Глава 9. социология конфликта
1. Понятие социального конфликта
2. Основные типы социальных конфликтов
3. Предупреждение социальных конфликтов и роль правоохранительных органов в их разрешении
Изучая социологию, нельзя обойти вниманием проблему социального конфликта, так как данное явление имеет большое значение в жизни общества. Конфликты существуют столько же, сколько существует общество. Конфликт нельзя недооценивать, так как, во-первых, конфликт — это явление, влияющее на развитие общества, служащее средством его преобразования и прогресса. Во-вторых, конфликты достаточно часто проявляются в деструктивной форме, влекущей за собой тяжелые для общества последствия. Только тщательное изучение, уяснение сущности конфликта позволит поставить это сложное социальное явление на службу прогрессу общества, избежать крайних форм его проявления, противоречащих системе современных общечеловеческих ценностей.
Рассмотрению вопросов теории социального конфликта, сущности и причин возникновения конфликтов, способов их разрешения посвящается данная глава.
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА
Межчеловеческое общение представляет собой, на первый взгляд, необъятную стихию взаимодействий, коммуникативный поток, достаточно сумбурный как по содержанию, так и по форме. Однако у этой стихии имеется своя структура со своими устойчивыми элементами. Одно из ведущих мест среди них занимает социальный конфликт. Он представляет собой в определенном смысле самостоятельную социальную единицу, которая вносит начало дискретности в общую картину коммуникативной стихии.
Конфликт представляет собой открытое, достигшее фазы обострения столкновение между противоположно направленными желаниями, потребностями, интересами двух или нескольких социальных субъектов (индивидов, групп, больших сообществ), находящихся в определенной связи и взаимозависимости.
Современные исследователи видят в конфликте необходимую форму развития социальной реальности, сочетающую в себе в разных пропорциях деструктивные и конструктивные компоненты, обогащающую людей новым социальным опытом как негативного, так и позитивного характера. Для социологов существенно важным является то обстоятельство, что через изучение конфликтов перед ними открывается возможность исследовать социальные макро- и микроформы не в статике, а в их динамике. А это, в свою очередь, открывает доступ к тайной логике тех эволюции, что совершаются с социальной реальностью в целом и с ее отдельными фрагментами.
У конфликта имеются свои пространственные и временные границы. Его содержание, будучи многомерным, обладает собственной структурой и характерными типовыми компонентами. Выделим основные из них:
1) предмет конфликта — те социальные ценности, из-за которых он возник и разгорелся;
2) ближайшие (непосредственные) и отдаленные (опосредованные) причины конфликта;
3) непосредственные участники конфликтного взаимодействия, его основные субъекты;
4) заинтересованные наблюдатели конфликтной ситуации, не принимающие в ней прямого и активного участия, но оказывающие своими реакциями определенное воздействие на ее развитие;
5) внешние социальные (экономические, политические, правовые, идеологические и др.) детерминанты, воздействующие на участников конфликтаи на его социодинамику из различных сфер общественной макросреды;
6) мотивы конфликтного поведения сторон (истинные, подставные, сублимированные и т. д.);
7) цели субъектов конфликта (ближайшие, отдаленные, конечные);
8) возможные альтернативы конфликтного поведения, имеющиеся в распоряжении каждого из участников (учитываемые ими и не учитываемые);
9) конкретные поведенческие акции сторон;
10) конкретные средства, применяемые сторонами-субъектами в ходе столкновения (моральные и аморальные, правовые и неправовые и т. д.);
11) конфликтная ситуация в целом как динамическая система социального взаимодействия субъектов;
12) социальные нормы, моральные и правовые регуляторы, ограничивающие поведение участников конфликта; общественные средства контроля за развитием конфликтной ситуации;
13) существующие возможности, пути,средства испособы разрешения конфликта;
14) возможные, прогнозируемые социальные последствия конфликта;
15) действительные, реальные (негативные и позитивные) последствия конфликта.
