Типы администрирования опросов.
Опрос - наиболее распространенный социологический метод.
• Применим для изучения содержательных характеристик
которые:
– не поддаются прямому наблюдению;
– проблема недостаточно или вообще не обеспечена документальными источниками.
• Метод опроса в социологии = анкетирование.
Преимущества опроса
• Универсальность (широта тематики и охвата социальных слоев населения).
• Высокий уровень стандартизации («объективность», репрезентативность, надежность данных)
• Возможность статистического анализа.
Недостатки опроса
• Невозможность учесть все возможные смещения ответов:
– Эффект интервьюера
– Неискренность респондентов
– Угроза фальсификации
– И др.
Разновидности опросов
Существуют два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.
Интервью (— проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым), причем запись ответов последнего производится либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Различается по:
- По содержанию беседы
- Документальное (изучение событий прошлого, уточнение фактов)
- Интервью мнений (выявление оценок, взглядов» суждений)
- Интервью с экспертами
- По технике проведения
- Свободные (это длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе ("путеводитель интервью")) (УМЕСТНО НА СТАДИИ РАЗВЕДКИ)
- Нестандартизированные (детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов)
- Формализованные
- По особенностям процедуры интервью
- интенсивным ("клиническим", т. е. глубоким, длящимся иногда часами); цель: сведения о внутренних побуждениях, мотивах, склонностях опрашиваемого
- фокусированным на выявление относительно узкого круга реакций опрашиваемого; цель: извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие
- ненаправленные ( носят «терапевтический» характер, инициатива течения беседы принадлежит самому респонденту, интервью помогает «излить душу»)
- нарративное (направляемый интервьюером свободный рассказ, повествование о жизни; Текст такого повествования подлежит качественному анализу. )
- по способу организации
- групповые (это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе.) передача познера
- индивидуальные
- личные
- телефонный опрос
Телефонный опрос
• Используется в рамках населенного пункта с высоким уровнем телефонизации.
• Основные преимущества
– Экономичность
– Оперативность (быстрый отбор респондентов,
отсутствие этапа размножения полевой документации
и т.д.)
– Минимальное влияние интервьюера.
Телефонный опрос: ограничения
• Временные ограничения (интервью по телефону не должно длиться более пятнадцати минут)
• Невозможность соблюсти репрезентативность выборки
• Неискренность ответов.
- он-лайн опрос
Он-лайн опрос
• Последнее время все чаще используется
– Рассылка анкет по электронной почте;
– Размещение текстовых анкет в группах новостей;
– Интернет-форумы и телеконференции;
– Анкеты в формате web-страниц.
• Имеет преимущества и недостатки телефонного опроса
• Проблема репрезентативности и достоверности.
Анкетные опросы
Опрос по анкете предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с самим собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).
Анкетные опросы классифицируют
· по содержанию и конструкции задаваемых вопросов
- открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме
- закрытые опросы (все варианты ответов заранее предусмотрены).
- полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
- Зондажный, или экспресс-опрос, применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3—4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых;
- По местонахождению респондента
- Опрос по почте (в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению)
- анкетирования на месте (анкетер сам собирает заполненные листы)
- по количеству респондентов
- Групповое (30—40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет)
- Индивидуализированное (анкетер обращается индивидуально к каждому респонденту).
- тема опросов:
- событийные анкеты
- анкеты на выяснение ценностных ориентации и мнений
- статистические анкеты (в переписях населения)
- хронометражи суточных бюджетов времени и т. д.
При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизировать искажения данных, связанных с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует практиковать в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении может передаваться опрашиваемыми друг другу с какими-то комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.
Независимо от того, прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанных с надежностью информации, оказывается для них общими.
ВОПРОС № 13
Воп 13
Понятие выборки и репрезентативности.
Выборка может быть либо репрезентативной (выборочная совокупность есть микромодель генеральной совокупности), либо нерепрезентативной. В последнем случае нам как минимум неизвестны пропорции существенных характеристик в генеральной совокупности, или мы знаем, что эти пропорции в выборке не соблюдаются. Возможна двоякая логика анализа "от причин к следствию" или "от следствий к причинам", что определяется гипотезой и содержанием данных.