Социальная обусловленность правовых норм

Законы, если они являются воплощением права, а не произвола, должны отражать объективные правовые потребности общества, которые, в свою очередь, детер­минированы содержанием экономической, социальной, политической, идеологической сфер. Поэтому юриспру­денция есть нормативная форма отражения социального бытия. Наряду с этим следует иметь в виду, что на со­держание правовых норм существенное влияние оказы­вает такой естественный фактор общественной органи­зации, каковым выступает природное неравенство людей. Это неравенство в силу наличия индивидуального генети­ческого кода является естественным и изначальным, не может быть нивелировано никакими иными средствами, кроме социальных, в системе которых отводится особая роль праву. Посредством права можно сгладить или, на­оборот, усилить это неравенство. Сколько существует че­ловечество, столько и идет поиск наиболее рациональных механизмов сглаживания природного неравенства, поиск более эффективных правовых систем. Проблема эта весь­ма сложна. М. Вебер считал, что наука не может выбо­рочно определить, в какой пропорции должны сохраняться условия существования природных неравенств, а в какой надо прилагать усилия по стиранию этих неравенств'.

Но под влиянием идеологических и иных, в ряде слу­чаев конъюнктурных интересов, предпринимались по­пытки ввести систему уравнительных отношений, кото­рые, как правило, приводили общество к еще большему неравенству, к неспособности динамично развиваться.

В этой связи, для того чтобы правовые нормы действи­тельно были отражением реальных общественных отноше­ний и продуктивными в их регулировании, нужны серьез­ные социологические исследования, призванные раскрыть соотношение различных факторов, влияющих на содержа­ние правовых норм, на процесс принятия их, направлен­ность и степень влияния каждого из этих факторов.

Для уяснения существа процесса правотворчества рас­смотрим его этапы, стадии, в которых отражается соци­альная обусловленность правотворческой деятельности.

Правотворчество — это государственная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и раз­вивается система законодательных актов и других пра­вовых норм. Государственная воля в правовой норме реализуется посредством:

а) санкционирования уже фактически сложивших­ся норм поведения;

б) непосредственной выработки новых норм компе­тентными правотворческими органами. Исследование процесса социальной обусловленности при формировании правовых норм включает в себя уяс­нение следующих вопросов:

1) Кто и как предлагает и изменяет решения?

2) Кто и как применяет эти решения?

3) Какова вероятность их изменения?

4) Какие экономические, политические, социальные и идеологические факторы обусловливают при­нятие данных норм?

1 См.: Арок Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.520.

5) Интересы каких социальных групп они отражают?

6) Как норма права выполняется, какова ее эффек­тивность?

Итак, периодизацию правотворческого процесса мож­но представить в следующем виде:

1. Этап общих условий принятия законодательного акта:

• выяснение объективных социальных, экономичес­ких, политических, идеологических, психологичес­ких причин, требующих разработки этого закона;

• выявление интересов классов, слоев, социальных групп, которые отражаются в идее создания пра­вового акта;

• определение социальных механизмов влияния этих общественных групп на содержание право­вого акта и воздействие на институты, его при­нимающие;

• показ существующих социальных препятствий для принятия акта;

• освещение перспектив принятия акта и его буду­щего действия.

2. Этап подготовки текста законодательства включает:

• выяснение механизмов подготовки текста проек­та и уточнение, кто и в какой мере участвует в этом процессе, в какой степени влияют интересы, мнения, традиции на текст законопроекта.

3. Этапы обсуждения проекта:

• какова активность граждан в обсуждении зако­нопроекта;

• какие слои общества высказывают замечания и предложения по проекту и в чем они заключаются;

• в какой мере эти замечания учитываются в ходе и в результате обсуждения и по каким мотивам;

• каковы могут быть последствия принятия или отклонения тех или иных предложений.

4. Этапы внесения проекта на рассмотрение законо­дательного органа:

• какие существенные изменения претерпел проект;

• в какой степени учтены в этих изменениях инте­ресы разных сторон;

• как мотивируются потребности в законопроекте;

• как прогнозируется его применение.

5. Этап обсуждения в законодательном органе:

• кто фактически поддерживает проект, какие силы против;

• как реагирует общественное мнение на результа­ты и процесс обсуждения, на характер поправок.

6. Этап вступления акта в силу:

• когда и при каких условиях он вступает в силу;

• институты, ответственные за его реализацию. Все перечисленные социальные проблемы правотворческого процесса можно объединить в три основные груп­пы, которые необходимо изучать:

1) Общественные отношения, иные общественные явления и процессы, вызывающие потребность (необходимость, желательность) в правовом ре­гулировании, и соответствующие им социальные институты. В чем они являются причинами за­конотворческой инициативы;

2) Общественные отношения в механизме правотворческой деятельности, стимулирующие, тормозя­щие или видоизменяющие ее развитие (здесь дей­ствуют интересы участников данного процесса);

3) Общественное мнение, интересы и установки насе­ления, граждан и должностных лиц, непосредствен­но не участвующих в подготовке законопроекта. В совокупности эти три группы характеризуют про­блему социальной обусловленности права в основных его аспектах: объективном и субъективном; внутреннем и внешнем; социальном и социально-психологическом. Существенная роль в исследовании проблем социологии права отводится вопросу о социальных функциях права, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

Наши рекомендации