Социальная опасность коррупции
Коррупция – это преступная деятельность в политике, государственном управлении, судопроизводстве, внешней торговли и других сферах, которая заключается в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий в целях личного обогащения.
Коррупция – это злоупотребление властью для получения дохода в личных целях.
В зависимости от смысловой нагрузки термин «коррупция» можно понимать в трех значениях:
1) Как явление социальное, т.е. оцениваемое обществом
2) Как уголовно-правовое явление
3) Политико-законодательное
В обыденной жизни понятие коррупция чаще всего употребляется в значении негативного социального явления, т.е. должностное положение используется для того, чтобы решить свои материальные проблемы, удовлетворить личные потребности, пристроить знакомых и родных на доходные места, удовлетворить свое стремление к власти, почестям и т.д. при этом должностное положение используется в личных целях как в пределах закона, так и заего пределами.
Коррумпированность – это вовлечение должностного лица в незаконное обогащение путем использования должностных полномочий, стремление к незаконному обогащения посредством использования возможностей занимаемого должностного положения.
Социальная опасность коррупции заключается в безразличии государственных должностных лиц к закону, общественной пользе.
Обычно коррупция приобретает широкие масштабы в кризисных ситуациях, в периоды разложения социально-политических режимов и падения общественных нравов.
Коррупция является серьезной проблемой для всех стран мира, особенно для бедных и развивающихся стран.
Самыми коррумпированными странами являются Афганистан, Ирак, Мьянма, Сомали, Судан и Чад.
С самым низким уровнем коррупции – Н. Зеландия, Дания, Сингапур, Швеция, Швейцария.
Отмечено также, что люди в разных странах не испытывают доверия к самому процессу борьбы с коррупцией. Еще 10 лет назад было замечено, что реальная проблема в этом процессе состоит в том, что люди, призванные бороться с коррупцией, сами являются коррумпированными и нуждаются в надзоре.
Среди приоритетных направлениях в борьбе с коррупцией выделяют следующие:
1) Ужесточение уголовной ответственности;
2) Создание государственного устройства, основанного на широком распространении самоуправления граждан с периодической выборностью лиц, наделяемых властными полномочиями
3) Действие принципа разделения властей с определенным механизмом противовесов, который будет препятствовать концентрации власти в одних руках. Создание независимого, беспристрастного суда, который будет пользоваться доверием и поддержкой граждан.
4) Гласность и свобода слова, наличие множества свободных, в том числе и от цензуры СМИ.
5) Рыночная экономика, свободное предпринимательство, конкуренция, ограничение вмешательства власти в хозяйственные механизмы;
6) Благоприятные условия для развития частной инициативы, прозрачное подконтрольное обществу использование государственной собственности
7) Четкое, понятное, не противоречащее самому себе законодательство.
Законодательная социология
Законотворческий процесс – это государственная и общественная деятельность, направленная на образование, развитие и совершенствование правовых норм. Данный процесс имеет социальные корни и основания, потому что обычно нормами права становятся сформированные ранее в обществе традиции и обычаи. Хотя нередко случается такое, что разрабатываются новые, никогда не существовавшие нормы.
Сам процесс законотворчества включает в себя 2 этапа:
1) Подготовительный
2) Превращение законопроекта в закон. С этого момента начинают действовать все правовые последствия, связанные с общеобязательностью данного правового акта.
Законодательная социология – это раздел социологии, включающий комплекс исследований, направленных на социологическое обеспечение законотворчества.
Ее можно определить как комплекс теоретических и эмпирических исследований законотворчества.
Появилась она в 50- годах 20 века, когда в США был проведено комплекс исследований, позволивший внести изменения в действующее законодательство.
В границах термина «законодательная социология» выделяют 3 направления:
1) Предзаконодательная социология
2) Послезаконодательная
3) Собственно законодательная социология в узком смысле
Потребность предзаконодательной социологии возникает в тех случаях, когда необходимо подготовить общество к предстоящим правовым изменениям. Ее функция заключается в том, чтобы выявить те слои населения, которые нуждаются в соответствующей социально-психологической подготовке, а также для определения направлений и форм предстоящей компании.
Послезаконодательная социология осуществляет работу по пропаганде и разъяснению закона уже после введения его в действие.
Законодательная социология в узком смысле охватывает социологические исследования, обслуживающие все стадии работы по обновлению и совершенствованию действующего законодательства, включая:
1) Прогнозирование потребности в правовом регулировании
2) Разработка концепции НА
3) Научно-практическая экспертиза законопроекта
4) Проведение в случае необходимости законодательного эксперимента
5) Обсуждение законопроекта среди населения
6) Контроль за реализацией принятого законопроекта и изучение его эффективности
Процесс правотворчества интересует социологию по следующим причинам:
1) Т.к. по своей природе он является социальны явлением, он представляет интересы отдельных слоев населения и социальных групп
2) Для социологии необходимо определить, какие факторы социального характера влияют на содержание правотворчества, какие реально существующие нормы становятся законами, какие нет и почему
3) Какие социальные группы участвуют в обсуждении законопроектов, какие вносят изменения в их содержание, какие поправки и в какой степени учитываются
4) Необходимо обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества
5) Тенденции, которые имеют место в современном правотворческом процессе, определяют необходимость социологического вмешательства в данный процесс
6) Социология призвана определить причины бездействия определенных законов, в том числе по отношению к определенным лицам
7) Выявление причин и наиболее типичных форм нарушений действующих законов. Связано это с тем, что множество принятых и существующих законов остаются бездейственными, многие категории населения находят способы невыполнения действующих требований законодательства.
В исследованиях, проводимых законодательной социологией используется весь спектр необходимых методов исследования.
Моделирование представляет собой разработку социологом условной модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда данный законопроект принят в качестве действующего закона.
Моделирование такой ситуации помогает определить возможные последствия введения данного законопроекта как ближайшие, так и отдаленные, определить возможные попытки противодействия данному законопроекту.
Преимущество метода моделирования состоит в использовании математических методов, что позволяет повысить уровень достоверности данных исследований.
Наиболее распространенным методом является метод опроса. В основе использования этого метода лежит тот факт, что с наибольшей вероятностью законопроект будет одобрен населением, если он соответствует реальным потребностям людей.
Если законопроект был одобрен общественным мнением, то у него больше шансов стать эффективным.
Данные, полученные в результате опросов, могут определенным образом повлиять на эффективность законопроекта, если будут учтены, приняты во внимание законодателем.