Стержнем понимающей социологии М.Вебера является
1. Социологизм
2. Идея рациональности+
3. Традиционализм
4. Идея социализации
5. Бихевиоризм
92. О.Конт вывел следующие три стадии развития общества : …, метафизическая, позитивная
1. архаическая
2. примитивная
3. теологическая+
4. механическая
5. органическая
93.Учение О.Конта о трех стадиях развития общества получило обоснование в
1. в социальной политике
2. в социальной механике
3. в социальной статике
4. в социальной динамике+
5. в истории
94.Труд «Курс позитивной философии» был написан…
1. И.Кантом
2. Ж.Ж.Руссо
3. Ш.Монтескье
4. Г.Спенсер
5. О.Контом+
95.Социология – наука о социальном поведении». Чье это определение?
1. М. Вебер+
2. Э. Дюркгейм
3. П. Сорокин
4. Р. Мертон
5. Т. Парсонс
96.П.Сорокин явился автором следующих концепций:
1. Диалектического материализма
2.Исторического материализма
3.Социальной стратификации и мобильности+
4. Теории культурно-исторических типов общества
5.Субъективного идеализма.
97.В основе теории стратификации лежат объединения людей:
1. В группы и противопоставляемые им по статусным признакам другие группы +
2.В классы
3.В социальные слои
4.В общества
5. В государства.
98.Какое направление было первым в социологии?
1.Материализм
2.Идеализм
3. Позитивизм+
4.Интернационализм
5.Марксизм
99.Автором теории социальной интеракции (взаимодействия) является:
1.Дж.Ладберг
2.О.Конт
3.А.К.гастев
4.Дж.Мид+
5. Р.Мертон
100.Этот социолог изучил историю нескольких религий (например, Индии и Китая, где деловой успех не имел такого значения, как в протестантской Европе) и показал, что подобные мотивы характерны не для всех религий:
1. Э.Дюркгейм
2. М.Вебер+
3. О.Конт
4. Г.Тард
5. Г.Зиммель
101.«Социальное действие» впервые было введено научный оборот ученым-:
1. Э.Дюркгеймом
2. М.Вебером+
3. Т.Парсонсом
4. Г.Зиммелем
5. Ш.Монтескье
102.Понятие «социальный факт» было введено в социологию впервые:
1. Э.Дюркгеймом+
2. М.Вебером
3. Э. Гидденсом
4. О.Контом
5. Г. Зиммелем
103.Концепция Дюркгейма получила название:
1. позитивизм
2. органицизм+
3. бихевиоризм
4. механицизм
5. социологизм
104.Автор закона «трех стадий» развития общества…
1.Дж.Ладберг
2.О.Конт+
3.А.К.гастев
4.Дж.Мид
5. Р.Мертон
105.Наиболее общей, широкой по содержанию категорией социологии является понятие
1. «социальное»+
2. «статус»
3. «социальное действие»
4. «роль»
5. «социальная группа»
106.Повсеместное поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии – это предмет изучения
1. микросоциологии+
2. политологии
3. макросоциологии
4. демографии
5. истории
107.Нуклеарная семья –
A) супружеская пара, дети, родители
B) взрослые братья и сестры со своими семьями
C) родители – дети +
D) совместное проживание семьи, ведущее общее хозяйство
E) дети живут с бабушками – дедушками
108.Термин «инфертильность» подчеркивает в семье –
A) отсутствие детей в семье+
B) образование и возраст супругов
C) согласие брачующихся
D) равное влияние супругов
E) благополучие каждого члена семьи
109.Полную социализацию дети получают в семье:
A) однополой семье
B) неполной семье
C) нуклеарной семье+
D) "свингинг"
E) гедонистичес«ой семье»
110. "Эмансипация" по М.М. Ковалевскому:
A)лидерство
B) отчуждение+
C) удовлетворение
D) авторитарность
E) власть
Унилокальная семья -
A) кастовая принадлежность
B) семейная группа
C) молодежная семья, проживающая у родителей+
D) семья из двух поколений
E) семья, где сильно влияние религиозной канонизации
112. Осколочная форма семьи:
A) эмоциональные и нравственно психологические основы отсутствуют
B) родовые отношения
