Пюблема этничности в социальных науках и основные направления социологического изучения этнических отношений
Наблюдаемый в течение последних десятилетий устойчивый интерес исследователей к этнической проблематике очевиден и вполне объясним. Мир, в котором мы живем, полиэтничен, многонационален: из около 180 государств, существующих сегодня, лишь 20 считаются этнически однородными (этнические меньшинства составляют в них менее пяти процентов населения). Понятие «этничность» твердо закрепилось в категориальном аппарате многих социальных наук — социальной и культурной антропологии, этнологии, психологии, политологии, социологии.
Вплоть до середины XX столетия многие ученые в сфере социальных наук полагали, что этничность будет постепенно терять свое значение в жизни людей вследствие процессов модернизации, развития гражданского общества и личностного индивидуализма. В частности, недооценка этнического фактора была характерной чертой отечественного обществоведения, многие представители которого на протяжении десятилетий отстаивали абсолютный приоритет классовых отношений, игнорируя при этом важность этнического элемента. Однако историческая практика показала: этничность, а также связанные с ней формы национализма не только сохранили, но и усилили свое значение в социальной, политической и культурной жизни. Нет надобности говорить о том, насколько остро сегодня стоят этнические и национальные проблемы во многих регионах земного шара, в том числе и на территориях бывшего Советского Союза и современной России, где проживает около 170 различных народов.
Несмотря на широкое употребление, ««этничность» представляется весьма новым понятием», — отмечают известные авторы Н. Глейзер и Д. П. Мойнихан1,
' 01ааег N.. МоупЩчп В. Р. 1п(;гос1ис1лоп // Е^ЬшсНу; ТЬеогу апс1 Ехрепепсе / Ейз. Ьу N. СЯавег, П. Р. МоутЬап. СатЬпйее: Нагуагй уму. Ргевз, 1975. Р. 1.
обращая внимание на тот факт, что впервые трактовка этого термина появилась в Оксфордском словаре английского языка только в 1972 году. Первое употребление термина «этничность» приписывается известному американскому социологу и социальному психологу Д. Рисмену (1953), однако приоритет, по-видимому, принадлежит его соотечественникам — Л. Уорнеру и П. Лунту, использовавшим это понятие в работе «Статусная система современной общины» (1942). Гораздо раньше возникло слово «этническое» (от греческого «этнос»), первоначально употреблявшееся в значении «языческое» (в английском языке оно имело этот смысл с XIV в. вплоть до середины XIX столетия, когда постепенно стало соотноситься с «расовыми» характеристиками). В США термином «этнические группы» начали пользоваться во время второй мировой войны по отношению к евреям, итальянцам, мексиканцам и другим народам, не относящимся к населению Соединенных Штатов, имевшему британские корни. В отечественной литературе термин «этнос» используется с начала XX в., а разработка советскими этнографами этнической проблематики в 60-80-х гг. привела к появлению оригинальной и не имеющей аналогов в западной антропологии «теории этноса».
Изучением этнических проблем в тех или иных аспектах занимаются различные социальные науки. Прежде всего этничность является объектом изучения социальной антропологии (этнологии) — науки, исконно ориентировавшейся на исследование различных культурных и социальных систем незападного типа с их аборигенным населением. Правда, и в самой антропологии представления об этничности (по крайней мере, в современном виде) появились сравнительно недавно. Начало концептуальной разработки этнической проблематики было обусловлено двумя обстоятельствами. Первое из них — глобальные изменения в мире, произошедшие после второй мировой войны, прежде всего падение колониальной системы, второе — преобразование способов и методов исследования в самой социальной антропологии. Тогда как классическая антропология была связана преимущественно с анализом «примитивных» или «традиционных» обществ, а основными социальными единицами, с которыми имели дело антропологи, были «племена» и «коренные народы», современная антропология сориентирована на изучение этнических общностей и групп. Это означает, в частности, что в фокусе антропологических исследований оказались современные индустриально развитые общества, в структуры которых сегодня естественно вписываются разнообразные этнические группы и этнические меньшинства с их особыми социально-экономическими, политическими и культурными институтами.
Среди наук, сделавших этнические отношения предметом своего анализа, особое место занимает социология. При этом следует отметить, что изучение этничности в разных социологических школах имеет свои особенности. В Соединенных Штатах Америки, где в силу известных исторических причин изначально складывалась особая структура населения, отличавшаяся чрезвычайно высоким этническим и расовым разнообразием, роль этнического и расового факторов в жизни американского общества становится предметом социологического анализа начиная уже с 10-20-х гг. нашего столетия. В Европе социологи обращаются к изучению феномена этничности значительно позднее — в 60-70-е гг., когда вследствие экономических и политических обстоятельств резко возросли потоки мигрантов из многих регионов мира в индустриально развитые страны — Германию, Великобританию, Францию, Нидерланды и др. Обустра-иваясь на новом месте и в новом культурном окружении, этнические мигранты, как правило, стремились сохранить свои традиционные устои, системы родства, сложившиеся внутриобщинные социальные связи. Постепенно «этнический элемент» в структуре населения европейских государств стал играть все более заметную роль, влияя на функционирование многих важнейших социальных институтов и распределение общественных ресурсов, что привлекло к его изучению пристальное внимание ученых-социологов.
Что понимается под «этничностью» в современных социальных науках? Хотя вопрос о сущности этнического до сих пор является предметом многих текущих дискуссий, в целом сложилось представление об этничности как социальном по своей природе феномене, проявляющемся в трех аспектах: во-первых, в качестве особой формы межгруппового взаимодействия (отношения типа «мы» — «они»), во-вторых, в форме совокупности определенных культурных характеристик общностей и групп (язык, религия, традиционные одежда, пища, жилище и т. д.) и, в-третьих, в виде формы индивидуальной и коллективной идентичности (осознание человеком или группой людей своей этнической принадлежности)1. Социологию в исследовании этничности более всего интересуют первый и третий из указанных аспектов: внимание социологии к этническим проблемам обусловливается ролью, которую играет этнический фактор в формировании социальной структуры и системы социальной стратификации, а также в процессах групповой и личностной идентификации.
То, что этничность, этнические отношения и процессы с необходимостью становятся объектом изучения социологической науки, становится очевидным из того обстоятельства, что социология, по определению занимающаяся исследованием становления, развития и функционирования социальных общностей, социальных отношений между ними, а также взаимодействия личности и общества, не может не принимать во внимание тот факт, что, во-первых, среди множества форм человеческой групповой интеграции особое место занимают этнические общности, и группы, и, во-вторых, что каждый член человеческого сообщества имеет представление о своей этнической определенности (идентичности). Неудивительно, что уже классики социологии обращали внимание на роль этнического и расового деления в жизни людей и общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Маркс, «Чикагская школа» и др.).
В нашей стране социологическая разработка этнической проблематики имеет свои традиции. В 1960-е гг. в качестве специальной социологической теории сформировалась так называемая этническая социология — дисциплина, изучающая социальную обусловленность
1 См.; Скворцов Н. Г. Проблема этничности в социальной антропологии. СПб., 1997.
этнических явлений и этнические детерминанты социальной жизни'. Среди главных направлений исследований этнической социологии выделяются социальная обусловленность традиционной культуры (изменения ритуально-обрядовой символики в условиях современного постиндустриального общества, социокультурные последствия смешанных браков и двуязычия), этническая обусловленность общих и частных социальных процессов — миграций, урбанизации, конфликтов и т. д., воздействие этнического фактора на массовое сознание людей. Этим сюжетам посвящено немало работ отечественных специалистов2. Следует, однако, подчеркнуть, что этничность не является чем-то внешним по отношению к социальным связям и отношениям. Этнические отношения и взаимодействия выступают особой формой социальных отношений и взаимодействий. Этничность по своей сути — социальный феномен. В этой связи проблемами, представляющими особый интерес для социологов, являются, во-первых, этническая стратификация — ее сущность и основные категории и, во-вторых, этнические стереотипы, предрассудки и дискриминация — причины их возникновения и формы проявления в межэтнических отношениях.
2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ:
ВЛАСТЬ И НЕРАВЕНСТВО
Этническая стратификация, как и другие формы стратификации, является системой структурированного социального неравенства, в которой различные этнические группы получают разное количество общественного богатства, власти, престижа. Как и любая другая форма
' См.: Арутюнян 10. В., Дробижева Л. М„ Кондратьев В. С., Сусоко-лов А. А. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследований. М., 1984.
2 См., например: Дмитриев А. В. Этнический конфликт: теория и практика. М., 1998; Русские: Этносоциологические очерки / Ред. колл.: Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева. М., 1991; Сикевчч 3. В. Национальное самосознание русских. М., 1996; Сикевич 3. В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999; Старовойтова Г. В. Этническая группа в современно»» советском городе. Л., 1987; Этнические факторы в жизни общества / Ред. колл.: И. Л. Бабич и др. М., 1991; и др.
