Структура и уровни социологического знания

Вопрос 1

Объект и предмет социологии

Термин «социология был введён в научный оборот французским философом О. Контом (1842 г.). В переводе с латинского оно означает учение, науку об обществе.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Объектом социологии являются:

· общество как целостная социальная реальность;

· социальные организации;

· социальные институты;

· социальные взаимодействия;

· социальные явления;

· социальные процессы;

· социальные отношения;

· социальные общности;

· социальные субъекты.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, или абстрактных, объектов, которые представляют тот или иной фрагмент реальности. Это условные понятия типа математической точки или идеального газа (социальный институт, стратификация, статус и др.). Идеализированным объектом является в социологии любая переменная, ибо она - не реально существующий объект, а понятие, концепт.

В отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, например предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой, где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, структуру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.

В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Действительно, здания и люди существуют объективно, независимо от нашей воли и сознания. Но предмет исследования мы выбираем произвольно в соответствии с нашими интересами, целями и задачами.

Предмет - совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность.

Предметом социологии выступает совокупность основных теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Объект науки – это то, на что направлена деятельность исследователя, то, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предмет науки – те стороны, проявления, связи и закономерности объекта, которые изучает данная наука и никакая другая. Объектом социологии является общество.

Предметная область социологии включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, явлений и процессов, происходящих в обществе.

В понимании объекта и предмета социологии важно обратить внимание на следующие моменты:

1) соц-гия изучает общества и различные подструктуры как целостные явления, систему;

2) это наука, обращающая внимание, прежде всего на социальные стороны общественных процессов, на соц явления, соц отношения; - это специфика объекта соц-гии.

3) эта наука изучает соц механизмы, закономерности общественной жизни - специфика предмета соц-гии.

Подавляющее большинство социологов придерживаются т.з. что объектом социологии явл-ся общество. Общ-во представляет собой совокупность определённых взаимоотношений между людьми, в целом называемых общественными отношениями.

Выделяют многие виды общественных отношений (Экономические, духовные, политические, социальные). Все эти виды изуч-ся социологией под своим углом зрения.

Изучая общ-во и его институты как целостные образования, социология имеет своим объектом, прежде всего, соц сферу общественной жизни, в которой можно выделить три важнейших составляющих: 1) соц структура общ-ва как дифференциацию людей по общественным и соц группам и отношения между ними. 2) Соц инфраструктуру, как совокупность отраслей, обслуживающих ч-ка, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. 3) Возможности (для каждого конкретного ч-ка, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда ч-ка, быта, досуга, здоровья, возможности определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, соц и профессионального продвижения и перемещения.

Предмет социологии трактуется 1) как стороны, те или иные характеристики объекта; 2) как законы, закономерности, действующие в той или иной области реальности.

Вопрос 2

Вопрос 3

Вопрос 4

Вопрос 5

Соц идеи Древнего мира

Древний мир — период в истории человечества, выделяемый между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе.

В других регионах временные границы древности могут отличаться от европейских. Например, концом древнего периода в Китае иногда считают появление империи Цинь, в Индии — империи Чола, а в Америке — начало европейской колонизации.

Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5 — 5,5 тыс. лет, начиная от появления Письменности у египтян. Термин «классическая древность» обычно относится к греческой истории и начинается от первой Олимпиады (776 г до н. э.). Эта эпоха почти совпадает с традиционной датой основания Рима (753 г до н. э.), с которой начинается римская история. Датой окончания европейской древней истории обычно считают год падения Западной Римской империи (476 г н. э.), а иногда — дату смерти императора Юстиниана I (565 г.), появления ислама (622 г.) или начало правления императора Карла Великого.

Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии

1) Азия

Наиболее известным памятником Древнего Востока является кодекс законов Вавилонии, принятый в 18 в. до н.э. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.).

В Месопотамии возникла реальная угроза сохранению устоев государства. Быстрое развитие товарно-денежных отношений сопровождалось резким сокращением поступления налогов в казну и ослаблением государственных структур, армии.