В содержании каждого социального конфликта обязательно присутствуют ценностные компоненты этического характера. Они имеют вид глубинных этических субструктур аморальной, моральной (корпоративной) или нравственной (универсальной, общечеловеческой) направленности. Скрытые от непосредственного созерцания, они определенным образом трансформируют нормативно-ценностную структуру каждого конфликта, придают его динамике определенную направленность и свой темп протекания. Когда говорят о сугубо моральных конфликтах, то речь идет, как правило, о тех межсубъектных столкновениях, в которых этические субструктуры вышли из их скрытого, подспудного существования и оказались не просто на поверхности конфликта, а в самом средоточии, в эпицентре выяснения отношении между сторонами, оттеснив на задний план все мотивы и аргументы практического характера.
В тех социальных конфликтах, которые нельзя считать исключительно моральными, выявление их этических субструктур представляет собой довольно сложную задачу и становится возможным лишь после того, как совершается полномасштабное исследование всех указанных выше содержательно-структурных компонентов конкретной конфликтной ситуации.
Социологическая мысль, исследующая конфликты, стремится учитывать многообразие их связей с социо-культурным контекстом цивилизованной жизнедеятельности людей, с их мировоззренческими, ментальными, этическими особенностями, чтобы формулировать соответствующие практические рекомендации по нейтрализации и трансформации содержащегося в конфликтах деструктивного потенциала.
Взятый во всей его целостности, со всеми его компонентами, конфликт представляет собой типическое и вместе с тем каждый раз по-своему уникальное, неповторимое событие в социальной жизни людей. В каждом конфликте неизменно присутствует своя мера специфичности, делающая его непохожим на другие аналогичные конфликты. Люди отчетливо понимают, что, хотя и летят все тем же углом журавлиные стаи, но в них каждый раз другие птицы. Идут на сценах мира одни и те же спектакли, но каждый из них по-своему оригинален. Аналогичным образом в разыгрывающихся человеческих драмах, несмотря на их типичность, каждый раз заявляет о себе нечто особенное, для постижения чего вновь и вновь требуются дополнительные усилия социальной мысли.
Из конфликтов-событий складывается событийная реальность, представляющая собой бескрайнее проблемное поле для социологической теории. Социологи не только исследуют содержание, виды, формы и функции социальных конфликтов, не только строят разнообразные теоретические модели типовых конфликтных ситуаций, концентрируя в них все накопленные к этому моменту позитивные знания, но и занимаются изысканиеми разработкой методов предупреждений, разрешений, блокировок и трансформаций конфликтных ситуаций.
Для социальной жизни людей не характерны признаки безмятежной идиллии. Напротив, она насыщена множеством разнообразных коммуникативных противоречий и конфликтов.
Любой межсубъектный конфликт — это социальное явление. У животных нет конфликтов, а есть лишь бессознательные столкновения, движимые инстинктивными стремлениями к выживанию. Конфликты же между людьми — это мотивированные акции, выступающие как следствия определенных социальных обстоятельств и представляющие собой причины дальнейших социальных изменений, процессов, событий.
Люди издавна убедились в том, что конфликты — необходимый элемент социальной реальности, что они не поддаются полному и окончательному устранению из нее. Угаснув, придя к благополучному разрешению в одном месте, они тут же обнаруживаются в другом. Если исчезает один повод для конфликтов, то тут же может
появиться другой.
Все это занимало, интриговало человеческую мысль, заставляло сосредоточенно исследовать природу конфликтов, предпринимать настойчивые попытки к постижению их сущности.
Французский мыслитель XX в. Андре Глюксман высказал предположение о том, что конфликты — это вообще самое интересное из всего, что окружает человека:
«Скажем, что нас так интересует в обычной любовной истории? Вовсе не то, что она приводит (или не приводит) к браку, ведущему к рождению детей и т. п., а то, что на ее пути неизбежны серьезные трудности... Итак, трудности, препятствия, жестокости и, если угодно, насилие, вот те вызовы, звучащие в этой сфере, которые нужно принять и которые требуют определенного ответа. То, что нас здесь интересует, задевает, — это
конфликт».