социальной стратификации, этническая стратификация основана на власти одних групп и общностей над другими. Во всех полиэтнических (многонациональных) по составу населения обществах этничность всегда выступает важным дополнительным фактором социоэкономической стратификации: существует иерархия этнических общностей и групп, проявляющаяся в том, что одна из них утверждает себя в качестве доминирующей, господствующей этнической группы, сосредоточивая в своих руках максимум власти, что позволяет ей определять природу этнических отношений в обществе. Другие группы получают меньше власти и меньше возможностей доступа к общественным ресурсам в соответствии с их местом в иерархии. Зависимость социально-экономического статуса групп и соответственно их места в ранжированной социальной упорядоченности от этничности в условиях мультиэтнических обществ показали в своих работах М. Вебер, Г. Ленски и другие социологи1.
Место группы в иерархии обусловливается, главным образом, дистанцией от доминирующей этнической общности по культурным характеристикам (языку, традициям, обычаям, религии и др.), иногда — по внешнему физическому виду (особенно в обществах с расовым разнообразием). Те, кто более подобен доминирующей группе, имеет более высокий статус в обществе, и наоборот. В этом смысле система этнической стратификации является ранжированной упорядоченностью групп, каждую из которых образуют люди с общими культурными (или физическими) характеристиками, находящихся в отношениях господства и подчинения. Иначе говоря, системы этнической стратификации для социологов являются системами «господства — подчинения».
«Этническое меньшинство» — наряду с категорией «этническая доминирующая группа» — является важнейшим понятием, характеризующим этническую стратификацию. Этнические меньшинства — это такие группы в полиэтнических обществах, которые по своим этническим характеристикам отличаются от доминирующей группы и получают меньшую по сравнению с ней часть общественных ресурсов.
' См., например: Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5; Ильин В. И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ (1917— 1996 гг.). Гл. 6. Сыктывкар, 1996; ЬепаЫ О. Ро\уег апй РпуПе^е: АТЬеогу о! 8осш1 8^га1Шса11оп. N?№-¥0^, 1966; и др.
Статус этнического меньшинства является социально закрепленным и имеет не количественное («больше — меньше»), а социологическое значение (социальный статус группы, ущемление в правах, ограничение доступа к участию в экономической и политической жизни, управлению и т. д.).
Этнические меньшинства часто являются объектом дискриминации и эксплуатации со стороны доминирующих этнических групп, осуществляющих контроль над иммиграцией и господствующих в экономической, политической, культурной сферах жизни общества. По социально-политическим установкам и реакции на свое положение в обществе этнические меньшинства подразделяются на плюралистские — стремящиеся сохранить свою этнокультурную уникальность, но при этом активно участвующие в деятельностиразличных социальных институтов в соответствии с принципами политики так называемого «культурного плюрализма» (например, многие этнические группы в крупных городах России, саами в Норвегии и т. д.); ассимиляционистские (от «ассимиляция » — уподобление) — не заботящиеся о сохранении своей этнической идентичности и стремящиеся к ассимиляции с доминирующей этнической общностью (например, группы итальянских, немецких, ирландских иммигрантов в США и т. д.); сецессионистские (от «се-цессия» — отделение, отпадение) — подчеркивающие собственную этническую самобытность и при этом стремящиеся к полной политической независимости (например, абхазы в Грузии, часть баскского населения в Испании и т. д.).
В самой основе этнической стратификации, как, впрочем, и в любой другой форме стратификации, изначально заложен конфликт, поскольку она строится на власти одной группы над другой. Однако по сравнению с социо-экономической стратификацией этническая стратификация имеет свои особенности. В современном обществе социоэкономические классы подвижны и относительно открыты: их представители имеют возможность перейти из низшего слоя (страты) в высший и наоборот. Этот переход описывается понятием социальной мобильности, которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей1. Этническая стратификация является системой, где границы между стратами (этническими группами) более различимы, поскольку этничность для большинства людей имеет характер приписанного (а не приобретенного) статуса. Поэтому в полиэтнических, многонациональных обществах степень мобильности между этническими стратами (переход из групп этнического меньшинства в этническую доминирующую группу) минимальна. В некоторых современных обществах этническая стратификация опирается на плановую или, как, например, в Индии, кастовую системы социальной организации. Это наиболее жесткий и статичный тип стратификации: движение из одной группы в другую резко ограничено (или даже запрещено) обычаем и законом.
Необходимым условием формирования системы этнической стратификации является контакт этнических общностей, бывших до того отдельными группами. Однако одних лишь контактов недостаточно для образования стратификации, т. е. отношений господства — подчинения- Необходим еще ряд обязательных условий, из которых важнейшими являются этноцентризм, конкуренция между группами, различный доступ к власти у разных этнических групп. Под этноцентризмом имеется в виду то обстоятельство, что, вступая в контакт, группы оценивают друг друга, исходя из представлений той культуры, к которой каждая из них принадлежит. Эти оценки зависят, как правило, от культурной близости контактирующих этнических групп, но очень часто они бывают негативными. Конкуренция между этническими группами возникает, когда они претендуют на одни и те же экономические, политические, социальные ресурсы (рабочие места, образование, жилье, районы проживания, представительство в органах управления и т. д.). Различия в возможностях обладать максимумом политической власти обусловлены исторически и обусловлены общими причинами происхождения этнической стратификации.
