Массовые коммуникации как социальная коммуникативная система. Структура массовых коммуникаций.

Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.

Условия функционирования массовой коммуникации (по В. П. Конецкой):

· массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

· социальная значимость информации;

· наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).

Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками:

· опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность);

· массовость аудитории, общение больших социальных групп;

· ярко выраженная социальная ориентированность общения;

· организованный, институциональный характер общения;

· отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;

· социальная значимость информации;

· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность, нормативность массовой коммуникации;

· повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения;

· однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей;

· "коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность;

· массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория;

· массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений;

· преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения.

Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответствии определенным социальным запросам и ожиданиям (мотивированность, ожидание оценки, формирование общественного мнения), воздействии (обучение, убеждение, внушение и т.п.). При этом лучше воспринимается ожидаемое сообщение, когда для различных целевых групп готовятся отдельные сообщения с учетом интересов целевой аудитории.

Задача массовой коммуникации - поддержание связи внутри групп и между ними в обществе. Фактически такие группы могут создаваться в результате воздействия массовых сообщений (электорат новой партии, потребители нового товара, клиенты повой фирмы).

Массовая коммуникация, согласно У. Эко, появляется в то время, когда имеется:

· общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;

· каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, а неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;

· группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.

Г. Лассвелл называет следующие функции массовой коммуникации:

· информационную (обозрение окружающего мира),

· регулирующую (воздействие на общество и познание его через обратную связь);

· культурологическую (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению);

· ряд исследователей добавляет развлекательную функцию.

В. П. Конецкая говорит о трех группах теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации:

· политического контроля;

· опосредованного духовного контроля;

· культурологической.

Глобализация массовой коммуникации в конце XX в. выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации.

Можно сказать, что коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии:

1) тактильно-кинетической у высших приматов;

2) устно-вербальную у первобытных народов;

3) письменно-вербальную на заре цивилизации;

4) печатно-вербальную после изобретения книги и печатного станка;

5) многоканальную, начинающуюся в современный момент.

Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. Появилась техническая возможность двунаправленной коммуникации, как открытой (интерактивность), так и скрытой (реакция слушателя или зрителя, поведение), взаимного приспособления отправителя и получателей. Поскольку и выбор каналов, и приспособление осуществляются под влиянием общества и групп получателей, иногда говорят: СМИ - это мы сами.

Основные элементы коммуникативного действия в трактовке одного из создателей теории МК В. Шрамма и в обобщенной трактовке отечественных исследователей: в схеме В. Шрамма их пять: отправитель сообщения, кодирующее устройство, сигнал, расшифровывающее устройство, получатель.

Наши рекомендации