На основании второго критерия (критерия характера
организации), институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на нормативно строгих и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т. п. Это государство, армия,суд и т. п.
В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует.Она заменяется регулированием неформальным, через традиции, обычаи, социальные нормы и т. п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.
Таким образом, мы рассмотрели понятие социального института, его признаки, функции, структуру, опираясь при этом на широкий опыт изучения этого объекта мировой социологической мыслью. Автор (Д. Г.) остановился на комплексном подходе к пониманию социальных институтов, использование которого имеет достаточно развитую традицию в рамках системно-структурной парадигмы в социологии. Совершенно справедливо пишет М. Комаров: «Понятию социального института принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения, идеализации и абстрагирования из многообразных действий людей наиболее существенных типов социальных отношений путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальных систем»1.
Именно комплексная, широкая, но при этом социологически операциональная и методологически строгая трактовка понятия «социальный институт» позволяет анализировать институциональные аспекты бытия того или иного социального образования.
Рассмотрим возможную логику обоснования институционального подхода к какому-либо социальному феномену.
' Комаров М. С. О понятии социального института // Введение в социологию. М., 1994. С. 194.
Прежде всего, следует обозначить принципиальную целевую установку, из которой должны исходить аналитические построения. Цель состоит именно в том, чтобы обосновать возможность институциональной трактовки данного феномена, показать, что в современных обществах соответствующий институт потенциально способен существовать и существует, вскрыть его сущность, специфику и условия институционализации.
Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов'. Это, во-первых, психологический тип, на котором настаивает сам Хоманс, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по своему генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Второй тип — исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности. Еще два типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе. Это структурный тип, когда доказывается, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе»2, и функциональный, опирающийся на аргументацию, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса.
Таким образом, все эти подходы в комплексе следует применять для анализа институционального бытия того или иного устойчивого социального феномена, будь то семья, право или собственность. Если будут выявлены функции такого феномена и показано, что они являются общественно значимыми, что их структура и номенклатура близки к структуре и номенклатуре функций, которые выполняют в обществе социальные институты, это будет важным шагом в обосновании его институциональной природы. Такой вывод основан, с одной стороны, на
' Нотапз С. Я. ТЬе вос1о1о§1са1 ге1еуапсе оГ ЬеЬауюпзт // ВеЬауюга! восЫоеу / Еаз. К. Вш-еевв, О. ВизЬеИ. N. У., 1969. Р. 6. 2 1Ыс1. Р. 6.
включении функционального признака в число важнейших признаков социального института и, с другой стороны, на понимании того, что именно социальные институты образуют главный элемент структурного механизма, посредством которого общество регулирует социальный гомеостазис и в случае необходимости осуществляет социальные изменения.
Следующий этап обоснования институциональной трактовки какого-либо объекта — это анализ способов его включения в различные сферы социальной жизни, взаимодействия с другими социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества (экономической, политической, культурной и т. п.), либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование. Данную логическую операцию целесообразно проделать по той причине, что институциональный подход к анализу социальных явлений основывается на представлении о том, что социальный институт является, с одной стороны, продуктом развития всей социальной системы, но, с другой стороны, специфика основных механизмов его функционирования зависит от внутренних закономерностей развития соответствующего вида деятельности. В связи с этим рассмотрение того или иного института невозможно без соотнесения его деятельности с деятельностью других институтов, а также систем более общего порядка.
Третий этап, следующий за функциональным и структурным обоснованием, должен носить наиболее важный, с нашей точки зрения, характер. Именно на этом этапе определяется сущность изучаемого института. Здесь формулируется соответствующая дефиниция, на базе анализа основных институциональных признаков показывается правомерность его интитуционального представления. Затем выявляется его специфика, тип и место в системе институтов общества, анализируются условия возникновения и институционализации.
На четвертом, заключительном этапе выявляется структура института, даются характеристики основных его элементов, обозначаются закономерности функционирования.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ
СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