Девиантологические воззрения П. Сорокина.
Сорокин изучает деятельность людей, факторы поведения и механику общественных процессов. “Все силы, влияющие на поведение людей и определяющие собой характер их совместной жизни, могут быть сведены к трем основным разрядам:
· разряду космических (физико-химических) сил (простые раздражители, такие как свет, звук, температура, цвет, влажность и т.д., и сложные, такие как климат данного места, состав и характер почвы, смена времен года, чередование дня и ночи);
· разряду сил биологических (потребность питания, половая, потребность индивидуальной самозащиты, потребность групповой самозащиты, бессознательное подражание, потребность движения, другие физиологические потребности (сна, покоя, игры и т.п.))
· разряду сил социально-психических (делятся Сорокиным на простые( идеи и эмоции) и сложные (материальная культура, окружающая человека, духовная сфера социальной среды, общественно-политическая организация групп))
В своей работе П.А. Сорокин подробно показывает степень влияния всех этих факторов на поведение человека и общественную жизнь. “Человек, как и все явления мира не изъят из-под действия законов необходимости, что “абсолютной свободы воли” нет. Зависимость от внешних (космических и биологических) условий воспринимается и переживается нами как отсутствие свободы. Зависимость нашего поведения от социально - психических раздражителей воспринимается нами как отсутствие зависимости, как “свобода воли” и поведения. Рост влияния социально-психических факторов “на наше поведение будет восприниматься нами как рост нашей свободы, как уменьшение нашей зависимости от условий, посторонних и чуждых нашему “я”. Вот почему социально-психологические раздражители поведения кажутся нам освобождающими. Этот субъективно-неизбежный факт и послужил поводом для появлений теорий “свободной воли”. С ходом истории влияние социально-психических сил растет, поэтому растет и наша “свобода”. Так кажется нам субъективно и таково единственно приемлемое понятие “свободы воли”. “Каждый из нас, рождаясь в свет, несет с собой лишь биологическую организацию, биологические импульсы и ряд наследственных черт. Багаж - небольшой, фигура - неопределенная. Что выйдет из нее, гений или невежда- это определяется совокупностью воздействий социальной среды. Она формирует человека как социально-психическую индивидуальность”.
Биологическое направление в девиантологии (Ч. Ломброзо).
Бесспорным родоначальником этого направления считается Ч. Ломброзо – тюремный врач из Турина. С помощью антропологических методов он измерял различные параметры строения черепа многочисленных заключенных, их вес, рост, длину рук, ног, туловища, строение ушей и носов. Всего за свою многолетнюю практику он исследовал свыше одиннадцати тысяч лиц, осужденных за совершение преступлений.Результаты исследований и выводы о «прирожденном» преступнике, отличающемся от других людей чертами «вырождения» нашли отражение в труде Ч. Ломброзо «Преступный человек». Признаки «вырождения» проявляются в многочисленных «стигматах»: «ненормальности» в строении черепа, низкий или скошенный лоб, огромные челюсти, высокие скулы, приросшие мочки ушей и т. п. Ч. Ломброзо создал целую серию «портретов» различных преступников – убийц, грабителей, воров, насильников, поджигателей и др. Разработанная им классиф. преступников включала четыре типа: прирожденные, душевнобольные, по страсти (включая политических маньяков), случайные. Ч. Ломброзо затронул еще одну девиантологическую тему: с биологических позиций он рассматривал проблему гениальности и помешательства. Со временем, под давлением обоснованной критики, Ч. Ломброзо стал уделять внимание и иным – социальным, демографич., климатическим факторам. Однако он навсегда вошел в историю криминологии как автор теории врожденного преступника.Ученики Ломброзо(Ферри и Гарофало) вслед за учителем признавали роль биологических, наследственных факторов. Вместе с тем они уделяли внимание психологическим и социальным факторам в обусловленности преступлений. Они оба отрицали идею свободы воли, занимаясь поиском причин преступлений.Результаты антропологических исследований Ч. Ломброзо подвергались существенной проверки.