Пюблема этничности в социальных науках и основные направления социологического изучения этнических отношений

Наблюдаемый в течение последних десятилетий ус­тойчивый интерес исследователей к этнической пробле­матике очевиден и вполне объясним. Мир, в котором мы живем, полиэтничен, многонационален: из около 180 го­сударств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически однородными (этнические меньшинства состав­ляют в них менее пяти процентов населения). Понятие «этничность» твердо закрепилось в категориальном ап­парате многих социальных наук — социальной и куль­турной антропологии, этнологии, психологии, политологии, социологии.

Вплоть до середины XX столетия многие ученые в сфере социальных наук полагали, что этничность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вслед­ствие процессов модернизации, развития гражданского общества и личностного индивидуализма. В частности, недооценка этнического фактора была характерной чер­той отечественного обществоведения, многие представи­тели которого на протяжении десятилетий отстаивали абсолютный приоритет классовых отношений, игнори­руя при этом важность этнического элемента. Однако историческая практика показала: этничность, а также связанные с ней формы национализма не только сохра­нили, но и усилили свое значение в социальной, полити­ческой и культурной жизни. Нет надобности говорить о том, насколько остро сегодня стоят этнические и нацио­нальные проблемы во многих регионах земного шара, в том числе и на территориях бывшего Советского Союза и современной России, где проживает около 170 различ­ных народов.

Несмотря на широкое употребление, ««этничность» представляется весьма новым понятием», — отмечают из­вестные авторы Н. Глейзер и Д. П. Мойнихан1,

' 01ааег N.. МоупЩчп В. Р. 1п(;гос1ис1лоп // Е^ЬшсНу; ТЬеогу апс1 Ехрепепсе / Ейз. Ьу N. СЯавег, П. Р. МоутЬап. СатЬпйее: Нагуагй уму. Ргевз, 1975. Р. 1.

обращая внимание на тот факт, что впервые трактовка этого тер­мина появилась в Оксфордском словаре английского язы­ка только в 1972 году. Первое употребление термина «этничность» приписывается известному американско­му социологу и социальному психологу Д. Рисмену (1953), однако приоритет, по-видимому, принадлежит его соотечественникам — Л. Уорнеру и П. Лунту, исполь­зовавшим это понятие в работе «Статусная система со­временной общины» (1942). Гораздо раньше возникло слово «этническое» (от греческого «этнос»), первоначаль­но употреблявшееся в значении «языческое» (в англий­ском языке оно имело этот смысл с XIV в. вплоть до середины XIX столетия, когда постепенно стало соотно­ситься с «расовыми» характеристиками). В США терми­ном «этнические группы» начали пользоваться во время второй мировой войны по отношению к евреям, италь­янцам, мексиканцам и другим народам, не относящим­ся к населению Соединенных Штатов, имевшему бри­танские корни. В отечественной литературе термин «этнос» используется с начала XX в., а разработка со­ветскими этнографами этнической проблематики в 60-80-х гг. привела к появлению оригинальной и не имею­щей аналогов в западной антропологии «теории этноса».

Изучением этнических проблем в тех или иных ас­пектах занимаются различные социальные науки. Преж­де всего этничность является объектом изучения соци­альной антропологии (этнологии) — науки, исконно ориентировавшейся на исследование различных культур­ных и социальных систем незападного типа с их абори­генным населением. Правда, и в самой антропологии представления об этничности (по крайней мере, в совре­менном виде) появились сравнительно недавно. Начало концептуальной разработки этнической проблематики было обусловлено двумя обстоятельствами. Первое из них — глобальные изменения в мире, произошедшие после второй мировой войны, прежде всего падение ко­лониальной системы, второе — преобразование способов и методов исследования в самой социальной антрополо­гии. Тогда как классическая антропология была связана преимущественно с анализом «примитивных» или «тра­диционных» обществ, а основными социальными единицами, с которыми имели дело антропологи, были «племена» и «коренные народы», современная антро­пология сориентирована на изучение этнических общностей и групп. Это означает, в частности, что в фокусе антропологических исследований оказались современ­ные индустриально развитые общества, в структуры которых сегодня естественно вписываются разнообраз­ные этнические группы и этнические меньшинства с их особыми социально-экономическими, политическими и культурными институтами.

