Социальная обусловленность правовых норм
Законы, если они являются воплощением права, а не произвола, должны отражать объективные правовые потребности общества, которые, в свою очередь, детерминированы содержанием экономической, социальной, политической, идеологической сфер. Поэтому юриспруденция есть нормативная форма отражения социального бытия. Наряду с этим следует иметь в виду, что на содержание правовых норм существенное влияние оказывает такой естественный фактор общественной организации, каковым выступает природное неравенство людей. Это неравенство в силу наличия индивидуального генетического кода является естественным и изначальным, не может быть нивелировано никакими иными средствами, кроме социальных, в системе которых отводится особая роль праву. Посредством права можно сгладить или, наоборот, усилить это неравенство. Сколько существует человечество, столько и идет поиск наиболее рациональных механизмов сглаживания природного неравенства, поиск более эффективных правовых систем. Проблема эта весьма сложна. М. Вебер считал, что наука не может выборочно определить, в какой пропорции должны сохраняться условия существования природных неравенств, а в какой надо прилагать усилия по стиранию этих неравенств'.
Но под влиянием идеологических и иных, в ряде случаев конъюнктурных интересов, предпринимались попытки ввести систему уравнительных отношений, которые, как правило, приводили общество к еще большему неравенству, к неспособности динамично развиваться.
В этой связи, для того чтобы правовые нормы действительно были отражением реальных общественных отношений и продуктивными в их регулировании, нужны серьезные социологические исследования, призванные раскрыть соотношение различных факторов, влияющих на содержание правовых норм, на процесс принятия их, направленность и степень влияния каждого из этих факторов.
Для уяснения существа процесса правотворчества рассмотрим его этапы, стадии, в которых отражается социальная обусловленность правотворческой деятельности.
Правотворчество — это государственная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм. Государственная воля в правовой норме реализуется посредством:
а) санкционирования уже фактически сложившихся норм поведения;
б) непосредственной выработки новых норм компетентными правотворческими органами. Исследование процесса социальной обусловленности при формировании правовых норм включает в себя уяснение следующих вопросов:
1) Кто и как предлагает и изменяет решения?
2) Кто и как применяет эти решения?
3) Какова вероятность их изменения?
4) Какие экономические, политические, социальные и идеологические факторы обусловливают принятие данных норм?
1 См.: Арок Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.520.
5) Интересы каких социальных групп они отражают?
6) Как норма права выполняется, какова ее эффективность?
Итак, периодизацию правотворческого процесса можно представить в следующем виде:
1. Этап общих условий принятия законодательного акта:
• выяснение объективных социальных, экономических, политических, идеологических, психологических причин, требующих разработки этого закона;
• выявление интересов классов, слоев, социальных групп, которые отражаются в идее создания правового акта;
• определение социальных механизмов влияния этих общественных групп на содержание правового акта и воздействие на институты, его принимающие;
• показ существующих социальных препятствий для принятия акта;
• освещение перспектив принятия акта и его будущего действия.
2. Этап подготовки текста законодательства включает:
• выяснение механизмов подготовки текста проекта и уточнение, кто и в какой мере участвует в этом процессе, в какой степени влияют интересы, мнения, традиции на текст законопроекта.
3. Этапы обсуждения проекта:
• какова активность граждан в обсуждении законопроекта;
• какие слои общества высказывают замечания и предложения по проекту и в чем они заключаются;
• в какой мере эти замечания учитываются в ходе и в результате обсуждения и по каким мотивам;
• каковы могут быть последствия принятия или отклонения тех или иных предложений.
4. Этапы внесения проекта на рассмотрение законодательного органа:
• какие существенные изменения претерпел проект;
• в какой степени учтены в этих изменениях интересы разных сторон;
• как мотивируются потребности в законопроекте;
• как прогнозируется его применение.
5. Этап обсуждения в законодательном органе:
• кто фактически поддерживает проект, какие силы против;
• как реагирует общественное мнение на результаты и процесс обсуждения, на характер поправок.
6. Этап вступления акта в силу:
• когда и при каких условиях он вступает в силу;
• институты, ответственные за его реализацию. Все перечисленные социальные проблемы правотворческого процесса можно объединить в три основные группы, которые необходимо изучать:
1) Общественные отношения, иные общественные явления и процессы, вызывающие потребность (необходимость, желательность) в правовом регулировании, и соответствующие им социальные институты. В чем они являются причинами законотворческой инициативы;
2) Общественные отношения в механизме правотворческой деятельности, стимулирующие, тормозящие или видоизменяющие ее развитие (здесь действуют интересы участников данного процесса);
3) Общественное мнение, интересы и установки населения, граждан и должностных лиц, непосредственно не участвующих в подготовке законопроекта. В совокупности эти три группы характеризуют проблему социальной обусловленности права в основных его аспектах: объективном и субъективном; внутреннем и внешнем; социальном и социально-психологическом. Существенная роль в исследовании проблем социологии права отводится вопросу о социальных функциях права, о чем пойдет речь в следующем параграфе.