Конфликты разыгрываются не только в таких сферах, как любовь, брак и семья. Они заявляют о себе в экономике, политике, правоотношениях, в сферах религиозной, художественной, научной жизни.
Во второй половине двадцатого столетия научно-теоретический и практический интерес к проблемам социальных конфликтов привел к появлению множества исследовательских центров по их изучению. Такие центры возникли при ООН и ЮНЕСКО, в ряде университетов США и Европы. Стали выходить специальные конфликтологические журналы. Американские колледжи и университеты начали готовить студентов по новой специальности «менеджер по конфликтам».
Все это привело к тому, что фактически сложилась самостоятельная отрасль научных знаний с одним общим предметом — конфликтология. Ее последующее развитие сопровождалось процессами внутренней дифференциации. В результате внутри нее выделилось много самостоятельных специализаций, именуемых философской, социологической, политической, этнической, юридической, психологической конфликтологией. Их представители разрабатывают соответственно философские, социологические, психологические и прочие концептуально-объяснительные модели.
В Советском Союзе эта проблематика долгое время игнорировалась, поскольку она не вписывалась в официальную идеологическую схематику с господствующей в ней доктриной бесконфликтного развития социалистических общественных отношений. Серьезные фронтальные исследования социальных конфликтов стали возможны лишь накануне и после исторического краха СССР и коммунистической идеологии.
Интерес к социальным конфликтам был предопределен необходимостью решения двух важных и сложных задач. Первая — это необходимость в общественном самопознании. Вторая — необходимость в общественном самосовершенствовании. Для социологической мысли было совершенно очевидно, что чрезмерное обилие социальных конфликтов, характерное для прошлого и, особенно, для настоящего, требует специальных усилий в познавательном и нормативно-регулятивном направлениях, постижения причин и сущности межсубъектных столкновений.
Весь тот массив знаний, которым сегодня располагает современная социология конфликта, складывался началу в течение многих столетий развития цивилизации и культуры буквально по крупицам накапливались сведения о природе межчеловеческих конфликтов. Они имели и художественно-изобразительный, и описательно-феноменологический, и концептуально-философский характер. Разбросанные по трудам ученых, трактатам философов, литературным произведениям драматургов и романистов, они пребывали в разрозненном состоянии. В XIX в. вместе с рождением социологической теории возникают и первые концепции, прицельно ориентированные на изучение и объяснение природы социальных конфликтов.
Наиболее значительный вклад в развитие социологии конфликта внесли такие крупные исследователи Х1Х-ХХ вв., как К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер.
Социальная конфликтология К. Маркса. Интерес к гегелевской универсальной диалектике, ставящей во главу угла всего сущего и любого из его фрагментов диалектическое противоречие, позволил Марксу сформулировать столь же универсальную теорию социального конфликта. Последний выступает у него как ключевая структура общественной жизни. Согласно Марксу, экономика и политика, право и мораль, промышленность и торговля, то есть буквально все сферы практически-духовной жизни людей существуют в условиях перманентной конфликтности. Большая часть этих конфликтов имеет политико-экономическую природу и проявляется как столкновение противоположных экономических и политических интересов антагонистически ориентированных классов рабов и рабовладельцев в прошлом, крестьян и землевладельцев, пролетариев и капиталистов в настоящем.
До тех пор пока в обществе будут существовать классы-антагонисты, система будет продуцировать социальные конфликты в огромном количестве. Это будет продолжаться до тех пор, пока на стадии капитализма не возникнут все необходимые предпосылки для социального гиперконфликта в виде социалистической революции. В конечном счете этот страшный социальный классы. Вместе с ними исчезнет и сама возможность возникновения социально-классовых конфликтов. Перед обществом откроется широкий путь, ведущий в светлую перспективу коммунистического строя с исключительно гармоническими социальными отношениями.
