Социология как наука, ее объект, предмет и место в системе социально-гуманитарных наук.
Социология как наука, ее объект, предмет и место в системе социально-гуманитарных наук.
Социология — отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами.
Наука молодая, появилась во второй четверти 19 века (1839), Огюст Конт первоначально называл науку социальной физикой.
Объект — общество или социальная реальность.
Предмет — субъекты общества (личности, институты, общности)
Одна из социальных наук, отличается от естественных наук (биология, химия, физика) и от гуманитарных (литература, музыка, искусства). Такие социальные науки, как антропология, история, психология, политология и экономика, имеют дело с человеческим поведением.
Из всех «поведенческих наук» антропология имеет большую точку приложения сил с социологией. Но главное различие в том, что антропология рассматривает историю общества, культуру, что и для социологии большой плюс — это помогает людям избегать этноцентризма. История помогает избавиться от техноцентризма — бессознательного принятия собственной страны, эпохи, биографии в качестве центра соц. осмысления. Значительную часть данных социологи черпают из истории. Значительная связь с психологией: в её фокусе отдельный индивид, центральное понятие — «Я», которое обозначает личность, социализированную человеческой группой. Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Экономика исследует то, как человек использует своё окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.
Структура социологии, её функции в современном обществе.
- Социология предполагает обязательность наличия трех основных взаимосвязанных компонентов: а) эмпирии, т.е. комплекса социологических исследований, ориентированных на сбор и анализ реальных фактов социальной жизни с использованием специальной методики; б) теории - совокупности суждений, взглядов, моделей, гипотез, объясняющих процессы развития социальной системы в целом и ее элементов; в) методологии - системы принципов, лежащих в основе накопления, построения и применения социологического знания.
2. выделяются макро и микро социология. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Исследователи считают, что соц явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Предмет — поведение индивидов, их поступки , мотивы, которые оказывают влияние на стабильность общества или на перемены в нём. Макросоциологию интересуют крупномасштабные социальные системы и процессы, происходящие в течении длительного времени. Основное внимание уделяет моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели — институты, такие как семья, образование, религия, а так же экономический и политический строй.
3. общая социология и отрасли социологии(социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д.
Функции социологии:
1. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, так и непосредственно эмпирические исследования.
2. Характерная черта социологии — единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступаетпрактическая функция социологии.
3.Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.
4.Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется еёпрогностическая функция.
Освальд Шпенглер.
Время жизни любой цивилизации, утверждал Шпенглер, подчинено жесткому ритму: рождение, детство, молодость, зрелость, старость, закат. Первые две фазы составляют восходящий этап, третья - вершину, три последних образуют нисходящий этап. Восходящий этап характеризуется органическим типом эволюции во всех сферах человеческой жизнедеятельности - политической, экономической, научной, религиозной, художественной. Это культура в собственном смысле слова. Что касается нисходящего этапа, то для него характерен механический тип эволюции и окаменелые формы культуры. Именно данный этап Шпенглер называет цивилизацией. Период цивилизации связан с образованием огромных империй. Шпенглер объясняет этот процесс тем, что энергия культурного человека направлена, главным образом, вовнутрь, а цивилизованного - вовне. Надо отметить, что позднее в немецкой социологии противопоставление Kultur и Zivilization стало частью критики современного индустриального общества, которое многими воспринималось как безличная сила, стандартизовавшая человеческую культуру и сознание.
А.Тойнби
Тойнби выделяет 5 основных фаз развития любой цивилизации: возникновение, рост, стабилизация, разложение, гибель. Опираясь, по его собственным словам, на самые последние достижения исторической и археологической науки, он выделяет более двух десятков (точнее, 21) цивилизаций, сложившихся на протяжении человеческой истории.
В качестве основного стимула развития любой цивилизации А.Тойнби рассматривает действие введенного им самим закона Вызова-и-Ответа. "Вызов (со стороны внешних - природных или социальных - сил. - В.А.) побуждает к росту. Ответом на вызов общество решает вставшую перед ним задачу, чем переводит себя в более высокое и более совершенное с точки зрения усложнения структуры состояние. Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Другими словами, вызов - это насущная задача (точнее, комплекс задач), которую ставит перед данным конкретным обществом историческая ситуация, и каждый его шаг вперед связан с ответом на такой вызов. Таким образом, цивилизация возникает, существует и развивается благодаря постоянным, непрекращающимся усилиям человека.
Факторы, по которым можно судить о том, что происходит рост цивилизации:
1 возрастание власти над окружающей природной средой.
2. усиление власти над человеческим окружением.
Ответ на вызов вырабатывает творческая элита. Механизм, с помощью которого творческая элита увлекает за собой основную часть общества, Тойнби называет мимесис (подражание).
Процесс надлома, а за ним и распада осуществляется на фоне попыток укрепления власти "господствующего меньшинства", которое, хотя и утратило свою творческую энергию и созидательный порыв, но еще надолго сохраняет свои возможности контроля над окружением. Движение цивилизации к распаду проявляется в эскалации внутренних братоубийственных войн. Это порождает в обществе военный психоз. Цивилизация гибнет. Однако процесс этот, по утверждению Тойнби, неизбежно завершается актом творения - на обломках старой цивилизации вырастает новая.
Типы социальных процессов.
Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом.
Есть еще определение: социальный процесс – последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.
Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э. Берджесу создать классификацию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции, приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно относят еще два процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и систематические связи.
Кооперация:может протекать в дидах (группах из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (организации, социальный слой, общество). Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. (туземцы вместе ловят рыбу не по собственному желанию, а потому что так делали их отцы и отцы их отцов и все отцы). В обществах с более развитой культурой, техникой и технологией создаются предприятия и организации для преднамеренной кооперации деятельности людей. В основе кооперации лежат согласованные действия и достижение общих целей. Для этого необходимо взаимопонимание, согласованность действий, установление правил сотрудничества. Главный смысл кооперации – обоюдная польза.
Конкуренция:борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признание….). конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не смогут удовлетворить свои потребности. Конкуренция может проявляться на личностном уровне, а может носить безличный характер.
Конкуренция ярче всего выражена в обществах с достигаемым статусом. Там она пронизывает все сферы общественной жизни.
Конкуренция – это один из методов распределения недостаточного вознаграждения.
Плюсом конкуренции можно считать то, что она широко практикуется как средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям. Именно на стимулирующем значении свободной конкуренции основаны все достижения современного капитализма, прогресс в науке, искусстве, изменения в социальных отношениях. Но конкуренция может быть ограничена 3 способами:
1. Люди сами ослабляют конкуренцию, если она связана с риском, тревогами.
2. Там, где требуется выполнение элементарных действий, конкуренция хороша. Но если задача усложняется, качество работы становится более важным, конкуренция приносит меньше пользы. В таких случаях лучше кооперация.
3. Конкуренция имеет тенденцию превращения в конфликт.
Приспособление:принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. В приспособлении можно выделить три компонента:
1) Подчинение. Обязательное условие процесса приспособления, так как любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт сделает его невозможным.
2) Компромисс. Это форма приспособления, означающая, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения.
3) Необходимым условием для успешного протекания процесса приспособления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам и новым ценностям.
Ассимиляция:это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонный процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.
Амальгамизация:биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.
Поддержание границ:
Значение процессов амальгамизации и ассимиляции заключается в основном в стирании границ между группами.
1. наличие границ между социальными группами – главный аспект социальной жизни, очень много энергии тратится внутри группы на установление и поддержание этих границ.
2. границей может быть что угодно: для государств – это территориальная граница, для других социальных групп – язык, диалект, специальность, форма одежды, отличительные символы, просто внутреннее чувство принадлежности.
3. необходимо уверить группу в том, что эти границы важны и необходимы и что их необходимо сохранять.
Сохранение системы связей:
Все социальные группы, находящиеся в рамках определенных границ, нуждаются в создании некоторых типов связей с другими группами данного общества. Отсутствие связей может привести к тому, что группа будет изолирована, у нее не будет возможностей для роста. В заключение следует сказать, что все рассмотренные процессы тесно связаны между собой и почти всегда протекают одновременно, создавая таким образом возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.
Ролевая теория личности.
