Онлайн исследования. Виды. Проблемы и преимущества. Опросы. Качественные исследования в Интернет.
Генеральной совокупностью являются все интернет пользователи (не все население!). По последним данным интернет аудитория составляет >35% населения (Россия).
Чем больше доля пользующихся Интернетом, тем для более широкого круга задач, изучения различных групп населения онлайн методы оказываются применимыми.
Виды:
1. Онлайн опрос
2. Онлайн наблюдение (нетнографи)
3. Онлайн фокус-группа
4. Онлайн интервью
Объект:
· Активный пользователь интернета
· Труднодоступная группа (занятые люди, люди с ограниченными возможностями, закрытые сообщества (неформальные объединения, девиантные группы))
Предмет:
· Особенности пользования интернетом, технологиями
· Темы сенситивного характера, сложные для личного обсуждения (для анонимности и автономности)
Ограничения для использования:
1. группа, не имеющая доступа к Интернету или слабо вовлеченная в интернет-среду (например, пожилые люди, низкоресурсные группы)
2. предметы исследования, подразумевающие работу с материальными объектами (напр. Тестирование образцов)
3. необходимость получения «детальной» информации
Для исследований, требующих широкого географического охвата (при ограниченных по времени и финансах).
Преимущества, с точки зрения:
1) технологичности доступа к респондентам, 2) широты пространственного охвата при фиксированномбюджете, 3) управления временными параметрами опроса для обеспечения его одномоментности (или при необходимости — для реализации сложных процедур последовательного, повторного или привязанного к времени значимых оффлайн событий контакта с отдельными группами опрошенных), 4) контроля за качеством ввода ответов и процессом кодирования и обработки опросных данных, 5) легкости реализации процедур контроля над выборочными единицами, 6)обратной связи с респондентами и некоторых других извечных методологических трудностей
Онлайн опросы.
Преимущества:
1) экономия ресурсов (время, деньги)
2) большой объем выборки
3) быстрота опроса
4) возможность оперативного реагирования (изменение анкет)
5) широта охвата
6) достижимость
7) нацеленность (люди со специфическими интересами)
8) релевантность (самостоятельность, отсутствие влияния)
9) высокий уровень доверия
10) широта охвата предметных полей
11) организационная гибкость
12) строгая логика проведения опроса
Недостатки:
1) отсутствие репрезентативности (интернет аудитория сильно отличается от населения страны) (смещение результатов)
2) стихийность выборки
3) неоднократное участие в опросе
4) отсутствие данных о генеральной совокупности
5) намеренное искажение данных
6) ограниченная длина опросника
Качественные исследования.
Онлайн фокус-группы (ОФГ), как и большинство онлайн методов ,имеют ряд преимуществ. Во-первых, они дают исследователю возможность набирать респондентов из любых частей страны. Во-вторых, анализ результатов и подготовка отчета могут быть проведены сравнительно быстро, так как запись интервью готова сразу же по его окончании. В-третьих, гораздо дешевле собрать мнения в рамках онлайн дискуссии, чем приглашать респондентов в специальное помещение для личного присутствия на обсуждении. Наконец, существуют эффективные возможности тестирования мультимедийного контента. С другой стороны, у ОФГ есть и существенные недостатки. Большинство авторов отмечают, что онлайн дискуссиям не хватает личного контакта: невозможно наблюдать за выражением лица, «читать» язык тела. К участию в исследовании могут быть привлечены только представители целевой группы, быстро набирающие текст на клавиатуре. Основной недостаток метода, однако, состоит в том, что распечатки по итогам ОФГ получаются сравнительно «тонкие» (объем полученного текста оказывается неутешительно мал).
Качественные онлайн исследования — это спящая красавица, по-прежнему ждущая принца, который ее разбудит. Как было показановыше, такие исследования позволяют преодолевать пространственные ограничения, обеспечивая возможность собирать мнения вне зависимости от местоположения респондентов. Можно тестировать
любые мультимедийные стимульные материалы. Репрезентативность — не проблема. На получаемые результаты не оказывают влияния
фактор интервьюера или социальное давление. Ответы респондентов получаются более откровенными, а тексты — более длинными. Качественные онлайн исследования позволяют по-новому взглянуть на многие аспекты исследовательской деятельности, не говоря уже о том, что проводятся они значительно быстрее, а стоят дешевле. В этой связи хочется еще раз подчеркнуть, что оптимальным решением являются доски объявлений.