Социальные факторы интеграции и дезинтеграции семьи, изменения семейно - брачных связей и отношений и их социальные последствия.
Социально-функциональными механизмами интеграции семьи Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий (1990) называют совокупность психологических процессов, охватывающих членов семьи и их взаимоотношения, ведущие к формированию и развитию просемейных мотивов (то есть мотивов, обусловливающих положительное отношение к семье, желание оставаться ее членом, стремление укреплять ее), которые способствуют снятию отрицательных, фрустрирующих переживаний – тревоги, стрессов, и разрешению внутренних и межличностных конфликтов.
Действие этих механизмов проявляется в том, как та или иная семья реагирует на трудности, фрустрации. Если в семье не действуют или нарушены эти механизмы, то трудности выступают как фактор, разрушающий семью, ослабляющий ее прочность.
При эффективном же действии описываемых социально-функциональных механизмов те же трудности становятся источником дальнейшей интеграции семьи, еще большего ее сплочения. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют два механизма семейной интеграции: механизм «общности судьбы» и «эмоциональной идентификации с семьей».
Социально-психологический механизм «общности судьбы»
Функционирование этого механизма обеспечивается следующими отношениями.
1. У членов семьи формируется представление, навык, привычка именно семейного (а не индивидуального) удовлетворения своих потребностей. В сознании членов семьи семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным, привычным способом удовлетворения жизненных потребностей: материально-бытовых, сексуальных, в понимании, общении и уважении.
2. Укрепление семьи воспринимается членами такой семьи как самый удобный путь удовлетворения собственных потребностей. Забота о семье в целом воспринимается как забота о себе.
3. Развитие «семейного доверия». Оно проявляется в том, что в такой семье противоречия смягчаются или перерабатываются за счет взаимных уступок, либо добровольной уступки одной из сторон. В основе уступки – не самопожертвование, а доверие. Уступающий уверен, что, во-первых, его уступки будут в конечном счете в более длительной перспективе полезны и ему самому; во-вторых, что в иное время и в другой ситуации аналогичным образом поступят и другие члены семьи; в-третьих, что его уступчивостью не злоупотребят и она будет воспринята с чувством благодарности.
Система взаимоотношений в таких семьях в определенной мере напоминает взаимоотношения хорошего экипажа находящегося в дальнем плавании судна. Каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе. Члены таких семей сами выросли в дружных семьях.
4. Высокий уровень взаимной эмпатии. Высоко развита способность хорошо представлять внутренний мир друг друга. Члены семьи, как правило, легко и правильно могут предсказать поступки друг друга в самых различных ситуациях.
Семьи, в которых описанный механизм интеграции не развит или, нарушен (семьи с взаимонезависимыми отношениями) отличаются следующими характеристиками:
Выражена тенденция удовлетворять широкий круг потребностей вне семьи и независимо от нее. Семья по мере возможностей старается не обзаводиться хозяйством, выражены традиции раздельного отдыха, отдельного у каждого члена семьи круга друзей и знакомых. В семейном бюджете значительную роль играют средства, расходуемые каждым членом семьи по своему усмотрению.
Члены семьи весьма сдержанны в создании и осуществлении общих планов и дел (нередко семья «тянет» с обзаведением детьми).
В семье с взаимонезависимыми отношениями в значительно меньшей мере выражено взаимное доверие «в кредит», то есть в случае противоречия у члена такой семьи нет ощущения, что то, что он делает для другого, он делает и для себя. Семья с неразвитостью механизма «общности судьбы» не обязательно является нестабильной, но стабильность достигается за счет каких-то других моментов. Источники неразвитости данного механизма могут быть самые различные – в первую очередь общесемейные: наличие в семье длительного серьезного конфликта. Препятствует и отрицательный опыт семейных взаимоотношений, вынесенный из другой семьи или родительской семьи. Возникает «фобия семьи», которая проявляется в страхе вступить в прочные семейные взаимоотношения, характеризующиеся «общностью судьбы», люди стремятся возможно дольше сохранить независимость от семьи. С точки зрения семейной психотерапиисемья с ослабленным механизмом семейной интеграции обладает пониженным иммунитетом к широкому кругу нарушений. Семья такого типа очень чувствительна к условиям жизни. Отношения в ней «хороши, пока все хорошо».
Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»
Ведущую роль в функционировании данного механизма семейной интеграции играют эмоциональные отношения симпатии между членами семьи.
Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятельности семьи. Во-первых, они удовлетворяют чрезвычайно важную потребность членов семьи в эмоциональном общении, симпатии. Во-вторых, эти отношения играют основную роль в усилении просемейных мотивов и ослаблении антисемейных. Отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, который симпатичен, а особенно которого любят, многое прощается. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям его характера. Возникает эффект «растворения фрустрации».
Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторо