Качественное интервью: типы, процедуры
1) По числу участников:
- индивидуальное
-фокус-группа
2) По характеру полученных данных:
- биографические
- нарративные (минимальное участие исследователя, свободное повествование респондента)
Главные элементы:
- введение (тема, правила, установление контакта)
- прямые вопросы (социально-демографические характеристики)
- зондирование (уточнение)
- непрямые вопросы
- интерпретация (уточнение)
- окончание (благодарность)
- снежный ком (следующий информируемый респондент)
Технические особенности интервью:
- предварительная договоренность (время, желание, тема, запись)
- доброжелательный настрой
- тихое помещение
- список вопросов
Фокус-группа как метод
Фокус – обсуждение, сфокусированное на определенной проблеме.
Группа – несколько участников обсуждения.
Понятие метода (Мертон, Фиске, Кендел)
Фокус-группа
____________
Фокусированное интервью в группе
Групповая дискуссия Глубинное групповое интервью
Определение метода:
-фокус на конкретной теме
- 4-10 человек
- под руководством модератора, задача которого стимулировать процесс комфортного внутригруппового взаимодействия
- в результате, участники рассказывают о своем опыте, мнениях, взглядах
Один из самых популярных методов, комбинирует разные способы сбора данных: интервью, наблюдение, эксперимент.
История метода: Малиновский, Левин, Темплтон. В социологии: Мертон, Белановский.
ВОПРОС №7
Контент-анализ как социологический метод
Информация из презентации:
Метод контент-анализа
•Анализ контента (содержания) текста.
•История: изучение рекламных и пропагандистких материалов, период ВОВ.
•Разнообразие вариантов контент-анализа.
•Чаще всего количественный (сколько?), чем качественный (как?)
•Часто применяется
Анализ наших интервью: качественный контент- анализ
•Список вопросов, на которые Вы будете искать ответы.
•Вопросы относительно:
–Гипотез
–Планирование анкеты
–Выборки респондентов.
•См. материалы позже ( тема: кач. интервью)
Из учебника:
Контент-анализ - метод эмпирических социологических исследований , способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики
Контент-анализ
Слово «контент» означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведе-ния искусства, а также, разумеется, и официальные документы.
Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, мера эффективности политических слоганов, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы. В последние десятилетия данный социологический метод заимствовали и активно используют те представители социогуманитарных наук (юристы, историки, журналисты, языковеды, литературоведы, политологи, психологи, экономисты и др.), которые заинтересованы в установлении объективных признаков разнообразных человеческих коммуникаций.
Какие документы подлежат контент-анализу? Ответ на этот вопрос зависит от исследовательской программы, объекта, предмета, цели, задач и гипотез исследования. Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их со-четание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ по-зволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социаль-ный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. он предполагает получение количественной информации о содержимом документа на основе ее кодирования. Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов тем, что он позволяет «вписать» содержание документа в социальный контекст. «Вписывание» документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом. Формализован-ность, систематизированность и строгость контент-анализа проявляется в следующем. Прежде чем непосредственно анализировать текст документа, исследователь определяет категории анализа, т.е. ключевые понятия (смы-словые единицы), имеющиеся в тексте . Нужно постараться достичь того, чтобы категории анализа были:
а) уместными, т.е. соответствовали решению исследовательских за-дач;
б) исчерпывающими, т.е. достаточно полно отражали смысл основ-ных понятий исследования;
в) взаимоисключающими (одно и то же содержание не должно вхо-дить в различные категории в одинаковом объеме);
г) надежными, т.е. такими, которые не вызывали бы разногласий между исследователями по поводу того, что следует относить к той или иной категории в процессе анализа документа.
После определения системы категорий анализа выбирается соответствующая им единица анализа текста. За единицу анализа может быть принято: а) слово, б) предложение, в) тема, г) идея, д) автор, е) персонаж, ж) социальная ситуация, з) часть текста, объединенная чем-то, что соот-ветствует смыслу категории анализа. Затем устанавливается единица счета, т.е. количественная мера единицы анализа, позволяющая регистрировать частоту (регулярность) появления признака категории анализа в тексте. Единицами счета могут быть число определенных слов или их сочетаний, количество строк, печатных знаков, страниц, абзацев, ав-торских листов, площадь текста, выраженная в физических пространст-венных величинах, и многое другое.
Проведение контент-анализа требует предварительной разработки ряда исследовательских инструментов. Из них обязательными являются:
1) классификатор контент-анализа,
2) протокол итогов анализа, который имеет второе обозначение – бланк контент-анализа(содержит: во-первых, сведения о документе (его авторе, времени издания, объеме и т.п.); во-вторых, итоги его анализа),
3) регистрационная карточка или кодировальная матрица,
4) инструкция исследователю, непосредственно занимающемуся ре-гистрацией и кодировкой единиц счета,
5) каталог (список) проанализированных документов.
ВОПРОС № 8
8.Кейс-стади как исследовательская стратегия
Одной из стратегий качественного исследования является кейс-стади (изучение случая), или монографическое исследование (более традиционное название для отечественного обществоведения).
