Понятие социальных институтов, их функции, типология и иерархия
Наряду с индивидами и социальными общностями элементом социальной структуры общества являются социальные институты. Социальные институты — это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни и деятельности людей. Их главное предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности человека и направлять его индивидуалистические, эгоистические устремления в нужное для общества направление. Выделяют четыре основные группы потребностей людей и соответственно этому группируют социальные институты:
1) потребности в воспроизводстве и продолжении рода — институты в сфере брака и семьи: семья, брак, материнство, отцовство, детство и т. д;
2) потребности в безопасности, независимости и социальном порядке — политические институты: государство, политические партии, движения, организации, занимающиеся политической деятельностью;
3) материальные потребности, потребности в средствах существования — экономические институты: собственность, рынок, деньги и т. д;
4) духовные потребности — духовные институты: наука, образование, религия, искусство, мораль и т. п.
Наиболее существенное влияние на общественную жизнь оказывают экономические и политические институты. Экономические институты создают материальный базис развития общественных отношений, политические институты являются инструментом осуществления власти в обществе, инструментом управления обществом.
Первичным элементом социальной системы является институт семьи. Под институтом семьи понимается общественный механизм воспроизводства человека, отношения между мужем и женой, родителями и детьми в той или иной форме (обычаи, традиции, мораль, религия, право), узаконенные обществом. Главная социальная функция семьи — воспроизводство человека в широком смысле слова, а именно:
1. биологическое продолжение рода;
2. физическое поддержание членов семьи путём обеспечения их материальными благами;
3. удовлетворение потребностей в общении;
4. организация свободного времени;
5. забота о престарелых;
6. воспитание, социализация детей.
Через семью происходит первичная социализация человека. Основными каналами вторичной социализации человека выступают такие общественные институты как образование, наука, искусство, религия.
Образование выступает как необходимый элемент воспитания общественного человека — человека как участника процесса производства, как гражданина, как семьянина, как природопользователя, как творческую личность, способную воспринимать мир и воздействовать на него по законам красоты. Следовательно, образование должно носить комплексный, системный характер. В образовательных учреждениях человек должен изучать не только прикладные, узкопрофессиональные, узкоспециальные науки, но и общеобразовательные, социально-гуманитарные дисциплины. Пока образование было менее значимо по сравнению с непосредственным наблюдением за практической деятельностью родителей, сверстников, окружающих людей, оно находилось на периферии общественной жизни. В XIX в. преобладала неграмотность. Всеобщее начальное образование стало вводиться лишь в 80-х г.г. XIX в. и только в развитых странах. Во второй половине ХХ в. в связи с ускорением научно-технического прогресса и нарастанием разрыва между поколениями не только в морально-политическом плане, но и в плане производственно-профессиональном возрастает роль образования. Как показывает социальный опыт, образование может быть решающим фактором общественного прогресса. США и Япония осуществили во второй половине XX в. рывок вперёд благодаря реформе образования. Сегодня доля расходов на образование в развитых странах составляет 12 — 15 % национального дохода, в то время как в России она не превышает 4 %.
Необходимым составным элементом общественной жизни и, прежде всего, духовной культуры общества является религия. Религия — форма мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с фантастическим отражением в сознании людей тех внешних, которые господствуют над ними в повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Социальному институту религии соответствует своя социальная организация — церковь. Церковь играла и играет в обществе двоякую роль: положительную и отрицательную. Положительная роль церкви в общественной жизни заключается в следующем:
1. пропаганда общечеловеческих норм морали и нравственности;
2. пропаганда знаний, культуры, развитие письменности, искусства;
3. укрепление государственности;
4. миротворческая деятельность;
5. благотворительная деятельность;
6. позитивное морально-психологическое воздействие на конкретных людей.
Отрицательная роль церкви:
1. внедрение в сознание людей консервативных церковных догматов, учений;
2. консервация и проповедование старинных обычаев, традиций, обрядов;
3. отвлечение человека от реальной жизни, действительности;
4. преследование передовых людей своего времени за прогрессивные взгляды.
Социальные организации
Общество состоит из множества организаций: производственных, финансовых, коммерческих, научных, образовательных, управленческих, социального обеспечения, общественных, неформальных. Под организацией понимается группа людей, объединённых координируемой деятельностью для достижения общей цели. Любая организация обладает следующим комплексом обязательных элементов:
· выраженная общая цель членов — участников организации;
· набор ресурсов, необходимых для достижения цели и определённая система их защиты;
· социальная структура, включающая в себя систему официально утверждённых норм поведения и форм контроля за их соблюдением, систему устойчиво воспроизводимых статусов и ролей, специфическое разделение труда между членами организации;
· члены (участники) организации — совокупность индивидов, каждый из которых должен обладать определённым набором качеств и навыков, позволяющих ему занимать определённую позицию в социальной структуре организации и играть соответствующую социальную роль.
Социальная организация в процессе своей жизнедеятельности проходит ряд стадий:
1. Возникновение организации, которое связано с появлением социальной потребности в чём-либо.
2. Становление — развитие и совершенствование организационных структур.
3. Зрелость — организация достигает возможных пределов в своём развитии, после чего намечается пока ещё едва заметный спад.
4. Упадок — появившийся на предыдущем этапе едва заметный спад становится очевидным. На этой стадии у руководства организации есть два способа действия: во-первых, радикальное изменение структурно-функциональной упорядоченности (изменение структуры управления, технологий, реконструкция, перепрофилирование и т. п.); во-вторых, ликвидация организации.
5. Разложение — ликвидация организации в её первоначальном виде.