Социологические концепции личности. Концепции социализации личности (Дж. Мид Ч. Кули).
Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов. К этим теориям относятся:
- теория зеркального "Я";
- ролевая теория;
- теории референтной группы, установки и некоторые другие.
Социологическая концепция личности Ч.Х. Кули (1864-1929)
В концепции Ч.Х. Кули решающая роль в социализации индивида отводится первичным группам (семье, детским коллективам, соседской общности и т.д.), которые характеризуются неформальными, интимными и доверительными межличностными отношениями.
Особое значение при формировании сознания и самосознания ребенка он придавал мнениям и представлениям окружающих ребенка лиц в первичном коллективе - родителей, друзей, соседей.
Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми.
Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978)
Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации
индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть
роль символов и жестов в этом процессе.
Отличительная особенность социализированного индивида - способность понимать значения жестов и символов и принимать на себя роли других людей.
Критерием формирования зрелого "я" служит способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого», под которым Дж.Г. Мид понимал некий обобщенный образ коллективных представлений и установок по отношению к данному индивиду.
Семья и другие первичные коллективы, значение которых в процессе социализации показал еще Ч.Х. Кули, играют выдающуюся роль в период ранней социализации ребенка. По мере его взросления, превращения в подростка, юношу закономерно расширяется круг его общения с другими людьми за пределами первичной группы.
На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.
Социальные нормы и девиантное поведение. Понятие «аномалия».
Социальные нормы — это требования, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения.Возникновение и функционирование социальных норм, их место всоциально-политической организации общества определены объективной потребностью в упорядочении обществ, отношений.
В основе возникновения социальных норм («общих правил») лежат прежде всего потребности материального производства. Повторяемость актов производства, распределения и обмена, т. е. повторяемость социальных взаимодействий, требует наличия таких общих правил, которые позволили бы участникам соответствующих обществ, отношений регулярно и единообразным образом вступать в данные взаимодействия. Социальные нормы в силу этого воплощают всебе абстрактную модель указанных взаимодействий, дающие возможность индивидам предвидеть действия иных участников обществ, отношений и соответствующим образом строить-собственное поведение.
Социальные нормы в силу этого становятся — на стороне индивида — мерой его поведения, и на стороне общества — масштабом оценки этого поведения. Такова модальная функция социальных норм: мерой поведения руководствуется индивидуум, а оценка принадлежит обществу.
Содержание социальных норм выводится прежде всего из реального поведения индивидов и социальных групп. Именно здесь, в сфере сущего, слитно с ним воспроизводятся изо дня в день социальные нормы, проявляя свое действие часто стихийно, не всегда получая исчерпывающее отражение в сознании людей.
Социальные нормы,упорядочивая поведение людей, регулируют самые разнообразные виды общественных отношений. Они складываются в определенную иерархию норм, распределяясь по степени их социальной значимости.