Закрепленные в кодексе Хаммурапи правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. За покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство или смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части "снижения" тяжести кабалы и рабства за долги, а также ростовщичества. Царские воины и другие граждане - вавилоняне по новым законам не лишались своих земельных наделов за долги; отдавая за долги в рабство жену, сына или дочь, отцу семейства гарантировалось законом, что по истечении трех лет члена его семьи освободят и одновременно аннулируется долг; масштабы ростовщичества были упорядочены так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды - 33%.

2) Китай

Основное учение этого периода - конфуцианство - созданное Конфуцием, жившем в 551-479 гг. до н.э. Экономические взгляды Конфуция оказали большое влияние на экономическую мысль Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.

В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств.

Конфуций создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало: оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на "благородных", составляющих высшее сословие, и "простолюдинов" ("низких"), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий - вышестоящему.

Отношения между рабовладельцами и рабами он не сводил только к принуждению. Конфуций призывал воспитывать "доверие" рабов к эксплуататорам, советовал "благородным" добиваться верности рабов.

Учение Конфуция нацелено на обеспечение стабильности формировавшегося рабовладельческого строя, укрепление авторитета государства, широкое использование в этих целях традиционных форм и обрядов. Таким образом, в условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального "равенства" при сохранении рабовладельческих порядков, сглаживания классовых конфликтов.

С критикой конфуцианства выступили Мо-цзы и его сторонники ( моисты).

Они проповедовали природное равенство людей, идею "всеобщей взаимной любви", отрицали сословность, привилегии знати. Моисты обосновывали необходимость всемерного развития производства для удовлетворения потребностей всего населения, всеобщее участие людей в физическом труде, развитие свободной инициативы мелких производителей.

В целях укрепления экономического положения крестьян, авторы трактата "Гуань-цзы" (IV-III в.), предлагали ограничить обязательную трудовую повинность крестьян, оградить от спекулянтов и ростовщиков, изменить систему налогов, повысить цены на хлеб.

Заботу об улучшении благосостояния народа они возлагали на государство, которому надлежало активно вмешиваться в экономические дела, устранять причины, мешающие благополучию народа, создавать запасы зерна для стабилизации цен, принимать меры по преодолению неблагоприятных природных условий и т.д.

Таким образом, столкновение двух тенденций в социально-экономической жизни: стремление сохранить патриархально-общинные начала с одной стороны, рост и укрепление позиций рабовладения - с другой, борьба стоявших за ними классов, проблема взаимоотношения натурального и товарного хозяйства длительное время определяли важнейшую проблематику экономической мысли древнего Китая.

3) Индия

Основные экономические идеи содержатся в древнейших памятках - ведах, представляющих собой собрание молитв, гимнов, заклинаний.

Они создавались в I тысячелетии до н.э. и отразили начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения.

К этому периоду относятся произведения древнеиндийского эпоса " Махабхарата " и " Рамаяна ". Первая повествует о войнах племени бхарата, вторая - о подвигах Рамы.

" Законы Ману "- характеризуют социально-экономические условияя Индии III тысячелетия до н.э. - это свод предписаний, ниспосланных людям "божественным законодателем", т.е. свод правил регламентирующих поведение индийца в соответствии с религиозными догмами брахманизма. "Законы" отразили существование наследственных каст. Обоснованная в них брахманская концепция экономической политики отводила существенную роль государству, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности, эксплуатация свободного населения и др.

"Артхашастра"(буквально - наука о пользе, о практической жизни) - это собрание наставлений по вопросам управления государством создавалось как наставление для царя. Трактат характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, повествует о социальном неравенстве, оправдывает и закрепляет его, подтверждая правомерность рабовладения, деления общества на касты.

Основу населения страны составляли арии, делившиеся на четыре касты:

1) брахманов (высшая каста жрецов),

2) кшатриев (высшая каста - военные),

3) вайшьев (состояло из полноправных общинников, в основном землевладельцев, скотоводов, а позже и торговцев, некоторых ремесленников),

4) шудр (низшее сословие - состояло из неполноправных зависимых землевладельцев, ремесленников).

