Во-вторых, возникновению социологии способствовала внутренняя логика познавательного процесса общественной жизни.
Решающую роль в аналитике новой цивилизации сыграло интеллектуальное движение Просвещения. Возрождение во главу цельной картины мира поставило научный скептицизм — принцип «подвергай все сомнению» и, таким образом, освободило европейское общественное сознание от мистицизма, фанатичной религиозности. Просвещение сделало в этом направлении еще более важный шаг, о чем свидетельствуют труды Вольтера, Гольбаха, Гельвеция, Руссо и других классиков этого периода, которые выдвинули и широко внедрили в общественное сознание мысль о том, что главным предназначением общества и государства является достижение благополучия и счастья каждым гражданином общества.
Европейским исследователем, почти на полтора столетия опередившим появление социологии, был итальянец Джамбаттисто Вико. В своей работе «Трактат о новых нациях» он сформулировал научную методологию изучения общества. В частности, он доказал универсальность общественно-исторического процесса, наличие закономерностей воздействия различных факторов на социальную жизнь,
использовал математические методы анализа социальных процессов и на этой основе создал методику расчета социальных прогнозов.
Непосредственным теоретическим источником возникновения социологии были три направления европейской социальной мысли:
— шотландская политическая экономия (Смит, Фергюсон и др.);
— французский утопический социализм (Сен-Симон, Бабеф);
— немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Именно на эти направления методологически стало опираться новое социальное познание.
Таким образом, потребности общественного развития, логика его изучения, накопленные знания и заимствованный у статистики инструментарий конкретных исследований обусловили возникновение социологии как самостоятельной науки.
Основоположником социологии считают французского мыслителя первой половины XIX столетия Огюста Конта. Хотя Раймон Арон, один из светил современной западной социологии, основоположником социологической науки считает Шарля Луи Монтескье.
Мы будем придерживаться мнения большинства социологов, тем более что сам термин «социология» впервые был введен в научный оборот О. Контом.
Билет 20. Общество как объект социологии и социокультурная система. Понятие "Социальное".
При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта:
1) групповой характер общественной жизни;
2)поведение людей в группах, которое регулируется, направляется
и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил.
Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей теснейшим образом взаимосвязаны, ибо социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями - общество (социальная система) и культура (система культуры).
Отметим наиболее общие моменты, которые отличают общество (социальную систему) от культуры. В свое время, в конце 60-х годов, этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. Но затем складывающаяся плодотворная тенденция обсуждения методологических вопросов взаимоотношений культуры и общества в работах Э.С. Маркаряна, Э.В. Соколова, О.И. Генисаретского была официально запрещена партийными органами, усмотревшими в этой тенденции «тлетворное влияние буржуазной социологии».
В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к тому, что:
1)социум и культура являются двумя взаимосвязанными
подсистемами общественной жизни;
2)особенность социальной системы выражает форму социальных
отношений между людьми, которая представлена различными социальными
группами и отношениями внутри и между группами.
Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д.
Сходное толкование взаимоотношений понятий "общество" и "культура" имеется и в трудах ведущих западных социологов, которые, начиная с М. Вебера, подчеркивают важную роль ценностных стандартов в понимании общественного развития. Достаточно упомянуть ту роль, которую отводил Э. Дюркгейм «коллективным представлениям», или вспомнить, как М. Вебер объяснял развитие капитализма в Европе влиянием религиозно-этнических норм протестантизма. В современной западной социологии, начиная с 30-х годов, в трудах Т. Парсонса и его школы, а также в работах культур-антропологов А.Л. Кребера, К. Клакхона, Р. Линтона, Дж. Г. Мида и других было дано более строгое теоретическое и эмпирическое обоснование разделения понятий "обществ" и "культура", при этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном - в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества.
Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и 'развития общества в целом.
При самом общем социологическом подходе к пониманию культуры обычно отмечаются три ее характеристики:
1) культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей, символов и значений;
2) культура - это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности;
3)культура - это все то, что транслируется от поколения к поколению.
Таким образом, можно дать следующее определение: культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.
Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.
Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.
Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни. "Социальное" проявляет себя в следующих функциях: а)как критерий оценки соответствия общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса; это касается различных сфер общественной жизни и системы отношений; б) способствует пониманию того, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве; в) выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития; г) детерминирует содержание интересов, потребностей, мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей; д) оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ.