Вопрос № 4 Предыстория социологии. Социальные условия и теоритические источники становления социологии как науки.
Многие идеи будущей социологической науки возникли задолго до ее появления.
Предшествующий XIX веку этап развития мировой философской и социальной мысли во многом подготовил и теоретически, и методологически новое научное направление, сосредоточенное на характере взаимодействий человека и общества, т. е. на социальных отношениях. Потребность в таком научном направлении была актуальна и для социальной практики по ряду объективных причин.
1. В общественных отношениях феодального общества бурно развивался новый тип отношений, с характерным для него дальнейшим углублением общественного разделения труда, основанного на машинном производстве с фабрично-заводской организацией. Новый тип отношений получил название в трудах А. Сен-Симона, О. Конта индустриального общества, в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса — капиталистической формации.
2. Бурное развитие производительных сил осуществлялось на основе научно-технического прогресса. В общественное производство внедрялись технические достижения, развивалось машинное производство; научные открытия дали возможность определения научной картины мира на новой качественной основе: физика И. Ньютона давала новое физическое понимание взаимодействия; интегральное исчисление Ф. Бэкона реализовало философское понятие непрерывности в математике; теория естественного отбора Ч. Дарвина, классификация видов живого мира К. Линнея изменили научные представления человека об окружающей его природе; получила развитие статистика, особенно в Англии.
Быстрое развитие индустриальной цивилизации, нарастание динамики социальных конфликтов определили и решающие изменения в социально-философской сфере: поворот социальной философии к практически-прикладному изучению общества, основанному на достижениях естественных, точных наук (статистики, антропологии, демографии и др.).
4. Традиционное описание общества не соответствовало происшедшим изменениям в человеческом развитии, усложнившимся на основе углубления общественного разделения труда общественным отношениям, зарождающемуся общественному характеру производства. Явственно ощущалась необходимость в социальной науке, которая в отличие от абстрактных метафизических схем предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, дала бы объяснения новым социальным явлениям.
Возникла насущная потребность формулирования научной картины человеческого общества на новой качественной основе. Появление такого объяснения означало для общества формирование нового социального самосознания и тем самым окончательное его оформление. Новому обществу нужно было зеркало и таким «зеркалом» стала социология.
Становление социологии как самостоятельной науки связано с глубокими изменениями мировоззренческого характера, которые происходили в Европе в конце XVIII — начале XIX в. Общество мучительно переходило от средневекового сословно-монархического устройства к новым формам организации экономической и политической жизни. Рушились старые религиозные эталоны истины, добра и красоты, уступая свое место более прагматичным устремлениям людей. Ответом на эти социальные запросы послужили работы О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, К. Маркса, Л. Гумпловича и др.
Во-первых, утверждение в середине XIX столетия в странах Западной Европы и США нового общественного строя — капитализма.На смену феодально-абсолютистскому строю с его жесткой тотальной регламентацией экономической, общественно-политической и духовной жизни пришел строй, провозгласивший торжество прав и свобод человека. В результате у людей появилась возможность выбора способов своей жизнедеятельности. Заработали механизмы рыночных отношений, свободной конкуренции. Все это потребовало осмысления, глубоких знаний о происходящих социальных явлениях и процессах, об обществе в целом. Системой таких знаний и явилась социология.
Без преувеличения можно сказать, что социология — это наука, помогающая обществу глубже и конкретнее познать себя, основу социального взаимодействия людей, для того чтобы эффективно распорядиться своей свободой, самоорганизоваться на основе приоритета прав человека.