C) семейная группа+
D) студенческая семья
E) эндогамная семья
113.Супружеская пара связывает брак с:
A) ожиданием рождения детей+
B) благосостоянием семьи
C) иметь столько детей, сколько хотела бы иметь супруга
D) родственными отношениями
E) нравственно-моральными отношениями
114.Экономической базой неразделенной семьи является:
A) эгалитарность отношений
B) собственность на землю
C) двоевластие+
D) ценность семьи
E) роль семьи в воспитании детей
115.Первая ступень семьи по Л. Моргану:
A) нуклеарная семья
B) кровнородственная семья+
C) сожительство
D) полигамия
E) семейная группа
116.Провозглашением "талак" супруг на Востоке:
A) подтверждение чувств любви
B) женского движения на свои права
C) свободы от "рабства" домашнего быта
D« эконом»ческая независимость женщины
E) изгнание женщины из семьи+
117.Основной фактор формирования личности в семье:
A) чувства
B) согласие
C) общение +
D) эгалитарность отношений
E) внутрипоколенческая ориентация
118.Какой пол ребенка предпочтительнее для восточных родителей?
A) мужской +
B) женский
C) не играет важной роли
D) для матери мужской пол
E) для отца женский пол
119.Современная семья -
A) специфическая
B) матриархальная
C) нуклеарная +
D) экзогамная
E) эндогамная
120.Дистатные семьи - это:
A) в которой представлен лишь один родитель с детьми
B) юридически зафиксирован, а практически нет +
C) один из супругов студент
D) семья, состоящая из трех и более супружеских пар
E) сожительство
121.Моногамное супружество - это:
A) один муж, несколько жен
B) внутри данной фракции
C) супруги из одной страты
D) один муж, одна жена +
E) одна жена, несколько мужей
122.Семья и брак в Великобритании по форме:
A) моногамная +
B) эндогамная
C) гомогемные
D) расширенная
E) многодетная
123.В Республике Казахстан семья и брак по форме:
A) моногамная +
B) эндогамная
C) гомогемные
D) расширенная
E) многодетная
124.Традиционный тип семьи -
A) женщина получает "исключительное" право на домашний труд
B) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного +
C) НЕ признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства
D) эмоциональная насыщенность отношений
E) при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют
125.Максимальная доля разводов падает на годы супружеской жизни:
A) на два года
B) на десять лет
C) на первые пять лет +
D) на многодетные семьи
E) на пятнадцать и более лет
126.Одна из важных причин, ведущая к разводу:
A) снижение трудовой активности
B) вероятность нервных стрессов
C) влияние родителей на эмоции
D) жилищные условия +
E) моральные устои
127.Один из видов квалификации межличностных отношений в семье:
A) репродуктивность
B) потребность
C) нормативность
D) когнитивность
E) сотрудничество +
128.Самый распространенный объект любви:
A) доброта
B) сексуальность
C) эстетичность
D) красота +
E) духовность
129.Семья - это:
A) родственные связи
B) брак
C) отношения между мужчиной и женщиной
D) сложная система отношений -родители - дети +
E) соотношение природного и социального
130.Американский социолог Т. Парсонс в своих трудах рассматривает:
A) экзогамные браки
B) гомогенное супружество
C) нуклеарную семью +
D) линейную семью
E) гетерогенное супружество
131.Чем более высокоразвитое общество, тем менее работает следующая функция семьи:
A) воспитательная
B) рекреативная
C) досуговая
D) репродуктивная +
E) экономическая
132.Один ребенок в семье приведет общество к:
A) снижению жизненного уровня
B) краху общества
C) сокращению численности следующего поколения вдвое +
D) дисгармонии
E) демографическому взрыву
