальная сфера);

в) Регулирующая (политическая сфера.

6. Общества бывают военные (традиционные) и промышленные.

Марксизм.

Общество развивается как по естественным, так и по исторически законам (О = ЕЗ, О = ИЗ, одновременно).

Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс…

Карл Маркс (1820-1883 года жизни, с 1842 года работал). Немецкий социальный теоретик.

Основной вклад:

1) Разработка диалектико-материстической парадигмы (диалектика – всё взаимосвязано, первична материя, сознание вторично – бытие определяет сознание).

2) Общество – это естественный исторический процесс, закономерности которого не зависят от воли и сознания людей.

3) Главную роль в обществе играют материальное производство и экономические отношения.

4) Существует диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.

5) Ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации.

Вопрос 4 Западная Классическая социология.

II этап 1880-е – 1920-е годы.

Изменения в обществе: этап монополистического капитализма, характерны империализм, колониализм и борьба за передел мира.

Парадигмы:

1) Социологизм (немного изменённый позитивизм);

2) Антипозитивизм;

3) Психологизм.

Представителем позитивизма был Эмиль Дюркгейм (1858-1917 года жизни). Французский социолог.

Основной вклад:

1) Предмет социологии – социальные факты, то есть идеи, нормы, ценности (не все четыре сфера жизни общества, а только социальная, без политической, экономической и культурной).

2) Социальный факты – это особая реальность, которая не зависит от индивида, но способна оказывать на него давление.

3) Обосновал идею общественной солидарности, он считал, что солидарность может быть механической и органической.

4) Основные теории: теория социального реализма; теория разделения труда; теория социальных институтов; теория девиации (отклонения, бывает положительным и отрицательным); теория аномии («номас» по-гречески «закон», «аномия» – беззаконие; бывают 3 состояния: а) старые законы уже не действуют, а новые – ещё; б) законы есть, но люди их не признают; в) законы есть, но поведение людей им не соответствует); теория самоубийства.

5) Исследовал роль коллективного сознания (религию, мораль, право).

6) Развил концепцию религии без бога.

Антипозитивизм. Общество развивается по своим собственным (социальные) законам (О = СЗ).

Макс Вебер (1864-1920 годы жизни). Немецкий социолог, социальный философ, историк.

Его вклад:

1. Основоположник понимающей социологии.

2. Разработал методологию познания.

3. Предмет социологии – это социальное поведение.

4. Разработал теории:

а) Идеальных типов;

б) Эмпирической реальности;

в) Социального действия;

г) Рациональности (бюрократии);

д) Генезиса капитализма.

5. Социология права.

6. Политическая социология.

7. Социология религии (протестантская этика).

Методология познания Макса Вебера:

1) Использование логических приёмов, которые:

· Позволяют делать широкие обобщения;

· Дают возможность сводить элементы действительности к их причинам.

2) Оперирование понятиями.

3) Разведение оценочных суждений и теоретический операций.

Задача социологии: понять действительную жизнь в её своеобразии.

Психологическое направление социологии.

Сведение социального к психологическому: объяснение всех общественных явлений из психических процессов в индивиде.

Представители: Лестер Уорд (основоположник), Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Черльз Кули.

Вклад направления:

· Общество развивается на основе разумного управления.

· Первичные социальные факты – желания индивида или представления людей друг о друге.

· Основная историческая сила – «народный дух».

Заслуга представителей:

Привлекли внимание к проблемам общественного сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Габриэль Тард (1843-1904 года жизни). Французский социолог.

Его вклад:

1) Задача социологии – в изучении законов подражания;

2) Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний;

3) Объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания.

Вопрос 5 (выбери, по возможности, главное) социологическая мысль в России

Зарождение российской социологии приходится на пореформенный период (1861 г.).

