Соц взгляды античных мыслителей
Первым крупным мыслителем Древней Греции признается Сократ (469-399 гг. до н.э.).Сократ для Платона стал не только учителем, но и научным руководителем, близким товарищем, отцом-воспитателем.
Сократ первым заговорил о потребности в специальных знаниях об обществе, необходимых для практики общественной жизни, и поднял проблему осмысления взаимосвязей общества и конкретного человека.
Первые в истории европейской мысли теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам — Платону (428 — 348 до н. э.) и Аристотелю (384—322 до н. э.).
Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге «Государство». Главная мысль, которая в нем проводится, заключена в том, что человеческое общество должно воспроизводить некий идеал. Эта идеальная общественная система, сознательно построенная и управляемая интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.
Общество прибывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса (сословия): высший (состоящий из мудрецов, управляющий государством); средний (включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка); низший (состоящий из ремесленников и крестьян).
Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, была обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.
У Аристотеля опорой порядка выступает своеобразный античный средний класс. Кроме него существует еще два класса: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатых ограничены, а средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие, кто работает много, а получают мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, а получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила — любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все.
При коллективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной — появляются богатство и неравенство, но только это дают гражданам возможность проявить щедрость и милосердие. Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.
Фома Аквинский (1225-1274). Труд - « Сумма теологии» содержит учение об обществе и государстве. Общество разделено общественным провидением на 3 сословия Кто работает, воины, духовенство. Католическую церковь он ставит над государством. Наиболее естественная форма государства – монархия, где многое зависит от личности и воли правителя. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума.
Постановка социальной проблематики в античной философии
Философия Платона:
- основной принцип - справедливость
Обучение по 3 категориям:
- мудрец
- войн
- ремесленники-крестьяне
Отсутствие частной собственности. Государством управляли 37 мудрецов.
Работы: «Государство», «Законы»
Философия Аристотеля:
- основной принцип - стабильность
- поддерживал идею частной собственности
Выделял 3 класса: богатые, средний класс и бедные. Средний класс должен быть самым многочисленным (~70%)
Выделял 3 правильных и 3 не правильных формы правления:
Правильные: монархия, аристократия, полития.
Не правильные: тирания, олигархия, демократия.
Философия Фомы Аквинского:
Работы: «О граде божьем»
Противопоставляет церковь граду земному. Говорил о положительной роли государства, которое является божественной волей.
Разделяет власть на духовную и светскую. Приоритет отдаётся духовной власти.
Вопрос 7