133.Вовлечение женщин в общественную сферу оказывает огромное влияние на следующую функцию:
A) досуговую
B) репродуктивную +
C) нравственную
D) функционирование семьи
E) духовную жизнь семьи
134.Бездетные семьи чаще подвержены:
A) экономической зависимости
B) нравственному обогащению супружеских отношений
C) осуждению
D) чаще вступают в повторные браки
E) разводу +
135.Типы семейных структур определяются:
A) обществом
B) критерием родительства - супружества - родства +
С) социальным –положением отца
D) положением родителей супруга
E) демографическим признаком
136.Дайте определение понятию "филиация" -
A) родственна« связь
И) кровная связь +
C) связь детей братьев и сестер
D) семья послеразводная
E) свойство отношений с родственниками одного из супругов
137.Слово "генеалогия" переводится ка«:
A) статусность иерархии
B) "двойной стандарт"
C) наследственность
D) »слово о семье" +
E) брак «по расчету"
138.Воспроизводство населения характеризуется:
A) фамилизацией
B) урбанизацией общества
C) социальной необходимостью семьи
D) рождением индивидов +
E) преемственностью поколений
139.Что подчеркивается под фамилизацией?
A) социализация
B) социальная норма многодетности
C) образ жизни семьи
D) семейные проблемы
E) семейная линия +
140.Главный двигатель репродуктивного поведения:
A) потребность в детях +
B) удовлетворение сексуальной потребности
C) ценности семьи
D) передача собственности
E) сохранение брака
141.Одна из специфических функций семьи, отражающая интересы общества в семье:
A) образование
B) экзистенциальная
C) контроля
D) досуговая
E) репродуктивная +
142.На репродуктивную функцию семьи негативно влияет:
A) тенденция к установлению равноправия в семье
B) разводы +
C) нравственно-психологический комфорт
D) низкие материальные блага
E) уровень культуры половых взаимоотношений между супругами
143.Подлинный авторитет семьи завоевывается:
A) поведением родителей +
B) дидактическими назиданиями
C) школьным воспитанием
D) неформальными группами сверстников
E) жизнедеятельностью личности
144.Демография и социология рассматривают проблемы:
A) воспитания ребенка
B) рождения ребенка +
C) взаимоотношения членов семьи
D) фамилизаций
E) социализации
145.Кто из ученых социологов рассматривает социальную структуру семьи?
A) Ч. Кули
B) Э. Дюркгейм
C) У. Гуд
D) Р. Хилл
E) П. Сорокин +
146Современная казахская семья больше:
A) европеизированная
B) эгалитарная
C) традиционная +
D) линейная
E) смешанная
147.Больше всего разводов приходится на семьи:
A) проживших 15 лет
B) проживших 1-5 лет +
C) где нет детей
D) от 10-15 лет
E) старше 20 лет
148.Брачный возраст для мужчин и женщин, определенный Законом Республики Казахстан о семье и браке:
A) 16 лет
B) 19 лет
C) 18 лет +
D) независимо от возраста
E) это зависит от родителей
149.Специфическая функция семьи:
A) традиция счастливой жизни
B) дать жизнь ребенку и воспитать +
C) не было конфликтов в семье
D) создать все условия для ребенка
E) оба супруга работает
150.Брачные отношения допускаются в:
A) эгалитарной семье
B) эндогамной семье
C) гражданской семье
D) моногамном браке+
E) полигамных отношениях
151.Что такое моногамия?
A) брак одного мужчины и одной женщины +
B) брак одной женщины с несколькими мужчинами
C) брак одного мужчины с нескольким женщинами
D) групповой брак
E) брак нескольких людей
152.Брак мужчины с несколькими родными сестрами:
A) полигиния
B) палиандрия
C) полигамия
D) тернальный
E) сороральный +
153. Брак нескольких братьев с одной женщиной:
A) полигиния
B) полиандрия
C) полигамия
D) тернальный +
E) сороральный
154.Что такое ресоциализация?