Наибольшими привилегиями обладали брахманы и кшатрии. Рекомендовались меры, ограничивающие развитие рабства, предупреждавшие обострение классовых конфликтов. Индийский раб мог обладать собственностью, имел право на получение наследства, право самовыкупа за счёт своего имущества.

В "Артхашастре" подробно описывалось состояние экономики страны, основные занятия населения.

Главной отраслью являлось земледелие, зависевшее во многом от орошения. Наряду с тем развивались ремёсла, торговля.

В "Артхашастре" проводилась идея об активном вмешательстве государства в экономическую жизнь, в регламентацию общественных отношений на царскую власть возлагались заботы о выполнении многих хозяйственных дел, включая колонизацию окраин, поддержание ирригационных (лат.искусственное орошение) систем, строительство колодцев, создание новых деревень, организацию прядильно-ткацкого производства с привлечением специфического контингента работников (вдовы, сироты, нищие, инвалиды, отрабатывающие штраф и т.д.).

Экономические учения Древней Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

Платон проповедовал уничтожение частной собственности, общность жен и детей, государственную регулируемость браков, общественное воспитание детей, которые не должны знать своих родителей.

Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных, воспринимая его как естественное. Граждан Греции он делил на пять групп (классов):

а) земледельческий класс;

б) класс ремесленников;

в) торговый класс;

г) наёмные рабочие;

д) военные.

Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду.

Вопрос 6

Вопрос 7

Вопрос 8

Вопрос 9

Соц идеал эпохи Просвещения

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ - интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие догм, в том числе церковных.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной и физической силой. Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития. Умы просветителей волнует идея равенства: не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми. Идея равенства всех людей перед законом, перед человечеством - первый характерный признак эпохи Просвещения.

Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний.

В эпоху Просвещения стало особенно популярным представление о Боге как великом механике и о мире как огромном механизме.

Благодаря достижениям естественных наук возникло представление, что время чудес и загадок миновало, что все тайны мироздания раскрыты и Вселенная, и общество подчиняются логичным, доступным человеческому разуму законам. Победа разума - второй характерный признак эпохи.

Третий характерный признак эпохи Просвещения - исторический оптимизм.

Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.

На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье и Вольтер.

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел, 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства.

Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер, в ее создании принимали активное участие Вольтер, Монтескье, Руссо. Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо.

Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему. В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства. В первую половину эпохи в философии господствовал деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо), с середины XVIII века начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм (Дидро, Ламетри, Гольбах). Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям, прежде всего на базе законов механики. В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни. В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства. Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию; именно в их идеологии сформировался и знаменитый лозунг: «Свобода. Равенство. Братство».

Вопрос 10

Вопрос 11

Вопрос 12.

