Историко-социологическое исследование М. Вебера.

"Протестантская этика. Дух капитализма" - это историко-социологическое исследование, сравнивая проповеди, законы, выступления и т.д. Вебер пришел к выводу, что капитализм Западного образца стал возможен благодаря основным этическим принципам протестанткой религии: стремление к личному успеху, аскетизм, трудолюбие и т.д.

**** Классический этап в развитии социологии. Эмиль Дюркгейм

Классиком «социологической школы» является фран­цузский ученый Эмиль Дюркгейм(1858—1917).

К числу общих условий, необходимых для превращения социологии в самостоятельную науку, он относил наличие особого предмета, изучаемого исключительно данной нау­кой, и соответствующего метода исследования. Социоло­гия должна изучать, полагал он, социальную реальность, имеющую особые, только ей одной присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых есть общество. Эти факты и составляют предмет социологии.

«Социальным фактом»,по определению Дюркгейма, яв­ляется всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит го­товыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функциони­рующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно. Общество для Дюркгейма — это прежде всего совокуп­ность идей, убеждений и чувств, среди которых то, что он именует моралью, занимает первое место. Мораль ориен­тирована на общество, а общество является целью любого морального действия. Общество становится своего рода персоной, которой соответствует определенная мораль. «Мораль (однако)... начинается там, где начинается связь с обычной группой». И «всякая мораль представляется нам системой правил поведения».

Каждое общество имеет свою систему, соответствующую его структуре. Обнаружить и продемонстрировать ее — это задача «науки морали». При этом она должна использовать окольные пути, ибо то, какова мораль в определенном об­ществе, лучше всего становится очевидным на примере та­кого поведения, которое отклоняется от нее и потому вы­зывает применение социальных санкций. Представление о том, как Дюркгейм понимал связь между общественными структурами и соответствующими им системами оценок, дает его раннее произведение «О разделении общественно­го труда» (1893).

В качестве связующего звена между обществом и ценно­стными представлениями Дюркгейм вводит понятие «соли­дарность» — как взаимодействие индивидуальных созна­ний. Это взаимодействие создает системы общих ценностей и чувств — «коллективное сознание», которое несводимо к отдельным индивидам. Его содержание и коллективные представления воспринимаются индивидом как обстоя­тельство, которое оказывает на него давление извне. В этом смысле они являются «социальными фактами» и обладают своего рода реальностью. Социальные факты настолько же реальны, как и действия отдельных индивидов. Дюркгейм выделял солидарности — «механическую» и «органичес­кую». При этом во второй фазе разделение труда призвано сыграть роль механизма общественных связей, а решающее значение в деле социальной интеграции приобретали кол­лективные представления (идеалы и верования).

В вышедшем в 1895 г. труде «Метод социологии» он объявил овеществление социальных фактов основным тре­бованием объективного научного рассмотрения. Соци­альные факты следует рассматривать как вещи, которые, подобно вещам в природе, могут быть поняты объективно и эмпирически. Коллективное социальное поведение ста­новится социальным фактом тогда, когда оно приобретает обязательный характер, т. е. когда его нарушение влечет за собой негативные санкции. Задачей социологии, согласно Дюркгейму, является установление нормального через вы­явление девиантного поведения, влекущего за собой санк­ции. Лишь девиантное указывает на то, что всеми считает­ся нормальным.

С помощью сравнительного метода Дюркгейм пытался проанализировать отражение определенных социальных фактов на всех социальных типах, которые находятся на одинаковой стадии развития. Согласно Дюркгейму, социо­логическое объяснение складывается из анализа фактов и функций, причем причинами всегда являются социальные факты, а не-индивидуальные явления. Если бы за исходный пункт принимались индивидуальные явления, то социоло­гии неизбежно угрожала бы опасность стать просто довес­ком к психологии личности. Таким образом, социальные факты являются причинными фактами, нахождение кото­рых позволяет объяснить определенные обстоятельства воз­действием этих причин. Однако в то же время социальные факты всегда функциональны, т. е. полезны для коллекти­ва, для целого, для общества, пока они носят принудительныи характер. Их функциональность относится к целому и потому независима от их вклада в определенные ясные и специфические политические, экономические или религи­озные цели.

То, как он представляет себе подобный социологический анализ, Дюркгейм продемонстрировал в 1897 г. на приме­ре своей работы «Самоубийство». Она стала образцом обо­снования социологии как эмпирической науки.

Развернутое социологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предлагает теорию аномиикоторая раскрывает значение социальных и культурные факторов. По Дюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствие регуляции «безнормность». По сути аномия — это состояние дезорганизации общества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либо становятся неустойчивыми и противоречивыми.Все, что нарушает стабильность, приводит неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушению коллективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т. д.), порождает нарушение общественного порядка, дезорганизует людей, и в результате появляются различные виды девиаций.

*** Классический этап в развитии социологии. Макс Вебер

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер(1864—1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обуслов­лено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную за­дачу — сочетать общее и специфическое, выработать мето­дологию и понятийный аппарат, с помощью которого мож­но было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии.

Известность Веберу принесла работа «Протестантская этика и дух капитализма» (1904). Основное внимание Ве­бера в этой и других работах по хозяйственной этике было направлено на изучение культурного значения современно­го капитализма, т. е. его интересовал капитализм не как экономическая система или результат классовых интересов буржуазии, а как повседневная практика, как методически-рациональное поведение.