A) постоянно находиться в изменяющихся процессах
B) принятие новых ценностей +
C) процесс адаптации
D) обратный процесс социализации
E) встречный процесс
155.Ценности семьи передаются через женщину, в:
A) матриархат +
B) патриархат
C) эгалитарная
D) эндогамная
E) экзогамная
156.Выберите правильный ответ, ценности семьи передаются через мужчину, в:
A) матриархат
B) патриархат+
C) эгалитарная
D) эндогамная
E) экзогамная
157.Патриархальная семья-это,
A) традиционная семья +
B) брачная семья
C) аморальная семья
D) власть родителей
E) конфликтная семья
158.К какой группе относятся инвалиды?
A) пенсионеры
B) одиночки
C) живущие в трудных условиях
D) инвалид +
E) отчужденные
159.Живущие одновременно в нескольких браках, это-
A) экзогамия
B) полигамия +
C) моногамия
D) полиандрия
E) полигиния
160.Семья в котором живут родители жены, это
A) унилокальная
B) патрилокальная
C) матрилокальная +
D) эгалитарная
E) автономная
161.Семья в которых живут родители мужа, это-
A) унилокальная
B) патрилокальная+
C) матрилокальная
D) эгалитарная
E) автономная
162.Прародительство – ключевое событие цикла семьи и включает:
A) передачу статуса
B) рождение внука +
С) последняя стадия социализации
D) начало семьи
E) финиш супружеских отношений
163.Для роста численности населения, семье необходимо иметь…
1. 1 ребенка
2. не иметь детей
3. 2 ребенка
4. 3 и более детей+
5. рост населения не зависит от количества детей
164. Социальным статусом называется:
1) степень уважения к человеку со стороны окружающих
2) позиция человека в обществе с определенным набором прав и обязанностей +
3) достигнутый уровень продвижения по служебной лестнице
4) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников
5) определенная роль человека в семье
165. Социальная роль — это:
1) понимание индивидом своего места среди окружающих людей
2) отношение, выказываемое нами к окружающим нас людям
3) характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса +
4) положение, занимаемое человеком в своей социальной группе и признаваемое окружающими как должное
5) характер чувств (симпатий или антипатий), испытываемых к человеку со стороны друзей, сослуживцев и родственников
166. Под социальным институтом понимают:
1) объединение людей, создаваемое ими для удовлетворения определенной
совокупности личных и общественных потребностей;
2) организационную форму той или иной социальной системы, упорядочивающую совокупность отношений между людьми, образующими ее
3) учебно-воспитательную организацию, в которой члены общества проходят процесс вторичной социализации и приобщаются к предстоящей в будущем деятельности в рамках формальных организаций
4) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определецной сфере общественной жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов. +
5)то же самое что, социальная роль
167. Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся:
1) армейское подразделение
2) неформальная группа +
3) школьный класс
4) конструкторское бюро
5) студенческая группа
168. Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:
1) ректор
2) студент
3) принц +
4) кондуктор
5) глав. врач больницы
169. Социальная стратификация — это:
1)деление всех членов общества на группы в соответствии с определенной заданной системой критериев +
2) сословная организация общества
3) объединение людей для достижения конкретной цели
4) приобретение человеком определенного социального статуса
5) один из видов социальной организации
170. Деление общества на классы представляет собой:
1) ценностно-нормативную модель
2) категориальную модель
3) структурно-функциональную модель
4) стратификационную модель +
5) бюрократическую модель
171. Важнейшей предпосылкой институционализации является:
1) объединение воли и желания всех индивидов, составляющих данный социум
2) успешное прохождение большинством индивидов процесса социализации
3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей и формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентации и ожиданий +
4) стремление членов общества к консенсусу
5) стремление к вершине социальной позиции
172. Понятием «ролевая дистанция» обозначается:
1) ситуация субъективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею+
2) различие между исполнением своих социальных ролей обладателями разных социальных статусов
3) ситуация противоречия между требованиями различных ролей, исполняемых одним и тем же актером
4) понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов.