На процесс ее становления оказали воздействие особенность исторического развития России, своеобразие культурных традиций и специфика гуманитарной мысли. Подобно тому, как развитие капиталистических отношений в западноевропейских странах обусловило во многом, позитивистское направление в обществоведческих науках, так и в нашей стране первоначально эволюция социологии происходила в позитивистском ключе. Ее субъективная ориентация была предопределена живучестью народнических традиций.

Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход.

Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский.

Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются:

- натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова);

- субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский);

- психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти);

- плюралистическая (М.М.Ковалевский).

На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями:

- cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский);

- русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий);

- религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев).

Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству.

Положение социологической науки в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось почти десятилетним взлетом, а затем ее забвением до 1960-х годов. Рассматривая состояние социологической мысли в Советской России, следует отметить, что первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались продолжающимся развитием социологической мысли. В качестве примера можно привести творчество П.А.Сорокина, А.А.Богданова и др.

Ко второй половине 20-х годов общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с "буржуазной социологией", а покончили с социологией вообще. После 20-х годов последовал продолжительный период затишья - на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы. Социологи 50-60-х годов, или как, их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу - не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822-1885), М.М.Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889-1968).

Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.

В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии – сектор труда и быта рабочего класса.

Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.

На современном этапе отечественная социология переживает достаточно сложный период превращения в самостоятельную научную дисциплину. Для российской социологии характерен переход от социально-философской тематики (исторического материализма) к собственно социологической, акцентирование внимания не на методологических (инструментальных, операционных) проблемах, а на концептуальных (смысловых) и ценностных (этических). Социологи все больше начинают изучать конкретные, частные стороны социальной реальности. Наблюдается отход от преимущественного изучения объективных факторов в общественном развитии к преимущественно субъективным факторам.

Наблюдение.

Наблюдение - прямая регистрация событий очевидцем. Бывает простым (не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы) и научным (подчинено ясной иссл цели и четко сформулиров задачам.; планируется по заранее обдуманн процедуре; все данные наблюд фиксируются в протоколах; инф. должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость).

Типы социальных системы.

I. По уровню системы:

1) Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).

2) Макросистемы (об обществе в целом…).

3) Мегасистемы (общепланетарная система).

II. По качеству:

  1. Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.
  2. Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.
  3. Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.

III. По структуре:

1) Гомогенные (однородные).

2) Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).

Вопрос 11 Общество как социокультурная система.

Общество – это исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность отношений между индивидами в процессе их совместной жизнедеятельности.

Признаки общества.

1. Общность территории.

2. Самовоспроизводство.

3. Самообеспеченность (общая экономика).

4. Саморегулируемость.

5. Наличие норм и ценностей.

Структура общества.

1. Социальные общности и группы (люди создают сами).

2. Социальные организации и институты.

3. Нормы и ценности.

Источник развития общества: инновационная энергия людей.

Функционирование общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство на основе:

1) Социализации (на основе усвоения норм общества).

2) Институционализации (когда мы вступаем во всё новые и новые отношения).

3) Легитимации (когда уже под отношения в обществе подводятся законы).

Алгоритм развития общества:

Инновация =>

Шок (нарушение равновесия) =>

Бифуркация (разделение) =>

Флуктуация (колебание) =>

НОВОЕ ОБЩЕСТВО.

Функции общества.

1. Создание условий для удовлетворения разнообразных потребностей индивида.

2. Предоставление индивидам возможностей для самореализации.

Типы обществ.

I. По способу производства.

· Первобытное общество.

· Рабовладельческое общество.

· Феодальное общество.

· Капиталистическое общество.

· Коммунистическое общество.

II. По цивилизационному критерию.

· Традиционные общества (доиндустриальные, аграрные).

· Индустриальные общества.

· Постиндустриальные общества.

III. По политическому критерию:

· Демократические общества.

· Авторитарные общества.

· Тоталитарные общества.

IV. Религиозный критерий.

· Христианские общества: католические (их больше всего); протестантские; православные.

· Мусульманские – суннитские и шиитские общества.

· Буддистские (буряты).

· Иудейские общества (евреи).

Закономерности развития общественных систем.

  1. Ускорение истории. Фактически, каждое следующее общество проходит свой жизненный цикл быстрее, чем предыдущее (первобытное дольше всех, остальные меньше…).
  2. Уплотнение исторического времени. На каждом следующем сравнимым с предыдущим этапом происходит больше событий, чем на предыдущем этапе.
  3. Закономерность неравномерного развития (неравномерность развития).
  4. Возрастание роли субъективного фактора. Это означает возрастание роли личности, каждого человека.

Вопрос 12 типы современных общественных систем

Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий(например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).

Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски).

Теннисклассифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). Основные различия между ними заключается в следующем:

· в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором люди руководствуются личной выгодой;

· первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных законах;

· первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует специализированные профессиональные роли;

· первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;

· главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации и ассоциативные формы объединения людей.

Типология обществ Дюркгеймабазируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества.

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой подход, рассматривавший историю о развитии как смена трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное.

Поппер немецкий социолог середины 20в (книга К. Поппера «Открытое общество и его враги») выделял 2 типа современного общества: открытое и закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).

Вопрос 15 Социализация.

Становление личности происходит в процессе социализации.

Социализация – это усвоение человеком соц норм, традиций, видов поведения в данном общ-ве.

Общ-во взаимодейств. С личностью и наоборот.

С одной стороны: передача обществом своего опыта человеку, с др стороны усвоение человеком этого опыта.

Этапы социализации:

-дотрудовая

-трудовая

-послетрудрвая

Формы социализации:

-Адаптация

-Интеграция

-Воспитание (воздействие на дух и физич развитие)

Агенты социализации - это конкретные люди, ответств. за обучен. культ. нормам. (родители, учителя, церковь)

Институты соц-ии – это те соц. учреждения, которые влияют на процесс трансляции (передачи) соц-ных норм.

Если человек утрачивает соц. нормы и ценности, то с ним происходит десоц-ция.

Если человеку приходится усваивать новые нормы и ценности – это ресоц-ия.

Вопрос 16 Социальные роли

Личность есть система,т к выполняет множ-во ролей.

Роль-стандартизированные социальные роли формирующиеся общ-ом по мере своего развития.

Роль студента появ в 12 веке

В любом обществе существует матрица ролевых отношений. на основе ролевых отношений формир ролевые предписания ,а на основе предписаний складыв сис-ма ролевых ожиданий.

Особенности соц ролей:

  • Не обусловлена свойствами индивида

Однако выполнение соц роли заключ в проявлении индивид-личностных черт

  • Каждая личность выполняет несколько ролей
  • Личность всегда автономна от любой роли
  • Выполнение роли зависит от
  1. Ролевых установок(готовность выполнять роль)
  2. Ролевого понимания
  3. Ролевых способностей
  4. Ролевые ориентации
  5. Ролевые мотивы

Типы соц ролей:

  • Предписанные(т е дан от рождения,пол,возраст,соц происхождение)
  • Приобретаемые

Соц статус-соотносит положение чел-ка в общ-ве или в группе.

Статус зависит от соц-экономич,политич и демографич признаков,а так же от типа образования,занятий,стиля жизни и господств системы ценностей.

Каждый человек имеет несколько статусов:

  • Предписанный(от рождения)
  • Достигаемые(через собств выбор)
  • Позитивный(престижный)
  • Негативный(по профессии или рассовой принадлежности)

Каждый человек имеет соц статус и личный статус

Соц. Статус показывает:

  • Место человека в системе обществ отн
  • Осн функции личности как субъекта общ отношений
  • Деят-ть личности в осн сферах жизни
  • Оценка деят-ти личности со стороны об-ва
  • Самооценка личности

