Социологические концепции Э.Дюркгейма.
Эмиль Дюркгейм (1858–1917), французский философ, подводит под социологию теоретические основания. В 1898 г. он основал журнал «Анналы социологии», который способствовал развитию социологической школы Дюркгейма, получившей название школы функционализма.
Социология Дюркгейма стала представлять французскую социологию как таковую. Она утвердилась в качестве академической дисциплины с профессиональными возможностями развития и институционально-организационными условиями распространения социологического знания и традициями научного дискурса и исследования.
Общество является для Дюркгейма в первую очередь совокупностью идей, убеждений и чувств, под которыми он понимает «мораль», направленную на «общество», и «обществом» является цель каждого морального действия. Общество представляет собой своего рода личность, которой соответствует определенная мораль. Для Дюркгейма личность является нравственной только в том случае, если она служит обществу.
Дюркгейм признает автономию социальной реальности по отношению индивидуальной, психической реальности, которая воплощена в отдельных индивидах. Коллективные представления имеют собственную жизнь и независимы от нейропсихологических особенностей индивидуальных сознаний. Коллективное сознание есть «совокупность общих верований и чувств, свойственных в среднем членам какого-либо общества». Эта совокупность «образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь». Коллективное сознание существует лишь в виде чувств и верований, представленных в индивидуальных сознаниях, но отличается от них, так как не является только результатом индивидуальных сознаний.
В качестве категории, связующей общество и ценностные представления, выступает у Дюркгейма понятие «солидарности» как взаимодействие индивидуальных сознаний. Эта взаимосвязанная система совместных ценностей и чувств создается не отдельными индивидами, а «коллективным сознанием». Коллективное сознание и вытекающая из него солидарность являются связующим веществом, без которого не существует никакой общественный порядок. Форма и действие определены, однако, структурой общества. В просто структурированных сегментарных обществах индивидуумы очень похожи друг на друга, имеют общие представления и жизненные ситуации, и именно на этом сходстве основывается солидарность: она является «механикой», влияющей силой, которая непосредственно организует общественный порядок. Дюркгейм называет такую форму солидарности «механической солидарностью».
В противоположность этой форме специализация, основанная на разделении труда в дифференцированных обществах, вызывает различия в жизни и сознании людей, так что люди при всей своей непохожести нуждаются друг в друге и зависят друг от друга. Подобно тому, как в организме каждый орган выполняет свои функции и не походит на другие органы, так и общественный порядок в таком обществе основывается на разделении труда и кооперации, на функциональной связи. Дюркгейм поэтому называет такую форму солидарности «органической солидарностью». Оба типа солидарности присутствуют в конкретных обществах в смешанном виде; разумеется, в современных обществах преобладают элементы органической солидарности, а в примитивных, архаических и традиционных обществах – элементы «механической солидарности».
В 1895 г. в работе «Правила социологического метода» он заявляет, что основной необходимостью объективного научного способа рассмотрения является овеществление социальной реальности в совокупность «социальных фактов». Социальные факты должны рассматриваться как вещи, которые подобно «вещам» существующим в природе, объективно и эмпирически могут регистрироваться. Общественные ценности, мораль представляют собой для Дюркгейма в первую очередь социальные факты, «вещи», предмет познания социологии, за исключением «внешних» личных ценностей, которые не являются целью или идеалом науки. Социальные факты отличаются обязательным характером, т. е. их нарушение вызывает отрицательные санкции со стороны общества. Итак, социальные факты представляют собой причинные факторы, с помощью которых можно найти объяснения определенных состояний общества как результата действия этих причин. Социальные факты являются всегда функциональными, т. е. полезными для коллектива, целого, «общества», но только до тех пор, пока они имеют принудительный характер. Их функциональность, обеспечивающая целостность общества, служит определенным эксплицитным и специфическим политическим, экономическим или религиозным целям. Дюркгейм назвал это «принципом социологизма».
В целом социология Дюркгейма включает в себя основные проблемы и перспективы, которые сохраняют значение и для современной социологии.
1. В области методов:
а) Дюркгейм обосновывал идею о том, что социология является эмпирической наукой. Она становится наукой тогда, когда располагает методом. Отсюда особое внимание Дюркгейма к «вещи» – объективным социальным фактам;
б) научная объективность не отступает перед моральными ценностями.
2. В области предмета – социальные факты рассматриваются как продукты общественной взаимосвязи, не как свойства индивидуумов или групп:
а) такое рассмотрение мотивировано исследовательским интересом к общественному порядку. Центральная тема дюркгеймовской социологии может быть сформулирована как вопрос: что такое общественный порядок? как он обоснован? Интеграция и организация общества являются основными проблемами этой социологии;
б) Дюркгейм вводит категорию функции и понимает под функцией полезность социального факта для сохранения порядка целого, независимо от целей от индивидуумов или групп.