Вопрос 13

ВОПРОС 14

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось в конце 19 - начале 20 в. на фоне общей тенденции к психологическому обоснованию научного знания. Наряду с психологическим обоснованием логики, гносеологии, эстетики, истории, литературоведения и т. п. стала развиваться психологическая социология. На смену примитивным биолого-натуралистическим теориям, характерным для индивидуальной психологии, пришли теории, требующие учета сложной совокупности социальных факторов. Интерес к проблемам мотивации человеческого поведения и ее социальным механизмам породил несколько разновидностей П. н. в с. Объединяющим моментом для всех них был главный принцип, разделяемый представителями всего П. н.,- стремление искать ключ к объяснению всех обществ.явлений и процессов в психических процессах и явлениях индивида или об-ва. Разновидности П. н. в с. выделяются в зависимости от выбора ключевых объяснительных понятий или принципов. Стремление найти психические факторы цивилизации характеризовало психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс). Развитие об-ва рассматривалось как часть космической эволюции, к-рая носит направленный характер, т. е. развивается на основе разумного, сознательного управления социальными процессами. Первичными социальными фактами объявлялись либо желания индивида (голод, жажда, половые потребности и т. п.), либо "сознание рода", "коллективный телезис", делающие возможным сознательное взаимодействие индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл) искал основу обществ.жизни в биологически наследуемых инстинктах, сопровождаемых соответствующими эмоциями. Представители школы психологии народов (М. Лацарус, X.Штейнталь) осн. исторической силой объявляли "народный дух", выражающий психическое сходство индивидов одной нации. В рамках П. н. разрабатывались также проблемы групповой психологии (Лебон) - анонимности, внушаемости, психического заражения и подобных явлений, происходящих в толпе. С ними были связаны нередко крайне реакционные выводы о тождественности народных масс и "иррациональной толпы" и др. Сторонники теории подражания (Тард, Дж. Болдуин) усматривали элементарный обществ.факт в подражании одного индивида др. Сторонники раннего интеракционизма (Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва рассматривали представления, к-рые люди составляют друг о друге. Сконцентрировав внимание на непосредственном взаимодействии индивидов в рамках "первичных групп", Кули отождествил обществ, отношения с межиндивидуальными отношениями, а личность отождествил с ее самосознанием. Заслугой представителей П. н. явл. то, что они привлекли внимание к проблеме обществ, сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Вопрос 15

Вопрос 16

Малые группы и их типология

Малая группа — это немногочисленная группа (не­сколько десятков человек и меньше), члены которой обычно связаны дружескими отношениями, при этом между ними происходят непосредственные личные кон­такты, а отношения регулируются неформальными ин­ститутами. Во всех отношениях между членами такой группы выступает элемент личного знакомства, близости, а это ведет к тому, что, хотя взаимодействия между ними и институционализированы, они никогда не бывают обез­личенными, что является характерным для больших групп. При этом следует отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социаль­ным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и степени влия­ния (проблема лидерства).

«Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмо­циональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Пример: спортивная команда, школьный класс, нуклеарная семья, молодежная тусовка, производственная бригада.

Остановимся подробнее на наиболее распространен­ных и важных для социологии основаниях деления малых групп:

1) В зависимости от степени организованности

а) фор­мальные (официальные) - возникающие для выполнения определенных функций внутри систем более высокого уровня;

б) неформальные или контактные - возникающие на основе взаимных симпатий, интересов. Пределами их численности являются пределы эмоциональных возможностей человека (3 - 8 чел)

2) В зависимости от характера внутригрупповых взаи­модействий

а) первичные (семья, группа друзей, группа ближайших соседей)

б) вторичные группы (нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники» в виде средств связи, например).

3) В зависимости от включения или невключения индивида в группу, выступающую для него эталоном, — референт­ные группы и членские группы.

В зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между членами малой группы, она может быть как первичной, так и вторичной, в отличие от нее, боль­шая группа может быть только вторичной.

4) группы различаются по времени их существования (долговременные и кратковременные);

5) по степени тесноты контакта между членами;

6) по способу вхождения индивида.

7) Также по роду деятельности выделяются промышленные, учебные и любительские группы.

Вопрос 17

Вопрос 18

Вопрос 20

Вопрос 21

Вопрос 22

ВОПРОС 23

Теория социальной мобильности рассматривает общество в динамике с точки зрения внутреннего механизма этого движения. Мобильность - это только перемещение или переход индивида от одного социального положения к другому, но она включает в себя перемещение ценности всего, что создано или изменено человеческой деятельностью, будь то автомобиль, газета, идея и т.д.

Выделяют два типа социальной мобильности: вертикальную и горизонтальную, их общие характеристики - индивидуальная и коллективная, восходящая и нисходящая.

Мобильность зависит от типа общества, в котором она осуществляется: открытое или закрытое. Механизмами социального отбора и распределения индивидов по стратам в мобильном обществе выступают армия, церковь, школа, различные экономические, политические, профессиональные организации, семья.