' См.: Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность// Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Существует несколько таких основных причин.
Первая — завоевания и покорения одних народов другими, в результате которых представители народа-победителя либо поселялись на территории завоеванных народов, либо так или иначе устанавливали свои порядки и формы правления. Это приводило к выделению господствующей этнической общности и выстраиванию иерархии отношений между ней и другими этническими общностями, проживавшими на данной территории и получавшими в итоге статус этнических меньшинств. Например, таким фактором возникновения систем этнической стратификации явилась европейская колониальная политика ХУ1-ХХ вв. в Америке, Азии, Африке.
Вторая причина, тесно связанная с первой, — аннексии, т. е. насильственные присоединения всей или части территории другого государства или народности (например, в 1845 году Соединенные Штаты Америки аннексировали у Мексики Техас, а в течение американо-мексиканской войны 1846—1848 гг. почти половину всей территории Мексики; в результате мексиканцы юго-западных штатов США стали этническим меньшинством на своей бывшей территории).
Третья причина возникновения этнической стратификации — недобровольная (насильственная) иммиграция, наиболее известной исторической формой которой является работорговля (одним из последствий которой явилось то, что ввезенное на территорию какого-либо государства иноэтническое население по мере роста своей численности образовывало группы, которые становились этническими меньшинствами, например, «цветное» население государств Европы и Северной Америки), а ее современным видом — депортации (сталинские депортации чеченцев, ингушей, крымскихтатар и ряда других народов в СССР). Наконец, четвертая причина — наиболее частая и значимая — добровольная иммиграция, т. е. добровольное вселение групп иностранцев в какую-либо страну на постоянное жительство по экономическим, политическим, религиозным, идеологическим и т. п. мотивам (например, турки в Германии, курды во многих странах мира, в том числе России, и т. д.).
В бывшем Советском Союзе, начиная с 20-х гг., в результате проводимой партией и советским государством кадровой политики «коренизации» аппарата управления в ряде национальных республик и регионов сложился особый тип этносоциальной стратификации, который поставил различные этнические группы в неравные условия: создавая благоприятные условия для развития одних, резко ограничивал возможности других. Это относилось к самым разным сферам общественной жизни — от возможностей получения образования и престижной работы до участия во властных структурах. Постепенно в части регионов бывшего СССР правящая номенклатура оказалась фактически моноэтничной и представленной только «коренными» и «титульными» национальностями. Это давало ей реальные возможности самовоспроизводиться и все более автономизироваться. Иные национальные группы почти не допускались к участию в управлении и вытеснялись, главным образом, в сектор промышленного производства. Разумеется, такое положение создавало ситуацию межэтнической конкуренции и являлось постоянным скрытым источником напряженности в различных сферах общественных отношений. В значительной мере действие этого фактора привело к развалу союзного государства в начале 90-х гг. Однако и в новых социально-политических условиях неравенство этнических групп в распределении общественных ресурсов продолжало и продолжает существовать: в ряде вновь возникших независимых государств этнические группы вытеснены на периферию экономических, политических и социальных отношений и по отношению к ним применяются дискриминационные меры (русскоязычное население в Эстонии и Латвии, карачаевцы в Карачаево-Черкессии, горские народы в Дагестане' и т. д.).
Подведем некоторые итоги обсуждения вопроса об этнической стратификации. Таким образом, этническая
1 См.: Денисова Г. С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х гг. Ростов-на-Дону, 1996.
стратификация является системой структурированного социального неравенства этнических групп в полиэтническом обществе, где одна, доминирующая группа сосредоточивает и удерживает в своих руках максимум власти, общественного богатства, других ресурсов. Этнические меньшинства как субордированные группы располагаются ниже господствующей группы на ступенях социальной иерархии в зависимости от степени их этнокультурных различий. Отношения господства — подчинения в сфере социальных взаимодействий этнических общностей и групп являются выражением власти, которая основана на контроле доминирующей группы над политическими и экономическими ресурсами в обществе и ее способности определять и формировать главные нормы и ценности данного полиэтнического общества. Этническая стратификация является продуктом контакта между отдельными этническими группами. Вследствие этнического контакта группы втягиваются в конкуренцию, и в результате одна из них становится господствующей.