Единственным в своем роде признаком современного западного капитализма Вебер считал рациональную орга­низацию формально свободного труда на предприятии. Предпосылками этого стали: рациональное право и раци­ональное управление, а также интернационализация прин­ципов методически-рационального поведения в рамках практического поведения людей. Поэтому он понимал со­временный капитализм как культуру, крепко укоренившу­юся в ценностных представлениях и мотивах действий и во всей жизненной практике людей его эпохи.

Важным вкладом Вебера в социологии было введение понятия «идеальныйтий». «Идеальный тип» представляет собой искусственно, логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого соци­ального феномена~{например, идеально типическое военное сражение должно включать в себя все основные компонен­ты, присущие реальному сражению, и т. п.).

Современная американская социология сформировалась в значительной степени благодаря развитию веберовской концепции свободы от ценностных суждений. Однако сам Вебер не отрицал полностью значение оценок. Он лишь считал, что процедура исследования разделяется на три эта­па. Ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования. Процесс же сбора данных, точное наблюде­ние, систематическое сравнение данных должны быть бес­пристрастны. Веберовское понятие «отнесение к ценности»означает, что исследователь производит отбор материала на основе современной ему системы ценностей.

Основа социологической теории Вебера — это концеп­ция социального действия. Он отличал действие от чисто реактивного поведения. Его интересовало действие, вклю­чающее мыслительные процессы и осуществляющее по­средничество между стимулом и реакцией: действие имеет место в том случае, когда индивиды субъективно осмыс­ливают свои поступки.

В трудах Вебера блестяще исследованы феномены бюро­кратии и всеподавляющей прогрессирующей бюрократиза­ции («рационализации»)общества. Важная категория, введен­ная Вебером в научную терминологию, — «рациональность».Рационализация, по Веберу, это результат воздействия не­скольких феноменов, несших в себе рациональное начало, а именно — античной науки, особенно математики, допол­ненной в эпоху Возрождения экспериментом, эксперимен­тальной наукой, а затем и техникой. Здесь же Вебер выде­ляет рациональное римское право, которое получило на европейской почве дальнейшее развитие, а также рацио­нальный способ ведения хозяйства, возникший благодаря отделению рабочей силы от средств производства. Факто­ром, который позволил как бы синтезировать все эти эле­менты, явился протестантизм, создавший мировоззренчес­кие предпосылки для осуществления рационального способа ведения хозяйства, поскольку экономический ус­пех был возведен протестантской этикой в религиозное призвание.

Так сложился современный индустриальный тип обще­ства, который отличается от традиционных. А главное его отличие — в том, что в традиционных обществах отсутство­вало господство формально-рационального начала. Фор­мальная реальность — это то, что исчерпывается количе­ственными характеристиками. Как показывает Вебер, движение в направлении формальной реальности — это движение самого исторического процесса.

Наиболее известным произведением М. Вебера являет­ся «Хозяйство и общество» (1919).

5. Интегральная социология ПА Сорокина.

Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) — рос­сийско-американский социолог XX столетия, многочис­ленные фундаментальные труды которого (40 книг и не­сколько сотен статей) во многом определили характер и основные направления развития современной социологии.

В истории социологии трудно найти другого, кто уде­лил бы столь пристальное внимание выяснению исход­ных, методологических проблем этой науки — ее сущности, специфики, структуры и предназначения. К этим вопросам П. А. Сорокин неоднократно возвращался не только в спе­циальных работах по данной теме, но и в трудах, по­священных самым разным социологическим проблемам (например, проблемам революции, социокультурной ди­намики и др.). Он рассматривал их как в научно-исследо­вательском, так и в учебно-педагогическом плане.

По Сорокину, общество — это «совокупность людей, на­ходящихся в процессе общения», а феномен социального— в «связи, имеющей психическую природу иреализующей­ся в сознании индивидов».

Элементами взаимодействия, по Сорокину, являются: индивиды, акты (действия) и проводники общения (сим­волы интеракции), т. е. язык, письменность, орудия труда, деньги, живопись, музыка и др. По своему характеру взаи­модействия подразделяются на антагонистические и соли-даристические, односторонние и двусторонние, шаблонные и нешаблонные.

Социология, отмечал П. А. Сорокин, изучает специфи­чески социальные явления, которые обладают «внешним бытием» и непосредственно наблюдаемы, т. е. поведение взаимодействующих лиц. Социология — это «наука, изуча­ющая поведение людей, живущих в среде себе подобных». В этом смысле она выступает как теория «социального по­ведения»,основанного на психофизиологических механиз­мах рефлекторного типа (акция — реакция). Вся соци­альная жизнь — это бесконечная цепная реакция акций — реакций, взаимодействие которых лежит в основе истори­ческого процесса. Исключительно велика заслуга П. А. Со­рокина в разработке структуры социологии. В труде «Сис­тема социологии» он выделял три основных раздела в теоретической социологии: социальная аналитика(социальная анатомия и морфология); социальная механика,т. е. изучение социальных процессов; социальная генетика,т. е. теория эволюции общественной жизни.

Социология, по Сорокину, — наука, рассматривающая социокультурную систему как целое. В этом отношении она существенно отличается от таких тоже генерализирующих наук, как экономическая теория, политология или право­ведение, ибо последние имеют дело лишь с одной сферой социокультурного пространства, в то время как социоло­гия — со всеми сферами, с родовыми, общими свойствами, признаками социальных явлений во всех сферах, не изучае­мыми как таковые ни одной другой из социальных наук. Социология, писал П. А. Сорокин, — это «наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психо­логических явлений», «генерализирующая наука о социо­культурных явлениях, рассматриваемых в своих родовых видах, типах и разнообразных связях».


Наши рекомендации