П. Сорокин выделил формы проникновения людей из одного слоя в другой - индивидуальные и коллективные переходы, подразделил мобильность по видам - экономическая, политическая, профессиональная. Наконец, по типам, выявил горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная - это перемещение индивида или объекта из одной группу в другую, находящуюся на одном и том же уровне (смена семьи, религии, работы, места жительства), а вертикальная - это переход по восходящей или нисходящей из одного слоя в другой (например, человек получил высшее образование и статус его стал выше). Социальная мобильность может быть нулевой, в тоталитарном обществе, где передвижение ограничено и люди прикреплены к одному месту жительства и работы и интенсивной, в демократическом обществе, где ценится инициатива и предприимчивость работника.

Два основных вида социальной мобильности - межпоколенная (дети достигают более высокой ступеньки или опускаются ниже родителей) и внутрипоколенная (один индивид, независимо от связей с отцом, совершает карьеру, несколько раз меняя социальные позиции).

Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи.

Вопрос 24 Система общества при всей своей устойчивости и целостности преобразуется в процессе исторического развития. В ходе этого развития выделяются разные типы общества. В истории развития человеческой цивилизации существовало и существует большое количество обществ.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, критериями, образуют типологию.

Т. Парсонс на основе методологии системного функционализма предложил следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная дифференциация выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в самостоятельную область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой системы от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной системы.

В социологической науке распространенатипологизация обществ на дописьменные (умеющие говорить, но не умеющие писать) и письменные (обладающие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По уровню управления и степени социального расслоения (дифференциации) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (критериями являются способ производства и форма собственности). Здесь различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние представляют высокоразвитую общность людей, обладающую суверенным правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над государством. Специфическими чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных институтов, социальных движений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую основу гражданского общества составляют различные формы собственности.

Еще одна типологизация принадлежит Д. Беллу. В истории человечества он выделяет:

1. Доиндустриальные (традиционные) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными институтами в них являются армия и церковь.

2. Индустриальные общества, для которых основными признаками являются промышленность с корпорацией и фирмой во главе, социальная мобильность (подвижность) индивидов и групп, урбанизация населения, разделение и специализация труда.

3. Постиндустриальные общества. Их возникновение связано со структурными изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. В таком обществе резко возрастает ценность и роль знания, информации, интеллектуального капитала, а также университетов, как места их производства и сосредоточения. Наблюдается превосходство сферы услуг над сферой производства, классовое деление уступает место профессиональному.

Во второй половине ХХ века определяющим фактором социально-экономического развития западного общества становится переход от экономики вещей к экономике знаний, что обусловлено возрастанием роли социальной информации и информационно-коммуникационных технологий в управлении всеми сферами жизни общества. Информационные процессы становятся важнейшей составляющей всех процессов экономической, социальной и политической деятельности общества и государства. Поэтому в социальных науках появляется термин «информационное общество», разрабатываются его сущностные характеристики, социальные и духовные последствия развития. Основоположниками теории информационного общества являются Ю. Хааши, Т. Умесао, Ф. Махлуп. Среди исследователей роли социальной информации в современном обществе не сложился единый подход к термину «информационное общество». Одни авторы считают, что в последнее время возникли информационные общества с характерными признаками, которые существенно отличают их существовавших в прошлом (Д. Белл, М. Кастельс и др.). Другие исследователи, признавая, что информация в современном мире приобрела ключевое значение, считают, что основной чертой настоящего является его преемственность относительно прошлого, рассматривают информатизацию как одну из неосновных характеристик устойчивости социальных систем, как продолжение ранее установленных отношений (Г. Шиллер, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Развитие современного западного общества характеризуется рядом социокультурных предпосылок:

1) это тотальная информатизация: повсеместное распространение компьютерных средств, создание сетей, соединяющих информационные банки данных, массовое овладение способами работы с формализованными знаниями, беспрецендентное сокращение «дистанции» между появлением новой идеи и освоением ее индивидами;

2) убыстрение технических средств реализации идеи, т. е. сокращение трудовых, временных, финансовых и иных затрат, требующихся для ее материального воплощения;

3) рефлексивнаяпредметизация природной и социальной среды, т. е. процесс превращения обществом самого себя в предмет постоянного изучения, контроля и практической активности.

Таким образом, следует отметить, что информационная революция является доминирующим фактором современной эпохи. Она является результатом двух параллельно развивающихся на протяжении всей истории человечества процессов: постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации, необходимой для обеспечения жизнедеятельности общества, и совершенствования технологии накопления и распространения информации.

Поэтому можно утверждать, что в конце двадцатого века началось активное формирование информационного общества, т. е. общества, уровень развития которого врешающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью.

Вопрос 1

Объект и предмет социологии

Термин «социология был введён в научный оборот французским философом О. Контом (1842 г.). В переводе с латинского оно означает учение, науку об обществе.

Объект социологии - современное общество и информация о нем, полученная другими науками.

Объектом социологии являются:

· общество как целостная социальная реальность;

· социальные организации;

· социальные институты;

· социальные взаимодействия;

· социальные явления;

· социальные процессы;

· социальные отношения;

· социальные общности;

· социальные субъекты.

Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа.

Предмет науки обычно рассматривается в терминах идеализированных, или абстрактных, объектов, которые представляют тот или иной фрагмент реальности. Это условные понятия типа математической точки или идеального газа (социальный институт, стратификация, статус и др.). Идеализированным объектом является в социологии любая переменная, ибо она - не реально существующий объект, а понятие, концепт.

В отличие от предмета объект исследования представлен живыми людьми, которых опрашивает социолог, реальными явлениями и процессами, организациями и учреждениями, например предприятием, цехом, офисом, банком, библиотекой, где проходит исследование и материальную среду которых (расположение комнат, структуру управления, организацию и условия труда, денежные потоки) ученый анализирует.

В отличие от предмета исследования, который формируется в зависимости от наших целей и задач, объект не зависит от познающего субъекта. Действительно, здания и люди существуют объективно, независимо от нашей воли и сознания. Но предмет исследования мы выбираем произвольно в соответствии с нашими интересами, целями и задачами.

Предмет - совокупность понятий, при помощи которых данная наука описывает объективную реальность.

Предметом социологии выступает совокупность основных теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

Объект науки – это то, на что направлена деятельность исследователя, то, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Предмет науки – те стороны, проявления, связи и закономерности объекта, которые изучает данная наука и никакая другая. Объектом социологии является общество.

Предметная область социологии включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, явлений и процессов, происходящих в обществе.

В понимании объекта и предмета социологии важно обратить внимание на следующие моменты:

1) соц-гия изучает общества и различные подструктуры как целостные явления, систему;

2) это наука, обращающая внимание, прежде всего на социальные стороны общественных процессов, на соц явления, соц отношения; - это специфика объекта соц-гии.

3) эта наука изучает соц механизмы, закономерности общественной жизни - специфика предмета соц-гии.

Подавляющее большинство социологов придерживаются т.з. что объектом социологии явл-ся общество. Общ-во представляет собой совокупность определённых взаимоотношений между людьми, в целом называемых общественными отношениями.

Выделяют многие виды общественных отношений (Экономические, духовные, политические, социальные). Все эти виды изуч-ся социологией под своим углом зрения.

Изучая общ-во и его институты как целостные образования, социология имеет своим объектом, прежде всего, соц сферу общественной жизни, в которой можно выделить три важнейших составляющих: 1) соц структура общ-ва как дифференциацию людей по общественным и соц группам и отношения между ними. 2) Соц инфраструктуру, как совокупность отраслей, обслуживающих ч-ка, способствующих воспроизводству его непосредственной жизни. 3) Возможности (для каждого конкретного ч-ка, группы, слоя) доступа к ценностям, благам и услугам, гарантии и права личности, условия труда ч-ка, быта, досуга, здоровья, возможности определения выбора профессии и места жительства, участия в управлении, соц и профессионального продвижения и перемещения.

<

Наши рекомендации