Среди наук, сделавших этнические отношения пред­метом своего анализа, особое место занимает социология. При этом следует отметить, что изучение этничности в разных социологических школах имеет свои особеннос­ти. В Соединенных Штатах Америки, где в силу извест­ных исторических причин изначально складывалась осо­бая структура населения, отличавшаяся чрезвычайно высоким этническим и расовым разнообразием, роль эт­нического и расового факторов в жизни американского общества становится предметом социологического ана­лиза начиная уже с 10-20-х гг. нашего столетия. В Ев­ропе социологи обращаются к изучению феномена эт­ничности значительно позднее — в 60-70-е гг., когда вследствие экономических и политических обстоятельств резко возросли потоки мигрантов из многих регионов мира в индустриально развитые страны — Германию, Великобританию, Францию, Нидерланды и др. Обустра-иваясь на новом месте и в новом культурном окруже­нии, этнические мигранты, как правило, стремились сохранить свои традиционные устои, системы родства, сложившиеся внутриобщинные социальные связи. По­степенно «этнический элемент» в структуре населения европейских государств стал играть все более заметную роль, влияя на функционирование многих важнейших социальных институтов и распределение общественных ресурсов, что привлекло к его изучению пристальное внимание ученых-социологов.

Что понимается под «этничностью» в современных социальных науках? Хотя вопрос о сущности этническо­го до сих пор является предметом многих текущих дис­куссий, в целом сложилось представление об этничности как социальном по своей природе феномене, проявляю­щемся в трех аспектах: во-первых, в качестве особой формы межгруппового взаимодействия (отношения типа «мы» — «они»), во-вторых, в форме совокупности опре­деленных культурных характеристик общностей и групп (язык, религия, традиционные одежда, пища, жилище и т. д.) и, в-третьих, в виде формы индивидуальной и коллективной идентичности (осознание человеком или группой людей своей этнической принадлежности)1. Со­циологию в исследовании этничности более всего инте­ресуют первый и третий из указанных аспектов: внима­ние социологии к этническим проблемам обусловливается ролью, которую играет этнический фактор в формирова­нии социальной структуры и системы социальной стра­тификации, а также в процессах групповой и личност­ной идентификации.

То, что этничность, этнические отношения и процес­сы с необходимостью становятся объектом изучения со­циологической науки, становится очевидным из того обстоятельства, что социология, по определению зани­мающаяся исследованием становления, развития и фун­кционирования социальных общностей, социальных от­ношений между ними, а также взаимодействия личности и общества, не может не принимать во внимание тот факт, что, во-первых, среди множества форм человеческой груп­повой интеграции особое место занимают этнические общности, и группы, и, во-вторых, что каждый член че­ловеческого сообщества имеет представление о своей эт­нической определенности (идентичности). Неудивитель­но, что уже классики социологии обращали внимание на роль этнического и расового деления в жизни людей и общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, «Чикагс­кая школа» и др.).

В нашей стране социологическая разработка этни­ческой проблематики имеет свои традиции. В 1960-е гг. в качестве специальной социологической теории сфор­мировалась так называемая этническая социология — дисциплина, изучающая социальную обусловленность

1 См.; Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антрополо­гии. СПб., 1997.