Теория конфликта Г. Зиммеля. Для этого немецкого социолога конфликты выступали неотъемлемым атрибутом социальной жизни в ее практических и духовных проявлениях. Он полагал, что одна из причин такого положения вещей коренится в особенностях природы людей, в их психофизиологических качествах. Индивиды изначально предрасположены не только к сотрудничеству и организованности, но и к дезорганизации, к различным деструктивным проявлениям, влекущим за собой столкновения и конфликты.
Далеко не всегда конфликты заслуживают негативной оценки, ибо отнюдь не все из них ведут к разрушению социальных структур и к опасным социальным изменениям. Зачастую они служат сохранению разномасштабных социальных целостностей и выполняют тем самым конструктивные функции. Особенно хороши для этого не слишком острые и не слишком напряженно-интенсивные конфликты. Те из них, что заявляют о себе в сравнительно «мягких» социальных формах, способны осуществлять функции упорядочения и интеграции по отношению к тем социальным системам, внутри которых они разворачиваются.
Зиммель выявляет некоторые характерные особенности генезиса и проявления социальных конфликтов. Он утверждает, в частности, что острота и динамика конфликта напрямую зависит от эмоциональной вовлеченности участников в существо спорных вопросов. Чем выше накал эмоций и страстей, чем сплоченнее группы противников, чем больше существует оснований для каждой из них считать победу самоцелью, тем более бурным оказывается столкновение и тем более тяжелыми и разрушительными могут оказаться его последствия.
Зиммель выявляет также целый ряд других существенных социально-психологических признаков конфликтных ситуаций, обозначает функции межсубъектных конфликтов по отношению к социальному целому. Укажем некоторые из этих функций, использовав систематизирующий подход американского социолога Дж. Тер-нера из его книги «Структура социологической теории» (М.,1985):
I. Чем меньше острота конфликта, чем больше социальное целое базируется на функциональной взаимозависимости сторон, тем более вероятно, что конфликт имеет интегративные последствия для социального целого.
II. Чем чаще конфликты и чем они менее остры, тем лучше члены подчиненных групп могут избавиться от враждебности, почувствовать себя хозяевами собственной судьбы и, следовательно, поддерживать интеграцию системы.
III. Чем менее остр конфликт и чем он чаще, тем больше вероятность того, что будут созданы нормы, регулирующие конфликты такого типа.
IV. Чем сильнее вражда между группами в социальной иерархии, чем реже при этом открытые конфликты между ними, тем сильнее их внутренняя сплоченность, тем вероятнее, что они будут держать определенную социальную дистанцию и тем самым содействовать сохранению существующего социального порядка.
V. Чем более продолжителен и менее остр конфликт между группами, в различной степени обладающих властью, тем более вероятно, что они отрегулируютсвоеотношение к власти.
VI.Че.м острее и продолжительнее конфликты, тем более вероятно, что группы, прежде не связанные между собой, образуют коалиции.
VII. Чем продолжительнее угроза острого конфликта между партиями, тем прочнее коалиции, в которые вступает каждая из сторон, участвующих в конфликте.
Многие из теоретических положений Зиммеля оказались довольно продуктивными и впоследствии привлекали к себе внимание социологов новых поколений. В первую очередь это относится к тезису о положительной функциональности социальных конфликтов средней и малой остроты с их способностью интегрировать общности.
Концепция конфликтной модели общества Р. Дарен-дорфа. Для Дарендорфа исходным положением его теории является тезис о принципиальной неустранимости конфликтов из социальной жизни людей. Основными признаками любого общества он считает факторы господства, подавления сопротивления и конфликтности отношения. Во власти одних групп над другими он видит основу общественных структур.
Общие интересы способны объединять людей в устойчивые группировки и активно противодействовать другим группам с иными, в том числе противоположными, интересами. Все те, кто способен отчетливо осознавать свои групповые интересы, с готовностью объединяются в классы, между которыми также вспыхивают регулярные столкновения.
