Личность как предмет социологического изучения
Общество это человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу; это продукт взаимодействия людей. Составны-ми элементами общества являются люди, социальные связи, действия и взаи-модействия, социальные институты и организации, социальные группы и общ-ности, социальные нормы и ценности и др.
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность.Для того чтобы понять,что же такое личность,необходимо провестиразграничение понятий «человек», «индивид», «личность»".
Понятие «человек» употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие указывает на наличие такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род. В русском языке слово «человек» имеет корень «чело», т.е. лоб, верхняя часть человеческого су-щества, приближающая его к Творцу. Интересно отметить, что латинский тер-мин «homo» восходит к понятию «гумуса» (почвы, праха), из которого произ-веден человек, а в европейских языках «man» производится от «manus» (рука). Следовательно, даже этимологические характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.
Понятие «индивид» дословно означает неделимую дальше частицу како-го-то целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек, рас-сматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. В истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм – философско-этическая концеп-ция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.
Индивид является единичным представителем человеческого рода, кон-кретным носителем черт человека. Он уникален, неповторим. Вместе с тем он универсален - ведь каждый человек зависит от социальных условий, среды, в которой живет, людей, с которыми общается. Индивид является личностью по-стольку, поскольку в отношениях с другими (в рамках конкретных социальных общностей) он выполняет определенные функции, реализует в своей деятель-ности социально значимые свойства и качества.
Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обо-значающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его
личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, «случай-ный индивид» (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в еѐ преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характе-ристик.
Слово «личность» («personality») в английском языке происходит от ла-тинского «persona». Первоначально это слово обозначало маски, которые наде-вали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изо-бражения лица на иконе. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.
Таким образом, понятие «личность» отражает в первую очередь тот со-циальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет опреде-ленные жизненные роли; это некая «личина», общественное лицо, обращенное
к окружающим. Можно сказать, что личность это социальная модификация
человека: ведь социологический подход выделяет в личности социально-типическое.
Обратимся к проблеме генезиса, т.е. происхождения личностных особен-ностей человека. Возникает вопрос – когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности: в каждом новорож-денном ребенке уникально запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория. Таким образом, многие предпосылки личностного развития за-кладываются еще во внутриутробном периоде. Последние данные науки по по-воду специфики генома человека говорят о том, что мы находимся в глубочай-шем родстве с живой и неживой природой, и в этом смысле предпосылки лич-ности каждого во многом определяется природным обоснованием человека.
Итак, новорожденный уже выраженная, яркая индивидуальность, и ка-ждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первого опыта общения, взаимодействия с окружающими родными людьми формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими. Инди-видуальность ребенка нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравни-вают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы ребѐнка имеют особые «критические» момен-ты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет его поведение. Такие впечатления но-сят название «импрессинга» («импринтинга») и могут быть вызваны очень раз-ными причинами, например, счастливым или трагическим семейным событием, потрясшей душу историей.
Дальнейшее развитие личности связано с «прохождением» других воз-растных периодов, с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, профессия, круг общения, историческая эпоха и соответст-вующая той или иной эпохе идеология – все это формирует личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией. Че-ловек в течение всей своей жизни учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. Все они имеют выраженный культурный контекст. Становление личности – итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития алкоголиз-ма, наркомании, тяжелых заболеваний нервной системы и т.п. В принципе, личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внут-ренней структуре этого феномена.