Культура: сущность, структура, фор соц.

культура - это система соц. значимых ценностей, норм и правил поведения, представлений, идей, верований и традиций общих для людей, социально приобретенных, передаваемых от поколения к поколению и служащих упорядочению опыта и соц. регулирования.

Общество как большая соц. группа и культура как способ регулирования поведения людей – двуединые стороны, два связанных аспекта соц. взаимодействия людей, их жизнедеятельности. Это две наиболее общие и важные категории социологии, под углом которых рассматриваются все общественные явления и процессы. Благодаря культуре функционирует и воспроизводится соц. структура общества, а благодаря обществу культура формируется, уберегается от разрушения под влиянием внешних факторов. Социум и культура – это две взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы единой общественной жизни, одна из которых выражает форму и структуры соц. взаимодействий людей и их коллективов, а другая – содержание, ценностно-смысловое значение таких взаимодействий.

В социологии культура проявляется как в материальной, так и в духовной форме. Это все, что явилось предметом человеческой деятельности и усвоено обществом.

Социальную роль культуры невозможно переоценить, т.к. она определяет само содержание любого соц. явления или процесса, жизнедеятельности всего общества, соц. групп и личностей. В истории социологической и соц.-философской мысли выявились 2 основных подхода к определению места и роли культуры в жизни общества – материалистический и идеалистический. Кто исходил из материалист.понимания истории, видели в духовной культуре вторичный, надстроечный фактор такого развития, а те (zB. Вебер), кто отдавал предпочтение историческому идеализму, видели именно в духовной культуре решающий момент в жизни и развитии общества.

Соц. роль культуры проявляется в 3 аспектах:

1.Культура служит основой и решающим фактором превращения индивида в личность, его социализации.

2.Обеспечивая единство ценностей, идеалов всех членов общества, соответствующая культура служит его важнейшей сплачивающей силой, во многом определяющая стабильность всей общественной системы.

3.Культура – важнейшая основа и фактор организации, регулирования и модернизации общественной жизни. Особенно велика соц. роль культуры проявляется в переходные эпохи развития общества (Россия).

Социальная напряженность и социальный конфликт. Конфликт

Конфликт – неотъемлемая составляющая социальной жизни.

Понятие «конфликт» в переводе с лат.означает «столкновение». Социологию интересуют социальные конфликты, где субъектами выступают люди в различных формах своей социальности (социальные группы, классы, партии, нации, организации, институты, государства и др.). Социальный конфликт – это столкновение общественных, групповых, но не индивидуальных интересов. И даже если он проявляется в столкновении отдельных людей, личностей, его социальный смысл заключается в том, что участники взаимодействия выступают в данном отношении как носители свойств общности.

противоречие -> конфликт -> кризис

Кризис – это результат глубоких негативных изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма социального контроля в экономике, политике, культуре.

Конфликт имеет некоторые особенности по сравнению с другими стадиями противоречия. Прежде всего, это уже обострившееся противоречие, которое настоятельно требует своего разрешения.

Выделим несколько существенных признаков конфликта:

1. Наличие противоборствующих сторон;

2. существование противоречия между ними, являющегося источником, причиной конфликта;

3. осознание участниками конфликта противоположности своих целей, интересов, ценностей;

4. активное столкновение сторон.конфликтное взаимодействие.

Исходным тезисом современных теорий конфликтов стало утверждение, что необъемлемой компонентой общественной жизни являются постоянные социальные изменения, которые неизбежно, закономерно вызывают конфликты. Конфликты возникают на всех уровнях (индивидов, соц. групп, соц. организаций, общества) и во всех сферах соц. системы.

В совр. конфликтологии существуют две основные модели изучения и описания конфликта: структурная и динамическая (процессуальная). В рамках структурной модели конфликт рассматривается как бы в «стоп-кадре», в статике: выделяются и характеризуются все элементы, составляющие конфликт, устанавливаются взаимосвязи между ними. Разные исследователи выделяют разно число структурных элементов конфликта. Выделяются следующие элементы:

1. Конфликтная ситуация. Она фиксирует возникновение реального противоречия в интересах, положение соц. субъектов. Конфликтная ситуация, - это еще не сам конфликт. Конфликтную ситуацию порождает объект конфликта. Объект конфликта =- необходимое, но недостаточное условие существования конфликтной ситуации. Должен еще быть предмет конфликта, то есть сор субъектов взаимодействия по поводу отношения к объекту, т.к. каждый из оппонентов претендует на единоличное обладание, управление им;

2. стороны конфликта. Оппонентами в конфликте выступают любые сложные образования, состоящие из отдельных людей, групп, организаций. Все они обладают широким наоборот социально-демографических деловых, личностных характеристик, множеством мотивов, целей, ценностей, установок;

3. инцидент. Это ситуация взаимодействия, которая позволяет осознать наличие объективно существующего противоречия в интересах участников и начать активные действия и противодействия.

Четыре основные стадии развития конфликта:

1. Стадия – предконфликтная делится на две фазы:

латентную (скрытую)

открытую

Вначале складывается конфликтная ситуация: расхождение в интересах, целях, ценностях, рост различий в соц. положении субъектов ведет к накоплению и обострению противоречий в системе межличностных, межгрупповых, межклассовых, межэтнических отношений. На этой фазе возникает эмоциональное напряжение, раздражение, злость. Прямого столкновения еще нет.

Открытая фаза предконфликтной стадии начинается с инцидента, который приводит в движение конфликтующие стороны. На этой стадии правильный выбор стратегии дает возможность избежать конфликта.

