Культура как регулятор общественных отношений

Ролевые теории личности

Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею (интернализация) или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее социального статуса в данном обществе или социальной группе. Основные положения теории социальных ролей были сформулированы американским социальным психологом Дж. Мидом, антропологом Р. Линтоном. Первый акцентировал внимание на механизмах «научения роли», освоении ролей в процессах межличностного общения (интеракции), подчеркивая стимулирующее воздействие «ролевых ожиданий» со стороны значимых для индивида лиц, с которыми он вступает в общение. Второй обратил внимание на социально-культурную природу ролевых предписаний и их связь с социальной позицией личности, а также на назначение социальных и групповых санкций. В рамках ролевой теории были экспериментально выявлены следующие феномены: ролевой конфликт – переживание субъектом неоднозначности или противоборства ролевых требований со стороны разных социальных общностей, членом которых он является, что создает стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция ролевой структуры личности – следствия гармоничности или конфликтности социальных отношений.

24 динамика социальных конфликтов

В социальном конфликте обычно выделяют три стадии - возникновение, развитие, окончание.
Первая стадия характеризуется накоплением противоречий в системе межличностных и групповых интересов, их осознанием конфликтующими сторонами. Она представляет собой латентную стадию конфликта.
Вторая, основная стадия конфликта - это собственно конфликтное поведение. Для вступления в эту стадию необходимо не только осознание противоположности интересов, но и наличие установки на борьбу, психологическая готовность к ней.
Конфликтное поведение представляет собой действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижение целей противоположной стороны и реализовать собственные устремления. Начинается с инцидента или повода, который стимулирует активность участников.
Исход противоборства зависит прежде всего от такого фактора, как соотношение сил участников конфликта. Сила - это способность реализовать свою волю вопреки противодействию оппонента. Она включает в себя следующие составляющие:
1) материальные факторы, прежде всего технические средства, применяемые в качестве инструментов насилия;
2) информационная база, в том числе фактические и статистические данные об оппоненте, экспертные оценки существа конфликта, прогноз относительно хода и исхода противоборства;
3) социальный статус участников конфликта, выражающийся в общественно-признанных показателях (доходы, уровень власти, престиж);
4) разнообразные ресурсы (деньги, территория, лимит времени, число и влиятельность сторонников).
Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы участников, применением всех имеющихся в их распоряжении ресурсов. Существенное влияние на развитие конфликта оказывает окружающая социальная среда, которая может быть источником поддержки участников, сдерживающим или нейтральным фактором.
Третья стадия конфликта - это его окончание в результате разрешения или урегулирования.
Учет динамики социальных конфликтов необходим для контроля над их протеканием, для управления конкурентными взаимоотношениями. В этом могут быть заинтересованы соперничающие стороны, правящие структуры, международные организации и т. д.
Управление конфликтом со стороны органов власти подчинено решению следующих задач:
1) воспрепятствовать возникновению конфликта, либо его переходу в такую фазу, когда резко возрастает цена за его урегулирование;
2) вывести все теневые, латентные конфликты в открытую фазу с тем, чтобы ограничить неконтролируемые процессы, на которые будет сложно адекватно и оперативно реагировать;
3) институционализировать конфликты для их цивилизованного разрешения и перевода в такие формы, которые создают предпосылки для затухания.
В социологии для обозначения различных исходов конфликта употребляются понятия «разрешение конфликта» и «урегулирование конфликта». Каждое из них обозначает различную степень преодоления противоречий, которые лежат в основе конфликта.
Разрешение конфликта - это устранение причин, породивших его, исчерпание предмета спора. Может произойти и спонтанно, без сознательных усилий субъектов (например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости соперников, истощения ресурсов и прочих причин).
Урегулирование конфликта - это такой его исход, когда соперники достигают соглашения по предмету спора, но не разрешают противоречие, вызвавшее конфликт. Неисчерпанность предмета спора через определенное время может привести к возобновлению конфликта.
Урегулирование конфликта представляется благоприятным исходом, поскольку при определенных обстоятельствах оно может обеспечить мирную жизнь нескольким поколениям людей. За это время в обществе могут произойти столь значительные изменения, что сущностные противоречия одного исторического периода утратят актуальность в новых условиях.
Наконец, возможно исчезновение или качественное изменение субъектов- носителей конфликта, в результате чего возникает новая среда, в которой ранее неразрешимый конфликт превратится в разрешимый.
Выбираемые субъектом управления средства предотвращения или прекращения конфликтов должны соответствовать культурно - историческим условиям стран и регионов, учитывать временные обстоятельства ведения спора, коррелироваться с психологическими особенностями сторон конфликта.





29 методы сбора и анализа социологической информации

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

§ анализ документов;

§ социологическое наблюдение;

§ опрос(анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);

§ социальный эксперимент;

§ некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Наши рекомендации