Не проигрывает как роль ,а завоевыв личностью

Функции дивиации

  • Способны усилив подчин нормам,
  • Привлекая внимание к наруш норм,группа может укрепить саму себе
  • Явл катализатором соц изменен

Функции общества

  1. Создание условий для удовлетворерия разнообразн потребностей индивидов
  2. Предоставл индивидам возможностей для самореализации

Функции соц инст

  • Обеспечение развития об-ва
  • Осущ социализации
  • Обеспеч приемствен в использован ценностей и норм соц поведения
  • Стабилизация обществ отн-ий
  • Согласование и интеграция действий людей

Структура соц института:

  • Определен сфера деят-ти
  • Группа лиц,выполняющ организ-управленч функции
  • Нормы и принципы отнош между людьми
  • Материальн св-ва

Функции соц орг

  • Координация действий людей
  • Сглаживание конфликтов между управляющ и подчиненными
  • Сплочение членов коллектива
  • Сохранение чувства индивидуальн

Типы соц организаций

  • Большая(гос во)
  • Средняя (универ,профсоюзы)
  • Малая(семья,студ группа)

2.по правовому основанию

  • Легетимные(формальные и неформальные) и нелегальные(форм и неформ)

3.по историч типам:

  • Сословно-феод(высокий уровень иерархии)
  • Командно-админ
  • Гражд об-во(прав гос во,автономия личности)

Структура соц процесса

  1. Причины и условия изменений
  2. Сами изменения и их результаты
  3. Механизмы преобразований

Особенности соц процессов

  • В основе любого соц процесса лежат противоречия,т е взаимодейств противоположн сторон
  • Не происходящих сами по себе.явл результатом взаимодействия людей
  • Длит время
  • Соц процессам присущи устойчивость,непрерывность,неравномерность
  • Обществ содержание и массовый характер

Типология соц процессов

  1. По содержанию
  • Ассоциативные(объединяющ)
  • Диссоциативн(разъединяющ)

2.по качеству

  • Воспроизводство
  • Развитие
  • Переходные

3.по уровню системы

  • Микросоциальн
  • Макро-процесс(уровень об-ва)
  • Мега-процессы

4.по направленности

  • Прогрессивн
  • Регрессивн
  • Застойные(станационные)

5.по степени управления

  • Стихийные
  • Направлен
  • Естественно историч

Вывод:все типы соц процессов могут быть:позитивн и негативн,функцион и дисфункцион.

Соц противоречие проходит несколько этапов в своем развитии

  1. Этап тождество
  2. Несуществ различ
  3. Существен различия
  4. Померность
  5. Относит самостоятельность
  6. разрыв

Вопрос 27 Социальный кризис

Социальный кризис.

Социальный кризис – это острейшая форма проявления социального противоречия когда разрушается социальная стабильность, связи и наступает упадок, социальная система выходит из равновесия и её функционирование становится невозможным.

Объективная сторона кризиса – это противоречия, а субъективная сторона – это осознание социальной ситуации как критической.

Динамика кризиса.

1 этап. Оживление социальных сил.

2 этап. Объединение социальных сил.

3 этап. Подъём социальных сил.

4 этап. Натиск.

Функции социальных кризисов:

1. Обнаружение противоречий.

2. Обострение противоречий.

3. Ликвидация отжившего.

4. Ускорение развития.

Типы социальных кризисов.

I. По механизму действия.

1) Перманентными (постоянными).

2) Периодические.

3) Хронические.

4) Конъюнктурные (то есть спроса и производства).

5) Структурные (в какой-то сфере).

II. По сферам проявления:

1) Политический (парламентский, конституционный…).

2) Экономический (финансовый, банковский, кризис перепроизводства или недопроизводства…).

3) Социальные кризисы (кризис семьи).

4) Кризис здравоохранения.

5) Кризис воспитания.

6) Кризис в сфере образования.

III. По уровню кризисы бывают от микрокризисах (от внутриличностных) до мегакризиса, есть ещё макрокризисы.

Основные способы разрешения кризисов: реформы, революции и террор.