Ролевая теория личности представляет собой один из подходов к изучению личности, согласно которому она описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей. Такие социальные роли вытекают из ее социального статуса. Социальная роль (от франц. role) – образец поведения, закрепившийся, утвердившийся, отобранный как целесообразный для людей, занимающих ту или иную позицию (статус) в системе общественных отношений.
Социальная роль обычно рассматривается в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Ролевое ожидание – это ожидаемая модель поведения, ассоциируемая с данным статусом, т.е. типичное поведение (в рамках норм и стандартов) для людей данного статуса в данной социальной системе. Иначе говоря, это то поведение, которого ждут от нас окружающие, зная наш социальный статус. Ролевое исполнение – это фактическое, реальное поведение человека, занимающего ту или иную социальную позицию (социальный статус).
Средний протослой.
Около 2/5 этого протослоя составляют мелкие предприниматели и менеджеры, несколько больше - квалифицированные специалисты (профессионалы) и примерно 1/5 - служилые люди (среднее звено бюрократии и офицеры). Фактором, объединяющим эти группы, служит срединное положение на социально-стратификационной шкале. Однако они мало напоминают средние классы современных западных обществ. Это скорее зародыш полноценного среднего слоя, своего рода протослой. Группы, относимые нами к среднему слою, не похожи друг на друга ни положением, ни социокультурным обликом, их совокупность социально гетерогенна.
а) верхний слой представлен в основном менеджерами и предпринимателями, специалистами, военными, гуманитарная интеллигенция. Более 50% занято в частном секторе;
б) средний слой составляют специалисты и квалифицированные рабочие, руководители предприятий. Почти 50% занято в частном секторе, много молодежи (до 25 лет);
в) нижний слой - "белые" и "синие" воротнички, занято в государственном секторе.
Базовый слой.
Этот наиболее массивный элемент социальной структуры представлен средними рядовыми россиянами. Подавляющую часть их составляют работники средней и невысокой квалификации, занятые исполнительским трудом по найму. Большинство его представителей живут в средних и небольших провинциальных городах, селах и деревнях.
Нижний слой.
Нижний слой общества в наших расчетах представлен работниками, не имеющими профессий и выполняющими простейший труд. Это наименее образованный, самый бедный, малоинициативный и социально беспомощный слой.
Андеркласс.
В настоящее время наблюдается интенсивная восходящая мобильность среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом и востребованностью на рынке труда.
Находит свое подтверждение и общая закономерность межпоколенной мобильности - молодежь из группы работников физического труда в группу работников умственного труда. Внутрипоколенная мобильность носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом женщины мобильнее мужчин, а молодые - мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще перепрыгивают через несколько ступеней, чем женщины, которые продвигаются постепенно.
Можно выделить следующие факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности населения в современной России:
1. перестройка экономики;
2. многообразие форм собственности;
3. распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);
4. кризис системы образования;
5. миграция между странами бывшего СССР;
6. формирование "социальных сетей" - информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых социальных групп (например, директорский корпус).
Социология как наука, ее объект, предмет и место в системе социально-гуманитарных наук.
Социология — отрасль науки о человеческом поведении, ставящая своей целью раскрытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействий и взаимосвязей между индивидами и группами.
Наука молодая, появилась во второй четверти 19 века (1839), Огюст Конт первоначально называл науку социальной физикой.
Объект — общество или социальная реальность.
Предмет — субъекты общества (личности, институты, общности)
Одна из социальных наук, отличается от естественных наук (биология, химия, физика) и от гуманитарных (литература, музыка, искусства). Такие социальные науки, как антропология, история, психология, политология и экономика, имеют дело с человеческим поведением.
Из всех «поведенческих наук» антропология имеет большую точку приложения сил с социологией. Но главное различие в том, что антропология рассматривает историю общества, культуру, что и для социологии большой плюс — это помогает людям избегать этноцентризма. История помогает избавиться от техноцентризма — бессознательного принятия собственной страны, эпохи, биографии в качестве центра соц. осмысления. Значительную часть данных социологи черпают из истории. Значительная связь с психологией: в её фокусе отдельный индивид, центральное понятие — «Я», которое обозначает личность, социализированную человеческой группой. Политическая наука имеет дело с тем, как человек управляет собой. Экономика исследует то, как человек использует своё окружение для производства, распределения и потребления товаров и услуг.