Кейс-стади — это стратегия эмпирического исследования отдельного, относительно ограниченного по масштабам объекта (группы, организации, индивида) в более или менее широком внутреннем и внешнем контексте. Кейс-стади — это не метод сбора или анализа информации, а именно исследовательская стратегия. Разнообразные методы сбора и анализа информации входят в нее в качестве составных частей. В основе этой стратегии лежит методология холизма (целостности). Концепция социокультурного поля — одна из ее разновидностей. Нельзя из поля вырвать отдельные процессы, не нарушив его целостность. Нельзя понять отдельные процессы, не поняв логики развития всего поля — его ресурсов, культурной программы, языка внутренней и внешней коммуникации.
Стратегия кейс-стади может классифицироваться по критерию объекта исследования. В принципе в этой роли может выступать любой социальный объект.
1. Одна из разновидностей кейс-стади — биографическая стратегия. Правда, далеко не всегда использование биографического подхода означает, что здесь имеет место стратегия кейс-стади. Эту стратегию не стоит путать с биографическим интервью, которое может вписываться в разные стратегии. О биографической стратегии можно говорить лишь тогда, когда биография одного человека изучается как комплексный объект с использованием всех доступных методов сбора и анализа информации. При этом биографическое интервью может и не быть в перечне методов. Это имеет место, когда герой умер или так высоко поднялся в социальной иерархии, что стал недоступен (избран президентом). Другой часто встречающийся вариант недо-ступности — он стал главой террористической организации.
2. Кейс-стади семьи. Эта стратегия близка к биографической, но не сводима к ней. Семья — это и социальный институт, и социальная общность.
3. Другая относительно часто встречающаяся разновидность этой же стратегии — организационное кейс-стади. В этом случае в качестве объекта выступает предприятие, фирма, политическая организация и т.п. Суть стратегии от этого не меняется: она направлена на комплексное, всесторонне изучение одного объекта.
4. Классический вариант той же стратегии — кейс-стади населенного пункта. Она получила развитие в антропологии, а затем была перенесена на изучение малых городов.
5. Кейс-стади события (забастовки, демонстрации и т. дДругой вариант классификации стратегии кейс-стади — по местоположению исследователя относительно изучаемого объекта. В принципе встречаются два варианта:
а) Кейс-стади в форме включенного наблюдения. Суть этого варианта состоит в том, что изучение объекта происходит изнутри, а сам исследователь (или исследователи) в той или иной мере включены в качестве участников в изучаемые процессы. Обычно такая стратегия применяется для изучения населенных пунктов, реже — организаций. Разновидностью такой стратегии можно в принципе считать и аналитические автобиографии, хотя с точки зрения используемых методов — это совершенно особый жанр научного исследования. Стратегию включенного наблюдения не стоит путать с методом сбора информации, имеющим то же название.
б) Кейс-стади, в котором исследователь изучает процессы, находясь вне изучаемого объекта. Разумеется, это в первую очередь относится к биографическим исследованиям. Часто встречается при изучении организаций: исследователи в них не работают, а лишь в той или иной мере приближаются к ним. Кейс-стади вызывает у многих исследователей скептическое отношение. Причина, вероятно, в том, что эта стратегия открыта для субъективизма и поверхностности. Это опасность, которая чаще всего отмечается при описании всех качественных методов.
Проектирование кейс-стади
Проект исследования — это логика связи исходного исследовательского вопроса с данными, которые должны быть собраны, и выводами, которые будут сделаны. Каждое эмпирическое исследование в явном или скрытом виде имеет в своей основе проект (Yin 1994: 18).
Проект кейс-стади может иметь линейный характер или принимать форму этнографической спирали. В продолжительных и глубоких исследованиях второй вариант предпочтительнее. Он означает, что в ходе сбора материала происходит уточнение и дополнение исследовательских вопросов.
Цель проекта исследования — избежать сбора материала, который не помогает ответить на поставленные исходные вопросы, и в то же время не пропустить тот материал, без которого цель окажется не достижимой.
Проект кейс-стади обычно включает в себя целый ряд компонентов (Yin 1994: 20).
1. Исследовательские вопросы. Для кейс-стади типичны вопросы «как?» и «почему?».
2. Предположения, гипотезы относительно того, как на эти вопросы можно ответить. Этот блок не является обязательным. Если исследование начинается при минимальной осведомленности об объекте, то гипотезы, конечно, отсутствуют. Отказываются от них и в тех случаях, когда есть основания подозревать, что возникающие предположения опираются либо на расхожие стереотипы, либо на теории, применимость которых в данных условиях сомнительна.
3. Выбор единицы анализа. Иначе говоря, это ответ на вопрос: «Что будет в данном исследовании случаем?». В качестве такового могут выступать объекты разного масштаба: индивид, подразделение предприятия, фирма, город, отрасль и т. д.
4. Логика связи данных с гипотезами. Смысл этого блока проекта состоит в ответе на вопрос: «Какие данные могут подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу?»
Какую роль играет теория в подготовке проекта кейс-стади? Ответ на этот вопрос не может быть простым и однозначным. Можно выделить два варианта кейс-стади:
(а) Эвристическое исследование. Оно ведется в этнографический традициях с целью формулирования новой мини-теории изучаемого явления, Здесь предварительная теоретическая проработка вопроса не нужна.
Исследователь описывает случай с сознанием, не замутненным предварительным знанием.
(б) Проверочное исследование. Его целью является проверка применимости той или иной теории к анализу данного случая. В этой ситуации разработка проекта начинается с теоретического анализа возможности интерпретации данного случая в категориях той или иной научной концепции.
ВОПРОС № 11