этнических явлений и этнические детерминанты соци­альной жизни'. Среди главных направлений исследова­ний этнической социологии выделяются социальная обусловленность традиционной культуры (изменения ри­туально-обрядовой символики в условиях современно­го постиндустриального общества, социокультурные по­следствия смешанных браков и двуязычия), этническая обусловленность общих и частных социальных процес­сов — миграций, урбанизации, конфликтов и т. д., воз­действие этнического фактора на массовое сознание людей. Этим сюжетам посвящено немало работ отече­ственных специалистов2. Следует, однако, подчеркнуть, что этничность не является чем-то внешним по отноше­нию к социальным связям и отношениям. Этнические отношения и взаимодействия выступают особой формой социальных отношений и взаимодействий. Этничность по своей сути — социальный феномен. В этой связи про­блемами, представляющими особый интерес для социо­логов, являются, во-первых, этническая стратифика­ция — ее сущность и основные категории и, во-вторых, этнические стереотипы, предрассудки и дискримина­ция — причины их возникновения и формы проявле­ния в межэтнических отношениях.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ:

ВЛАСТЬ И НЕРАВЕНСТВО

Этническая стратификация, как и другие формы стратификации, является системой структурированного социального неравенства, в которой различные этничес­кие группы получают разное количество общественного богатства, власти, престижа. Как и любая другая форма

' См.: Арутюнян 10. В., Дробижева Л. М„ Кондратьев В. С., Сусоко-лов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты ис­следований. М., 1984.

2 См., например: Дмитриев А. В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998; Русские: Этносоциологические очерки / Ред. колл.: Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева. М., 1991; Сикевчч 3. В. Национальное самосознание русских. М., 1996; Сикевич 3. В. Соци­ология и психология национальных отношений. СПб., 1999; Старо­войтова Г. В. Этническая группа в современно»» советском городе. Л., 1987; Этнические факторы в жизни общества / Ред. колл.: И. Л. Бабич и др. М., 1991; и др.

социальной стратификации, этническая стратификация основана на власти одних групп и общностей над други­ми. Во всех полиэтнических (многонациональных) по составу населения обществах этничность всегда высту­пает важным дополнительным фактором социоэкономической стратификации: существует иерархия этнических общностей и групп, проявляющаяся в том, что одна из них утверждает себя в качестве доминирующей, господ­ствующей этнической группы, сосредоточивая в своих руках максимум власти, что позволяет ей определять природу этнических отношений в обществе. Другие груп­пы получают меньше власти и меньше возможностей доступа к общественным ресурсам в соответствии с их местом в иерархии. Зависимость социально-экономичес­кого статуса групп и соответственно их места в ранжи­рованной социальной упорядоченности от этничности в условиях мультиэтнических обществ показали в своих работах М. Вебер, Г. Ленски и другие социологи1.

Место группы в иерархии обусловливается, главным образом, дистанцией от доминирующей этнической об­щности по культурным характеристикам (языку, тради­циям, обычаям, религии и др.), иногда — по внешнему физическому виду (особенно в обществах с расовым раз­нообразием). Те, кто более подобен доминирующей груп­пе, имеет более высокий статус в обществе, и наоборот. В этом смысле система этнической стратификации яв­ляется ранжированной упорядоченностью групп, каж­дую из которых образуют люди с общими культурными (или физическими) характеристиками, находящихся в отношениях господства и подчинения. Иначе говоря, системы этнической стратификации для социологов яв­ляются системами «господства — подчинения».

«Этническое меньшинство» — наряду с категорией «этническая доминирующая группа» — является важ­нейшим понятием, характеризующим этническую стра­тификацию. Этнические меньшинства — это такие группы в полиэтнических обществах, которые по своим эт­ническим характеристикам отличаются от доминирую­щей группы и получают меньшую по сравнению с ней часть общественных ресурсов.

' См., например: Вебер М. Основные понятия стратификации // Со­циологические исследования. 1994. № 5; Ильин В. И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ (1917— 1996 гг.). Гл. 6. Сыктывкар, 1996; ЬепаЫ О. Ро\уег апй РпуПе^е: АТЬеогу о! 8осш1 8^га1Шса11оп. N?№-¥0^, 1966; и др.

