Социальные процессы. Причины и факторы социальных изменений.

Социальные изменения в обществе протекают в результате целе­направленной деятельности людей, которая состоит из отдельных со­циальных действий и взаимодействий. Как правило, разрозненные дей­ствия редко могут привести к значительным социальным и культур­ным изменениям. Даже если один человек сделал великое открытие, множество людей должны использовать его, внедрить в свою прак­тику. Таким образом, значительные социальные изменения происхо­дят в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимно сопряжены. Причем это сопря­жение часто может быть бессознательным благодаря наличию у лю­дей мотивов и ориентации. Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди перемещаются с места на место, совместно обучаются, производят продукты, распре­деляют и потребляют их, участвуют в политической борьбе, культур­ных преобразованиях и многих других социальных процессах.

Социологам Р. Парку и Э. Берджесу удалось создать классифика­цию основных социальных процессов: кооперации, конкуренции (со­перничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации. К ним обычно присоединяют два других социальных процесса, которые проявляются только в группах: поддержание границ и сис­тематические связи. Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традицион­ные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща. В основе любой кооперации лежат согласованные действия и дос­тижение общих целей. Для этого необходимы такие элементы поведения, как взаимопонимание, согласованность действий, установле­ние правил сотрудничества. Кооперация прежде всего связана с же­ланиями людей сотрудничать. Таким образом, главный смысл кооперации состоит пре­жде всего в обоюдной пользе. Кооперация у членов малых групп настолько обычное явление, что история жизни большинства индивидов может быть определена в основном как их попытка стать частью таких групп, а также регу­лировать кооперативную групповую жизнь. Личность, которая не может легко и свободно кооперироваться с чле­нами первичных и малых групп, вероятно, будет изолирована и, воз­можно, не приспособится к совместной жизни. Кооперация в первич­ных группах важна не только сама по себе, но и тем, что она незри­мо связана с кооперацией во вторичных группах. Действительно, все большие организации представляют собой сеть малых первичных групп, в которых кооперация функционирует на основе включения индивидов в значительное число личностных взаимосвязей. Кооперация во вторичных группах выступает в виде многих лю­дей, работающих совместно в крупномасштабных организациях. Такая кооперация не только включает многих людей в данном обществе, но и обусловливает создание сети организаций, кооперирующих деятельность на уровне государственных, региональ­ных, национальных и межнациональных взаимосвязей. Социальные процессы. Причины и факторы социальных изменений. - student2.ru Социальные процессы. Причины и факторы социальных изменений. - student2.ru Конкуренция — это борьба между индивидами, группами или об­ществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и не­равным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность и дру­гие ценности).

Конкуренция основана на том фак­те, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Если рассматривать взаимоотношения полов, то и там практически во всех обществах существует острая конкуренция за внимание со сто­роны определенных партнеров противоположного пола.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (напри­мер, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов, в этом случае конкуренты могут не идентифицировать своих партнеров как соперников).

Кроме того, в каждой группе или обществе по-разному складывается соотношение процессов сотрудничества и конкуренции. В одних группах существуют ярко выраженные про­цессы конкуренции, протекающие на личностном уровне (например, желание выдвинуться, завоевать большее материальное вознаграж­дение), в других — личностное соперничество может отходить на вто­рой план, личностные отношения носят в основном характер сотрудничества, а конкуренция переносится на взаимоотношения с ины­ми группами. Конкуренция — это один из методов распределения недостаточ­ного вознаграждения (т.е. такого, которого не хватает для всех). Ко­нечно, возможны и другие методы. Ценности могут распределяться по нескольким основаниям, например по первоочередной необходи­мости, возрасту или социальному статусу. Компромисс — это баланс, временное соглашение; как только ситуа­ция изменяется, приходится искать новый компромисс. В тех случа­ях, когда цели и способы их достижения у индивида или группы не могут удовлетворить индивида, компромисса достичь не удается и ин­дивид не приспосабливается к новым условиям окружающей среды.

Необходимым условием для успешного протекания процесса при­способления является терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям. Например, с возрас­том наше восприятие культуры, изменений и нововведений меняет­ся. Мы уже не можем полностью принять молодежную культуру, од­нако можем и должны относиться к ней терпимо и путем такого при­спосабливания мирно сосуществовать с нашими детьми и внуками. То же можно сказать об эмигранте, выезжающем в другую страну, ко­торый просто обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему куль­туры, ставить себя на место окружающих его людей и пытаться по­нять их. В противном случае процесс приспособления не будет ус­пешным.Ассимиляция — это процесс взаимного культурного проникнове­ния, через который личности и группы приходят к разделяемой все­ми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проник­новения своей культуры в другие группы пропорционально своему размеру, престижу и другим факторам.

Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая отдельные группы в одну большую с однородной культурой. Это происходит потому, что социальный конфликт предполагает разделение групп, но когда культуры групп ассимили­руются, устраняется и сама причина конфликта.

Амалъгамизация — биологическое смешивание двух или более эт­нических групп или народов, после чего они становятся одной груп­пой или народом. Так, русская нация складывалась путем биологи­ческого смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, за­падных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между группами могут образовать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться статусные системы, в которых статус будет измеряться «чистотой крови».


Наши рекомендации