Классовые конфликты имеют свойство обостряться, если власть оказывается сосредоточена в руках немногих и если лишенные власти не видят перед собой возможности заполучить ее легитимным путем. Если при этом взаимодействие между верхними и нижними уровнями социальной иерархии не является динамичным и многоканальным, то возникновение острых конфликтов с применением насилия становится практически неизбежным. Спасти стороны от эскалации насилия может лишь способность приходить к соглашениям, готовность к конвенциям. Но на практике они действенны лишь на ранних стадиях конфликтных ситуаций и в их преддверии. Если же конфликт обретает динамизм и начинает разворачиваться с нарастающей скоростью, стороны, как правило, уже не находят в себе достаточных духовных сил для взаимосогласительных консультаций.
Концепция Л. Козера. Известный американский социолог Льюис Козер в своих работах опирается на уже ставшие традиционными для западной социологии положения о неустранимости конфликтов из социальной жизни и об их способности выполнять интегрирующие и стабилизирующие функции.
Козер определяет конфликт как противоборство социальных субъектов, возникающее из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностных притязаний, и предполагающих нейтрализацию, ущемление или уничтожение противника.
К основным причинам конфликтов Коэер относит дефицит ресурсов и нарушение принципов социальной справедливости при их распределении. Конкретными инициаторами обострения отношений и доведения их до степени конфликтов являются чаще всего представители тех общественных групп, которые считают себя социально ущемленными. Чем устойчивее их уверенность в этом, тем активнее они инициируют конфликты и тем чаще облекают их в противоправные насильственные формы.
В тех социальных макросистемах, где нет разработанных, эффективных и апробированных средств предупреждения и нейтрализации конфликтов, возникновение последних дает максимальный деструктивный эффект.
На социодинамике конфликтов отрицательно сказывается жесткость социальной системы и позиции государства, не имеющих в своем распоряжении альтернативных средств и методов по урегулированию конфликтных ситуаций.
Козер подразделяет социальные конфликты на реалистические и нереалистические. К первым он относит те из них, для разрешения которых в обществе имеются все необходимые предпосылки. Нереалистическими оказываются те коллизии, где участники оказались в плену антагонизированных эмоций и страстей и пошли по пути выдвижения явно завышенных требований и претензий друг к другу.
Если социальная системане отличается чрезмерной жесткостью своих структур, то протекающие внутри нее не слишком острые и реалистические межгрупповые конфликты повышают ее адаптивность, приводят к положительным переменам интегративного характера. Для тех, кто находится во главе таких систем, социальные конфликты являются индикаторами, свидетельствующими о слабой приспособленности общественных структур к требованиям действительности и о необходимости их реформирования.
Знания, накопленные за полтора столетия существования социологии конфликта, позволяют увидеть в новом свете многие реалии повседневной социальной практики, отказаться от давних стереотипов обыденного миропонимания. Социальный конфликт предстает как амбивалентный феномен, несущий в себе одновременно и разрушительный, и созидательный потенциал. То, какой из них будет задействован и реализован на практике, зависит в первую очередь от самих участников конфликта, от того, как видят и понимают природу конфликтных взаимодействий их лидеры и те, кто возглавляет данное государство, его институты в данный момент.
Современные знания о сущности и функциях социальных конфликтов дают возможность переструктурировать основную массу наличных знаний об обществе, человеке и природе их взаимодействия, обнаружить в них новые смыслы, а с ними — возможность нетривиальных подходов к решению вечных противоречий человеческого бытия.