2-я стадия – конфликтная – характеризуется конфликтным поведением. Это самая активная, деятельная часть конфликта. (словесные прения экономические санкции, физическое воздействие, полтичиеская борьба, спортивное состязание).

3-я стадия – разрешение конфлиткта. Внешнимрпзниаком разрешения конфликта может служить завершение инцидента.

Основными причинами угасания, окончания конфликта могут быть следующие:

1) выход из конфликта одной из сторон, или же ее исчезновение, уничтожение (например во время военных действий);

2)прекращение конфликта путем вмешательства третьих лиц (посредничество, арбитраж, ввод войск)

3) исчерпанность предмета спора и примирение сторон на основе компромисса или сотрудничества

Управление социальными конфликтами.

Рассмотрим четыре варианта управления конфликтной ситуацией:

- Предотвращение;

- Подавление;

- Отсрочка;

- Разрешение.

Стратегия предотвращения конфликта.

1. Устранить реальный предмет конфликта.

2. Привлеч в качестве арбитра незаинтерисованное лицо с готовностью подчиниться его решению.

3. Сделать так, чтобы один из конфлектующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.

Стратегия подавления конфликта. Применяется по отношению к конфликтам в необратимо деструктивной фазе и к беспредметным конфликтам:

- Целенаправленно и последовательно сократить количество конфлектующих.

- Разработать систему правил, норм, предписаний, упорядочивающих взаимоотношения между потенциально конфлектнымидруг к другу людьми.

- Создовать и непрерывно поддерживать условия, которые затрудняют или препятствуют непосредственному взаимодействию между потенциально конфликтными по отношению друг к другу людьми.

Стратегия отсрочки. Это временные меры, помогающие лишь ослабить конфликт с тем, чтобы позже, когда созреют условия, добиться его разрешения:

1. Изменить отношение одного конфликтующего к другому:

а) Изменить силу одного или обоих конфлектующих в воображении противоположной стороны;

б) Уменьшить или увеличить роль или место одного из конфликтующих в воображении другого.

2. Изменить представление конфликтующего о конфликтной ситуации (условиях конфликта, взаимоотношениях людей, связаных с ним и т. п.)

3. Изменить значимость (характер, форму) объекта конфликта в воображении конфликтующего и тем самым сделать его менее конфликтным (снизить или повысить ценность объекта конфликта и тем самым сделать его соответственно не нужны или недостижимы

32. Формирование мировой системы и процессы глобализации.В современную эпоху значительно возрастает общепланетарное единство человечества, представляющее собой единую мировую систему, все части которой находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

Инициатор концепции мировой системы И. Валлерстайн опубликовал в 1974г. книгу «Современная мировая система», в которой он предложил различать мировые империи и мировые экономические системы.

Мировая империя — это несколько территорий, объединенных военной и политической властью. Империи инков, Александра Македонского, Дария I, Наполеона, наконец, СССР, который также относится к типу мировых империй, представляют собой очень разнородные (культурно, социально, экономически, реже — религиозно), обширные по территории, непрочные образования. Они создаются принудительно и быстро распадаются.

Мировая система начала складываться в первой половине второго тысячелетия, когда Европа установила регулярную связь с Азией и Африкой, а затем и с Америкой. Европейцы колонизировали другие материки, приезжая в качестве моряков, миссионеров, купцов, чиновников. Открытие Америки Колумбом навсегда соединило Старый и Новый Свет. Испания и Португалия добывали в чужих странах золото и серебро, набирали рабов, оттесняя туземцев в глухие районы.Наибольшую известность получила теория мировой системы, разработанная И. Валлерстайном (р. 1930) — американским исследователем, возглавляющим с 1994 г. Международную социологическую ассоциацию.

Основные положения этой теории сводятся к следующему:

экономическая организация современного капитализма имеет глобальную, а не национальную основу;

эта мировая система состоит из экономически и политически господствующего центра и зависимой от него периферии;

центр развивается как индустриальная система производства, тогда как периферия поставляет сырье, находясь в зависимости от цен, устанавливаемых на него центром;

существует также полупериферия, обладающая социальными и экономическими характеристиками, как центра, так и периферии.

лобализация — это процесс, в ходе которого мир преобразуется в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е годы, хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались учеными, уже начиная с 1960-1970-х годов.

Глобализация мировой экономики - это преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, капитал, где непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.

Глобализация подразумевает образование единого (всеобщего) международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Иными словами, феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру. Он, несомненно, будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в., придавая мощный импульс формированию новой системы международных экономических и политических отношений.

Во-первых, глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублением международного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами. Позволяя получать необходимую информацию из любой точки планеты в реальном режиме времени и быстро принимать решения, современные системы телекоммуникаций беспрецедентно облегчают организацию международного инвестирования капиталов, кооперирования производства и маркетинга. В условиях информационного интегрирования мира намного ускоряется передача технологий и заимствование иностранного опыта хозяйствования. Складываются предпосылки для глобализации таких процессов, которые до сих пор оставались локальными по самой своей природе, например, получение высшего образования вдали от лучших учебных центров мира.

Второй источник глобализации — либерализация торговли и другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшие мировую торговлю более свободной. В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилению движения капитала и остальных факторов производства.

Третьим источником иитернационализационного процесса и одним из основных источников глобализации стал феномен транснационализации, в рамках которой определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные компании (ТНК), которые сами являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.

Наши рекомендации