Вопрос 28 Социальные реформы и революции.

Социальные реформы и революции.

Реформа (с латинского) – преобразование.

Социальная реформа – это комплекс мероприятий по переустройству, преобразованию какой-либо стороны общества без изменения его основ.

Особенности реформ:

1) Реформы осуществляются целенаправленно.

2) Реформы осуществляются «сверху», то есть органами власти.

3) Реформы осуществляются с помощью соответствующих законов, постановлений, указов.

4) Реформы всегда носят двойственный характер, так как, с одной стороны, они всегда предохранительная реакция для власти (для власть придержащих), а с другой стороны они всегда – шаг к лучшему (хотя хотели как лучшему, а получилось как всегда).

5) Реформы проводятся во всех сферах жизни (и политическими, и экономическими, и социальными, и культурными).

Социальные революции.

Революция (латинский) – переворот.

Социальная революция – это глубокое скачкообразное качественное изменение всего общества (именно всего, а не какой-то стороны).

Особенности революций:

Революции – это всегда насилие, но это насилие может осуществляться двумя путями: мирными (какие-то кардинальные реформы как в России в 90-х годах XX века (в науке ещё революцией называется) или выборы – в Чехословакии в 1948 году и в конце 70-х годов, бархатная революция – избрали снова капиталистическое правительство) и немирными (вооружённое восстание 1917 года, гражданская война, партизанская война – Фидель Кастро на Кубе) путями.

Типы социальных революций:

1. Буржуазные революции XVII-XVIII век (Голландия. Великобритания, США).

2. Буржуазно-демократические XIX века.

3. Социалистические революции (Франция – конец XIX века, XX век в России).

4. Колониальные революции, которые привели к флаговой независимости от метрополии.

5. Национальные революции, то есть развитие колониальных революций.

6. Антифашистские революции.

7. 40-60-е годы антидиктаторские революции.

8. 1978 год в Иране исламская революция, которая была возглавлена священнослужителями (были запрещены шахматы).

9. Мирные, бархатные, цветные революции (революция красных роз в Грузии, оранжевая или каштановая революции в Украине…).

Предмет и методы социологии.

Гегель: «Свобода – это познанная необходимость».

Социология как наука возникла в середине XIX века.

Слово «социология» было придумано в 1838 году Огюстом Контом (Огюст Конт придумал). Он считается основоположником социологии как науки. Сначала было «позитивная философия», «социальная физика», потом из латинского языка взяли «socio» – общество и из греческого языка «logos» – учение, буквально – наука об обществе.

Причины появления социологии:

1. Переход человечества от аграрной (традиционной) к индустриальной (промышленной) цивилизации.

В 1825 году – первый экономический кризис, 1830-1831 годы – первые рабочие движения.

2. Накопление большого количества повторяющихся фактов, которые необходимо было объяснить (войны, революции).

3. Фундаментальные открытия в естественных науках: в физике (закон сохранения и превращения энергии), биологии (теория эволюции видов Дарвина в Англии).

Источники социологии.

1) Социальная (общественная) мысль. То, о чём люди говорят…

2) Философия.

3) Социальная теория (2000 лет назад древние греки). Исчерпала себя.

Предмет социологии.

Социология – это наука о закономерностях функционирования и развития исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей и социальных групп.

Специфика предмета:

  1. Предмет и методы социологии. - student2.ru Социология – это наука об обществе как социальной системе.

 
  Предмет и методы социологии. - student2.ru

Сферы общества:

Экономи- Культурная

ческая

Предмет и методы социологии. - student2.ru Политич Социал ист

  1. Наука о социальных связях, социальных взаимодействиях и социальных отношениях.
  2. Это наука о социальном поведении людей.
  3. Наука о социальных процессах и изменениях.

Методы социологии.

Это способы познания (3 группы методов).

I. Теоретические м

Наши рекомендации