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
Каждый социальный конфликт представляет собой частную, конкретную форму такой онтологической универсалии, какпротиворечие. В любом явлении, включая социальные феномены, всегда присутствуют и, при желании, могут быть выявлены, обозначены, проименованы самые разные пары противоположностей. Ими могут быть антитезы признаков, свойств, функций и т. д. Взаимообусловливая и вместе с тем взаимоисключая друг друга, стороны находятся в отношениях относительной самостоятельности и одновременной взаимозависимости. При этом для них характерна содержательная и функциональная «асимметрия». То есть ни одна из них не является зеркальным отражением своей противоположности. Одна непременно является ведущей, доминирующей, а другая — ведомой, подчиненной. У каждой имеются свои особенности внутренней логики существования и развития, своя тенденция изменений, свой способ реагирования на внешние воздействия.
Социальному противоречию редко свойственно длительное пребывание в состоянии застывшей антитезы. Моменты застоя, стагнации имеют, как правило, негативные последствия для той целостности, внутри которой пульсирует данное противоречие. Последнему присуще свойство проходить в своей эволюции ряд необходимых ступеней от возникновения к обострению (кульминации) и разрешению.
Социальное противоречие — это всегда общественное отношение, где стороны-субъекты связаны между собой множеством уз материального и духовного, непосредственного и опосредованного, постоянного и переменного характера. Множеством аналогичных связей эти же субъекты соединены также и со всеми элементами всей социальной системы."
В своем большинстве социальные противоречия возникают, обостряются и разрешаются при непременном участии социальных субъектов, индивидов, малых и больших групп, при посредстве их конструктивных или деструктивных усилий. Их деятельность при этом либо способствует позитивной стабилизации общественной системы, упорядочению ее структур, повышению степени ее цивилизованности, либо же, напротив, подталкивает систему к дестабилизации, дезорганизации и деструкции.
Для социолога является существенно важным то обстоятельство, что социальные противоречия выступают следствиями действия одних социальных факторов и причинами возникновения других. Фиксирование и углубленное исследование обнаруженных причинно-следственных связей составляет для социологической науки одну из ее важнейших задач. По отношению к противоречиям это тем более существенно, что каждое из них при своем разрешении неизбежно ведет к тому, что в пределах того же социального пространства возникают новые противоречия. В этом состоит неустранимый драматизм социальной жизни, где покой, порядок и гармония относительны, а противоборство в самых разных формах и со всеми вытекающими из него последствиями, в том числе и деструктивными, абсолютно, а значит — неизбывно.
Любой социальный конфликт — это противоречие. И все те универсальные признаки, что характерны для противоречия как такового, могут быть обнаружены и в социальном конфликте.
При всем своем разнообразии социальные конфликты могут быть сгруппированы в несколько основных, предельно крупных разрядов. Осуществить подобную типологизацию также помогает широкий, обобщенный взгляд на них как на противоречия.
В качестве универсальной онтологической структуры противоречие содержит в себе внутреннее основание для выделения его ведущих разновидностей. Своеобразие каждого из типов будет определяться в первую очередь характером взаимодействия сторон-противоположностей.
Первый тип социальных противоречий включает все те формы взаимодействия, где стороны стремятся к тотальному отрицанию, к полной негации друг друга. Это антагонистическое взаимодействие. Социальные отношения, разворачивающиеся в их русле, оказывают преимущественно деструктивное воздействие на общественную систему, подрывают ее жизнеспособность, разрушают ее изнутри, обрекают на гибельный самораспад. Внешне они выглядят как ожесточенная непримиримая борьба социальных субъектов, индивидов и групп за свои интересы.
Другая разновидность социальных противоречий — это отношения, где стороны не нацелены на взаимоотрицание, а предпочитают равновесно-динамичные отношения, оформленные различными гласными и негласными, устными и письменными, традиционными и нововведенными договоренностями. Устанавливающиеся на их основе компромиссы позволяют обеим сторонам с выгодой для себя пользоваться преимуществами мирного сосуществования. Старая мудрость, гласящая, что «худой мир лучше доброй ссоры», позволяет в подобных отношениях доминировать конструктивным началам.