Статус этнического мень­шинства является социально закрепленным и имеет не количественное («больше — меньше»), а социологичес­кое значение (социальный статус группы, ущемление в правах, ограничение доступа к участию в экономичес­кой и политической жизни, управлению и т. д.).

Этнические меньшинства часто являются объектом дискриминации и эксплуатации со стороны доминирую­щих этнических групп, осуществляющих контроль над иммиграцией и господствующих в экономической, по­литической, культурной сферах жизни общества. По со­циально-политическим установкам и реакции на свое положение в обществе этнические меньшинства подраз­деляются на плюралистские — стремящиеся сохранить свою этнокультурную уникальность, но при этом активно участвующие в деятельностиразличных социальных институтов в соответствии с принципами политики так называемого «культурного плюрализма» (например, мно­гие этнические группы в крупных городах России, саа­ми в Норвегии и т. д.); ассимиляционистские (от «ас­симиляция » — уподобление) — не заботящиеся о сохра­нении своей этнической идентичности и стремящиеся к ассимиляции с доминирующей этнической общностью (например, группы итальянских, немецких, ирландских иммигрантов в США и т. д.); сецессионистские (от «се-цессия» — отделение, отпадение) — подчеркивающие собственную этническую самобытность и при этом стре­мящиеся к полной политической независимости (напри­мер, абхазы в Грузии, часть баскского населения в Ис­пании и т. д.).

В самой основе этнической стратификации, как, впро­чем, и в любой другой форме стратификации, изначаль­но заложен конфликт, поскольку она строится на власти одной группы над другой. Однако по сравнению с социо-экономической стратификацией этническая стратифика­ция имеет свои особенности. В современном обществе социоэкономические классы подвижны и относительно от­крыты: их представители имеют возможность перейти из низшего слоя (страты) в высший и наоборот. Этот переход описывается понятием социальной мобильнос­ти, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей1. Этническая стратификация является системой, где границы между стратами (этни­ческими группами) более различимы, поскольку этничность для большинства людей имеет характер припи­санного (а не приобретенного) статуса. Поэтому в поли­этнических, многонациональных обществах степень мобильности между этническими стратами (переход из групп этнического меньшинства в этническую домини­рующую группу) минимальна. В некоторых современ­ных обществах этническая стратификация опирается на плановую или, как, например, в Индии, кастовую систе­мы социальной организации. Это наиболее жесткий и статичный тип стратификации: движение из одной груп­пы в другую резко ограничено (или даже запрещено) обычаем и законом.

Необходимым условием формирования системы эт­нической стратификации является контакт этнических общностей, бывших до того отдельными группами. Од­нако одних лишь контактов недостаточно для образо­вания стратификации, т. е. отношений господства — подчинения- Необходим еще ряд обязательных условий, из которых важнейшими являются этноцентризм, кон­куренция между группами, различный доступ к влас­ти у разных этнических групп. Под этноцентризмом имеется в виду то обстоятельство, что, вступая в кон­такт, группы оценивают друг друга, исходя из пред­ставлений той культуры, к которой каждая из них при­надлежит. Эти оценки зависят, как правило, от куль­турной близости контактирующих этнических групп, но очень часто они бывают негативными. Конкуренция между этническими группами возникает, когда они претендуют на одни и те же экономические, политичес­кие, социальные ресурсы (рабочие места, образование, жилье, районы проживания, представительство в орга­нах управления и т. д.). Различия в возможностях обладать максимумом политической власти обусловлены исторически и обусловлены общими причинами проис­хождения этнической стратификации.

' См.: Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность// Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Существует несколько таких основных причин.

Первая — завоевания и покорения одних народов другими, в результате которых представители народа-победителя либо поселялись на территории завоеванных народов, либо так или иначе устанавливали свои поряд­ки и формы правления. Это приводило к выделению гос­подствующей этнической общности и выстраиванию иерархии отношений между ней и другими этнически­ми общностями, проживавшими на данной территории и получавшими в итоге статус этнических меньшинств. Например, таким фактором возникновения систем этни­ческой стратификации явилась европейская колониаль­ная политика ХУ1-ХХ вв. в Америке, Азии, Африке.