5) ситуация объективного отделения от роли ее исполнителя, когда он не может сжиться с нею
173. Социальная мобильность — это:
1) изменение человеком места своего постоянного проживания
2) смена ценностных ориентации личности
3) любое изменение социального статуса индивида или группы +
4) расширение профессионального и общекультурного кругозора
5) изменение количества детей в семье
174. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
1) повышение в должности
2) изменение вероисповедания
3) увольнение по сокращению штатов +
4) смену профессии
5) переезд в другую страну
175. Важнейшим критерием экономической стратификации является:
1) уровень образования
2) престиж профессии
3) ранг в государственной иерархии
4) место в организации труда +
5) ученая степень
176. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:
1) распределения власти
2) распределения материальных богатств
3) общественного разделения труда +
4) упорядочения социальных отношений
5) распределение наследства
177. Исторически первой системой социальной стратификации являются:
1) страты
2) касты +
3) классы
4) сословия
5) группы
178. Примером восходящей социальной мобильности является:
1) увольнение по сокращению штатов
2) смена гражданства
3) вступление в брак
4) повышение в должности +
5) смена профессии
179. Примером горизонтальной мобильности является:
1) увольнение по сокращению штатов
2) смена пола
3) вступление в брак с представителем своей социальной группы +
4) повышение в должности
5) понижение в должности
180. Социальный статус — это позиция, занимаемая индивидом:
1) в семье
2) в школьном классе
3) в первичной малой группе
4) в большой социальной общности +
5) в малой группе
181. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:
1) емкость рынков труда
2) наличие или отсутствие собственности на средства производства +
3) распределение объема политической власти
4) уровень образования и квалификации
5) уровень знаний
182. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ:
1) трех основных классов
2) четырех основных классов +
3) пяти основных классов
4) шести основных классов
5) семи основных классов
183. Согласно подходам западной социологии, низшие классы (underclass) состоят из:
1) представителей неквалифицированных и «полуквалифицированных»
(semi-qualified) представителей индустриального и сельскохозяйственного
рабочего класса; +
2) обитателей городских трущоб
3) женщин и представителей этнических меньшинств, занятых в наименее оплачиваемых, наименее безопасных и наиболее неприятных профессиях
4) деклассированных элементов
5) преступников
184. Статусной несовместимостью в социологии именуется:
1) несовпадение статусных устремлений у обладателей двух и более соотносимых социальных статусов
2) противоречие социальных интересов представителей основных классов общества
3) несоответствие личных способностей и специальной подготовки индивида требованиям его социального статуса
4) ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств или измерений при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве +
5) противоречие супругов
185. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:
1) экономической стратификации
2) политической стратификации
3) профессиональной стратификации +
4) социальной стратификации
5) случайной стратификации
186. Теории социальной мобильности органически связаны с:
1) концепциями социальной стратификации +
2) теориями социального господства
3) теориями демографических изменений
4) концепциями институциональной социологии
5) теориями среднего уровня
187. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе является:
1) институт армии
2) институт церкви
3) институт политики +
4) брачно-семейный институт
5) институт образования
188. Репродуктивные функции в обществе осуществляют:
1) политические институты
2) экономические институты
3) правовые институты
4) брачно-семейные институты +
5) медицинские институты
189. Малая социальная группа представляет собой:
1) любое кратковременное скопление людей, в котором они тем или иным образом взаимодействуют друг с другом
2) совокупность индивидов, связанных между собой кровно-родственными узами
3) некоторое число людей, вступающих между собой в постоянные непосредственные контакты +