Противоречия такого рода именуютсяантагональными. Они выступают в качестве конструктивного, системообразующего фактора, формирующего, хотя по своей природе и противоречивые, но по сути целесообразные, функциональные, продуктивные связи между субъектами. Благодаря им стабилизируется существование социальной системы, повышается мера упорядоченности ее структур и оптимизируется ее функциональность.
Третий тип социальных отношений-противоречий — агональные (от греч. а^оп — состязание), характерен тем, что в нем стороны, оставаясь противоположностями, встают на путь обоюдных позитивных трансформаций, ведущих к глубокому, взаимопроникающему единению, а с ним и к все более возрастающей мере гармоничности того целого, к которому они принадлежат. Социальные противоречия этого типа нацелены на превращение общественных систем самого разного масштаба, начиная с брачного союза двух любящих друг друга людей и вплоть до мировой цивилизации как единого целого, не просто в уравновешенные, упорядоченные социальные организмы, а в гармоничные целостности, для которых совершенство отношений — не абстрактный идеал, а непосредственная задача всей их жизни.
На основе всех трех обозначенных разновидностей социальных противоречий, в русле задаваемых ими тенденций существует все бесконечное множество межчеловеческих конфликтов, от самых «мягких», едва ощутимых, до предельно острых и максимально разрушительных. Если брать каждый из них в отдельности, то его возникновение может порой показаться случайным, и в его существовании не будет просвечивать нечто необходимое и закономерное. Но взятые во всей своей массе и рассмотренные в свете универсалии противоречия, конфликты предстают как необходимое условие социальной жизни людей в прошлом, настоящем и будущем.
Подобно противоречиям, от которых они являются производными, социальные конфликты подразделяются на антагонистические, антагональные и агональные. В каждой общности, на протяжении любого из отрезков времени можно обнаружить в качестве действительности и возможности все три типа конфликтов. Социальные группы и периоды их существования различаются между собой лишь пропорциональным соотношением конфликтов разного типа. Так, чем совершеннее социальная система, тем меньшую роль внутри нее играют конфликты антагонистического типа и тем большее место занимают отношения, строящиеся на антагональной и агональной основах.
Социальная реальность такова, что жизнедеятельность многих поколений людей в прошлом и их существование в настоящем протекали и продолжают протекать в условиях, где преобладают конфликты антагонистического типа в виде межгосударственных, межнациональных, религиозных, гражданских войн и открытых посягательств частных лиц друг на друга, сопровождающихся нарушением норм уголовного права и квалифицируемых законом как преступления.
Конфликты антагонистического типа предполагают в качестве исходной мотивационной предпосылки установку взаимодействующих субъектов на их неравенство — расовое, классовое, экономическое и т. д. Презумпция подобного неравенства, стремление одной стороны его уничтожить, а другой — сохранить во что бы то ни стало, заставляет антагонизированное сознание рассматривать взаимодействие с контрагентами как достаточное и необходимое основание для противоборства. При этом вся совокупность общественных связей между сторонами предстает в свете жестких антитез «мы—они», «свои-чужие», «высшие-низшие» и т. д. Проводимые же различия имеют не столько логический, сколько ценностный смысл и служат санкциями на использование по отношению к «чужим» таких средств борьбы, которые недопустимы в кругу равных, «своих». Применительно к «чужим» оказываются недейственными какие-либо моральные и юридические обязательства, и допускается политическая, экономическая, судебно-процессуальная и всякая иная вседозволенность.
Выдающийся русский социологП. А. Сорокин предложил в своей книге «Система социологии» типологизировать социальные конфликты антагонистического типа по четырем видам оснований.
1. Антагонизмы сознательные и бессознательные. К первым относятся отношения между осужденными преступниками и охраняющими их надзирателями, а также взаимодействия между насильниками и жертвами. К вторым — конфликты стремлений, которые объективно даны,но субъективно не осознаются сторонами, подобно тому, как это имеет место у животных между кошкой и мышью, волком и овцой.