Вторая причина, тесно связанная с первой, — ан­нексии, т. е. насильственные присоединения всей или части территории другого государства или народности (например, в 1845 году Соединенные Штаты Америки аннексировали у Мексики Техас, а в течение америка­но-мексиканской войны 1846—1848 гг. почти половину всей территории Мексики; в результате мексиканцы юго-западных штатов США стали этническим меньшинством на своей бывшей территории).

Третья причина возникновения этнической страти­фикации — недобровольная (насильственная) иммигра­ция, наиболее известной исторической формой которой является работорговля (одним из последствий которой явилось то, что ввезенное на территорию какого-либо государства иноэтническое население по мере роста сво­ей численности образовывало группы, которые станови­лись этническими меньшинствами, например, «цветное» население государств Европы и Северной Америки), а ее современным видом — депортации (сталинские депорта­ции чеченцев, ингушей, крымскихтатар и ряда других народов в СССР). Наконец, четвертая причина — наибо­лее частая и значимая — добровольная иммиграция, т. е. добровольное вселение групп иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство по экономическим, политическим, религиозным, идеологическим и т. п. мотивам (например, турки в Германии, курды во мно­гих странах мира, в том числе России, и т. д.).

В бывшем Советском Союзе, начиная с 20-х гг., в результате проводимой партией и советским государ­ством кадровой политики «коренизации» аппарата уп­равления в ряде национальных республик и регионов сложился особый тип этносоциальной стратификации, который поставил различные этнические группы в не­равные условия: создавая благоприятные условия для развития одних, резко ограничивал возможности дру­гих. Это относилось к самым разным сферам обществен­ной жизни — от возможностей получения образования и престижной работы до участия во властных структу­рах. Постепенно в части регионов бывшего СССР правя­щая номенклатура оказалась фактически моноэтничной и представленной только «коренными» и «титульными» национальностями. Это давало ей реальные возможнос­ти самовоспроизводиться и все более автономизироваться. Иные национальные группы почти не допускались к участию в управлении и вытеснялись, главным образом, в сектор промышленного производства. Разумеется, та­кое положение создавало ситуацию межэтнической кон­куренции и являлось постоянным скрытым источником напряженности в различных сферах общественных от­ношений. В значительной мере действие этого фактора привело к развалу союзного государства в начале 90-х гг. Однако и в новых социально-политических условиях неравенство этнических групп в распределении обще­ственных ресурсов продолжало и продолжает существо­вать: в ряде вновь возникших независимых государств этнические группы вытеснены на периферию экономи­ческих, политических и социальных отношений и по отношению к ним применяются дискриминационные меры (русскоязычное население в Эстонии и Латвии, карачаевцы в Карачаево-Черкессии, горские народы в Дагестане' и т. д.).

Подведем некоторые итоги обсуждения вопроса об этнической стратификации. Таким образом, этническая

1 См.: Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни Рос­сии 90-х гг. Ростов-на-Дону, 1996.

стратификация является системой структурированного социального неравенства этнических групп в полиэтни­ческом обществе, где одна, доминирующая группа со­средоточивает и удерживает в своих руках максимум власти, общественного богатства, других ресурсов. Эт­нические меньшинства как субордированные группы располагаются ниже господствующей группы на ступе­нях социальной иерархии в зависимости от степени их этнокультурных различий. Отношения господства — подчинения в сфере социальных взаимодействий этни­ческих общностей и групп являются выражением влас­ти, которая основана на контроле доминирующей груп­пы над политическими и экономическими ресурсами в обществе и ее способности определять и формировать главные нормы и ценности данного полиэтнического об­щества. Этническая стратификация является продуктом контакта между отдельными этническими группами. Вследствие этнического контакта группы втягиваются в конкуренцию, и в результате одна из них становится господствующей.

Наши рекомендации