Массовые коммуникации как социальная коммуникативная система. Структура массовых коммуникаций.
Массовая коммуникация - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, компьютерная техника и др.) на численно большие, рассредоточенные аудитории.
Условия функционирования массовой коммуникации (по В. П. Конецкой):
· массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);
· социальная значимость информации;
· наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала).
Массовая коммуникация характеризуется следующими признаками:
· опосредованность общения техническими средствами (обеспечивающими регулярность и тиражированность);
· массовость аудитории, общение больших социальных групп;
· ярко выраженная социальная ориентированность общения;
· организованный, институциональный характер общения;
· отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения;
· социальная значимость информации;
· многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств, обеспечивающих вариативность, нормативность массовой коммуникации;
· повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения;
· однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей;
· "коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность;
· массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория;
· массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений;
· преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения.
Социальная значимость массовой коммуникации заключается в соответствии определенным социальным запросам и ожиданиям (мотивированность, ожидание оценки, формирование общественного мнения), воздействии (обучение, убеждение, внушение и т.п.). При этом лучше воспринимается ожидаемое сообщение, когда для различных целевых групп готовятся отдельные сообщения с учетом интересов целевой аудитории.
Задача массовой коммуникации - поддержание связи внутри групп и между ними в обществе. Фактически такие группы могут создаваться в результате воздействия массовых сообщений (электорат новой партии, потребители нового товара, клиенты повой фирмы).
Массовая коммуникация, согласно У. Эко, появляется в то время, когда имеется:
· общество индустриального типа, внешне сбалансированное, но на деле насыщенное различиями и контрастами;
· каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение не определенными группами, а неопределенным кругом адресатов, занимающих разное общественное положение;
· группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом.
Г. Лассвелл называет следующие функции массовой коммуникации:
· информационную (обозрение окружающего мира),
· регулирующую (воздействие на общество и познание его через обратную связь);
· культурологическую (сохранение и передача культурного наследия от поколения к поколению);
· ряд исследователей добавляет развлекательную функцию.
В. П. Конецкая говорит о трех группах теорий, ориентированных на преобладание той или иной ведущей функции массовой коммуникации:
· политического контроля;
· опосредованного духовного контроля;
· культурологической.
Глобализация массовой коммуникации в конце XX в. выразилась в развитии всемирной компьютерной сети Интернет. Наличие возможности почти мгновенной связи с одновременным использованием визуального и аудиального канала, текстового и невербального сообщения качественно изменило общение. Появилось понятие виртуальной коммуникации.
Можно сказать, что коммуникация в природе и обществе прошла следующие стадии:
1) тактильно-кинетической у высших приматов;
2) устно-вербальную у первобытных народов;
3) письменно-вербальную на заре цивилизации;
4) печатно-вербальную после изобретения книги и печатного станка;
5) многоканальную, начинающуюся в современный момент.
Массовой коммуникации, особенно в современную эпоху, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудитивный, аудитивно-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. Появилась техническая возможность двунаправленной коммуникации, как открытой (интерактивность), так и скрытой (реакция слушателя или зрителя, поведение), взаимного приспособления отправителя и получателей. Поскольку и выбор каналов, и приспособление осуществляются под влиянием общества и групп получателей, иногда говорят: СМИ - это мы сами.
Основные элементы коммуникативного действия в трактовке одного из создателей теории МК В. Шрамма и в обобщенной трактовке отечественных исследователей: в схеме В. Шрамма их пять: отправитель сообщения, кодирующее устройство, сигнал, расшифровывающее устройство, получатель.