2. Антагонизмы, вытекающие из сходства индивидов в каком-либо отношении (между двумя конкурентами на одно место, между двумя мужчинами, претендующими на одну женщину и т. п.).
3. Антагонизмы, следующие из различий индивидов в том или ином отношении: расовые, политические, классовые и др.
4. Антагонизмы, различающееся количеством участвующих в них лиц (между двумя лицами; между одним и многими, если это деспот и масса, хозяин и рабочие, политический оратор и враждебная толпа; между группами, если это племена, классы, государства).
Конфликты антагонального типа, в отличие от антагонистических, характеризуются отсутствием взаимной агрессивности и ожесточенности, готовностью сторон к конвенциям и компромиссам. В них еще продолжает сохраняться антитеза «мы-они», но она утрачивает резко выраженную оппозиционность и «черно-белую» контрастность антагонизма. Стороны выступают не как антагонисты-враги, но как готовые к диалогам конкуренты-соперники, уважающие права и свободы друг друга. В их отношениях доминирует уже не имморально-деструктивный дух вседозволенности, а совершенно иные умонастроения, открывающие путь к конвенциальной моральности. Эта возможность коренится в содержательных свойствах обеих сторон, где сходств не меньше, чем различий.
Кроме того, функциональная асимметрия противоположностей, когда одна сторона способна к тому, на что не способна другая, располагает к взаимодополняемости усилий при решении задач, имеющих обоюдоважное значение.
Антагональный принцип лежит в основании идеологии примирения, компромиссов, общественных договоров. Примирение — это еще не единство, но уже не антагонизм. Его следует считать реальным позитивным шагом на пути избежания опасности острых конфликтов, отчуждения и враждебности между социальными субъектами.
Общественные системы, стремясь к стабильности и развитию, разрабатывают различные средства и способы по нейтрализации деструктивного потенциала антагонистических конфликтов по их переводу в режим антагонального существования, где отношения между противоположными сторонами складывались бы не на основании имморально-неправовой вседозволенности, а были бы подчинены морально-правовым нормам и принципам, дающим возможность взаимополезного сотрудничества.
Так возникает особое социальное качество общественной системы, именуемое цивилизованностью и оберегаемое надежными нормативными структурами и соответствующими социальными институтами.
Значительную роль в обеспечении протекания социальных конфликтов по антагональным, а не антагонистическим сценариям играет система правопорядка. Цивилизованный правопорядок возникает там, где возможно единение многого, согласие разногласного и относительное единообразие различного. Он предполагает такие отношения между социальным целым и его частями, когда стороны, оставаясь противоположностями, тем не менее, склоняются к отношениям договорного равновесия интересов, обязанностей и прав.
Антагональное равновесие своих и чужих прав и обязанностей сообщает общественному целому внутреннюю сбалансированность, делает его удобообитаемой социальной средой, где люди пользуются имеющимися правами и свободами с выгодами для себя и общества. Ради этих удобств и выгод они идут на определенные моральные и правовые самоограничения, демонстрируют способность не выходить в конфликтных ситуациях за рамки юридических норм.
В социальных отношениях агонального типа, в отличие от антагональных, взаимодействие имеет своей главной целью не односторонние прагматические интересы субъектов, а такие результаты, которые вели бы к последующему, все более глубокому единению сторон, а с ним и к возрастающей мере гармоничности того социального целого, к которому непосредственно принадлежатобе противоположности. Этим социальном целымможет быть семья, группа, нация, государство и, в конце концов, человечество как единый субъект.
Принцип агона исключает насилие как способ разрешения конфликтных ситуации. Одним из ведущих средств регуляции социальных отношений здесь становится слово — политическое, юридическое, этико-педагогическое, религиозно-проповедническое, литературно-философское и т. д.
Не случайным является то обстоятельство, что такие принципиальные противники насилия, как Будда, Христос, а также Сократ, Толстой, Ганди, Швейцер, отводили устному и письменному слову ведущую роль в гуманизации социального бытия. В