Вопрос 49. Опросные методы (анкетирование, интервьюирование).
Анкетирование или Анкетный опрос - один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.
Виды анкетирования:
По числу респондентов
• Индивидуальное анкетирование (один респондент)
• Групповое анкетирование (несколько респондентов), Аудиторное анкетирование - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.
• Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата
• Сплошное (опрос всех представителей выборки)
• Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом
• Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
• Заочное (анкетёр отсутствует): Рассылка анкет по почте, Публикация анкет в прессе, Публикация анкет в Интернете, Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
Анкетный опрос состоит из трех этапов, рассмотрим их внимательнее:
• подготовительный опрос – сюда входит работа по составлению плана и графика исследования, опросы также подразумевают написание инструкции для интервьюеров, подбор вопросов, которые включает анкета, опрос по которой проводится, а также решение организационных вопросов;
• оперативный опрос или непосредственно анкетирование;
• подсчет результатов – обработка полученных данных исследования, опросы на финальной стадии подразумевают анализ и подведение итогов.
К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.
Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д.
Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым, как говорится, «лицом к лицу», и опосредованным, например по телефону.
В зависимости от степени свободы исследователя выделяются интервью:
• формализованное (стандартизованное), когда деятельность исследователя строго регламентирована вопросником и инструкцией для интервьюера. Такое интервью обычно проводится при опросе больших масс людей, поскольку однотипные ответы легко поддаются анализу;
• полуформализованное (полуструктурированное, полустандартизованное), где порядок вопросов и их формулировки могут меняться в течение разговора;
• неформализованное (неструктурированное, открытое), которое может проводиться без вопросника, а исследователь имеет возможность корректировать характер вопросов в зависимости от хода разговора. Такое интервью применяют при пилотажном исследовании, при опросе небольшого количества людей (например, экспертов), когда не требуется классифицировать и сравнивать результаты интервью.
При проведении интервью важно учитывать влияние внешних помех. Вовремя опроса возможно присутствие третьих лиц (дети, родители, другие родственники, сослуживцы и т.д.), которые не оказывают явного воздействия на респондента, но само их присутствие вносит некоторую напряженность и соответственно влияет на формулировку ответа. От интервью отвлекают теле- и радиопередачи, срочные домашние дела, телефонные звонки и т.д. В таких случаях интервьюерам рекомендуется не слишком их драматизировать.
Вопрос 50. Требования к разработке и тестированию анкеты: виды вопросов
Этапы составления анкеты:
1. Анализ темы. (Ключевые вопросы, цель, области)
2. Составление вопросов преимущественно открытых.
3. 3.1 Проведение пилотажного анкетирования.
3.2 Анализ полученных результатов.
4. Окончательное составление вопросов.
Обычная последовательность смысловых разделов анкеты:
Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие "организационные" моменты.
Вступительные вопросы (контактные вопросы).
Основные вопросы
Заключительные вопросы. Прежде чем закончить общение, социолог интересуется у опрашиваемых, насколько интересным, полезным или своевременным считают они опрос ("Насколько важным считаете Вы проведение данного опроса?").
"Паспортичка" (Сведения о демографических данных опрашиваемого: «если Вам представляется полезным проведение опросов и Вы хотите принимать в них участие, оставьте, пожалуйста, свои данные»).
Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: "Заранее благодарим Вас за сотрудничество".
При составлении анкеты могут использоваться открытые и закрытые вопросы.
Открытые вопросы предполагают оригинальный повествовательный ответ в виде слова, предложения или нескольких предложений. Формально эти вопросы выделяются тем, что за ними следует несколько пустых строк, которые и следует заполнить. Полученный ответ при этом носит естественный характер, дает максимум информации по теме исследования, что является весьма важным для достижения результата. Однако возникают сложности, связанные с обработкой полученных ответов, их кодировкой.
На открытые вопросы ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Открытые вопросы в отличие от закрытых не содержат подсказок и дают более богатую по содержанию информацию, т.к. опрашиваемые имеют возможность выразить свое мнение со всеми подробностями.
Вопрос называется закрытым, если в его формулировке содержится перечень возможных вариантов ответов. Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо отметить выбранный вариант ответа (поставить галочку, обвести кружком соответствующий ему номер или просто подчеркнуть вариант ответа).
Каждый из типов вопросов имеет свои недостатки и преимущества. Так, результаты закрытых вопросов легче обрабатывать, они интерпретируются более однозначно. В то же время мнение испытуемого может не совпадать ни с одной из предложенных альтернатив. Ответы на открытые вопросы, носящие субъективный, произвольных характер, нередко оказываются несопоставимыми. Если респонденту хорошо знакома тема опроса, то он охотнее будет отвечать на открытые вопросы. Если предмет опроса ему мало знаком или неинтересен, то он либо будет отвечать не по существу, либо уклонится от ответа. Поэтому применяя открытый вопрос, есть риск совсем не получить содержательную информацию.