4) группу индивидов, имеющих одинаковые или близкие социальные статусы
5) большое количество индивидов
190. Вторичная социализация — это:
1) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни
2) период социализации, совпадающий с получением формального образования +
3) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации
4) социализация, протекающая за рамками классной комнаты
5) социализация, в джунглях
191. Вторичная группа играет господствующую роль:
1) в родоплеменной общине
2) в традиционном обществе
3) в современном обществе +
4) в формальной организации
5) в неформальной группе
192. Питирим Сорокин одним из важнейших условий возникновения социального взаимодействия считал:
1) наличие значимых символов
2) наличие проводников взаимодействия +
3) наличие социальной группы
4) успешное прохождение социализации
5) отсутствие социальной группы
193. Главным агентом первичной социализации является:
1) семья +
2) детский сад
3) школа
4) компания друзей
5) неформальный лидер
194. Социальный характер является продуктом:
1) уровня развития общества +
2) национальной культуры
3) особенностей природно-географической среды
4) индивидуального воспитания
5) психологического состояния
195. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:
1) клан
2) группа
3) толпа +
4) очередь
5) семейная династия
196. Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации
1) она присуща не только человеку, но и животным
2) это кумулятивный процесс накопления социальных навыков +
3) это теоретическое овладение правами и обязанностями своего статуса
4) это психофизиологический процесс укрепления организма
5) физиологический процесс
197.Термин «интеракция» означает:
1) международные отношения
2) социальные отношения
3) социальное взаимодействие +
4) процесс установления способа коммуникации
5) антоним девиации
198.Ресоциализация представляет собой:
1) период социализации, совпадающий с получением формального образования;
2) процесс закрепления социальных навыков, получаемых в ходе первичной социализации;
3) отучение от старых норм, ценностей и ролей;
4) процесс «переучивания» социальных ролей, когда человек попадает в среду с иными условиями жизни+
5) синоним ассимиляции
199. Девиантное поведение — это не что иное, как:
1) типичное поведение правонарушителя (делинквента)
2) преступное поведение
3) отклонение от формального закона
4) любое поведение, отклоняющееся от общепринятых норм +
5) безупречное поведения
200. Девиация чаще всего наблюдается:
1) у пожилых людей
2) у людей озабоченных, прежде всего личными интересами +
3) у женщин
4) у молодых
5) у всех без исключения
201. Социальные предписания — это:
1) средства наказания
2) средства поощрения
3) запрет или разрешение сделать что-либо +
4) формальные негативные санкции.
5)неформальные положительные санкции
202. К макросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа
2) социализация
3) цивилизация +
4) взаимодействие
5) типология
203. К микросоциологическим понятиям относятся:
1) малая группа +
2) цивилизация
3) мировая система
4) государство
5) мировое сообщество
204.К числу динамических процессов в малой группе относится:
1) собрание группы;
2) ссора между членами группы
3) структурирование +
4) совместный отдых.
5) мобильность
205. Важнейшим условием социального взаимодействия П. Сорокин считает:
1) наличие соответствующей мотивации
2) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и психическое переживание друг друга +
3) наличие взаимной заинтересованности
4) наличие взаимной выгоды
5) наличие взаимной цели
206. Типичным представителем малой группы является:
1) очередь в магазине
2) участники забега на короткую дистанцию
3) группа посетителей музея, сопровождаемая экскурсоводом
4) нуклеарная семья +
5) группа студентов
207. Первичной, называется малая группа:
1) образующая ядро вторичной группы
2) отличающаяся наиболее высокой частотой и плотностью контактов между ее членами +
3) формирующаяся раньше вторичной по времени;
4) система ценностей и норм которой является для ее членов своеобразным эталоном
5) сбор военнослужащих
208. Тип социального характера, преобладающего в современных развитых обществах, называется:
1) нерыночный
2) ориентированный на себя
3) ориентированный традицию
4) ориентированный на других +
5) ориентированный на семью