Основные этапы и законы социализации
Социализация - начинающейся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоение культурных норм.
Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает «правилам жизни» другую, становлением социального «Я». Социализация превращается в растянутый на всю жизнь процесс обучения своему социальному месту(статусу).
Обретение в начале политической (получение паспорта и право голосовать), затем экономической (устройства на работой) и социальной (создание семьи) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации- начальной (ранней) и продолженной (поздней).
Однако социализация - не только обретение социальной и экономической самостоятельности, но и формирование личности. Индивид- начальная точка этого процесса, зрелая личность - завершающая.
Содержание процесса становления социального «Я» - взаимодействие с себе подобными; предназначение этого процесса- поиск своего социального места. Результат процесса- зрелая личность. Главными временными точками формирования личности являются : а) осознание своего «Я» , б) осмысление своего «Я». На том завершается начальная социализация и открывается продолженная ее исходный момент- обретение самостоятельности.
Становлением социального «Я» возможно только как процесс усвоения мнения значимых других обо мне, которые служат зеркальным «Я».
Социализация проходит этапы, совпадающие жизненными циклами.Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз , переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится многому переобучаться. Этот процесс, распадаясь на два этапа : Десоциализация и Ресоциализация.
Десоциализация - отучение от старых ценностей, норм, ролей, и правил поведения (отверждения старого).
Процесс ресоциализации- усвоение новых норм ,ценностей, мировоззрения и моделей поведения(обретение нового). В наиболее общей форме Ресоциализация происходит каждый раз, когда мы узнаем что-то , не совпадающее с нашим прежним опытом. Например: поступая в университет после окончания школы, в первые дни адаптации к новой среде молодые люди сталкиваются с процесс ресоциализации.
25,26 Понятие девиации в социологии, Типы девиантов: инноватор, ритуалист, мятежник.
Девиация- термин обозначающий поведение, которое нарушает какие-то социальные или культурные нормы, вызывая настороженное или враждебное отношение окружающих (некоторое отклонение в пределах нормы).
Девиацию (отклонение) можно определить как несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе. Ни в одном обществе невозможно провести линию и просто разделить всех на тех, кто отклоняется от норм, и тех, кто им следует. В девиантное поведение включается множество различных видов поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, и т.д.) Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения.
Социальные отклонения могут иметь для общества различные значения. Позитивные (социальное, научное, техническое, художественное, социально-политическое, экономическая предприимчивость и т.д.) отклонения служат средством прогрессивного развития системы, повышения уровня ее организованности, преодоления устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Негативные - дисфункциональные, дезорганизуют систему, подрывают подчас ее основы. Это - социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция и т.д. В большинстве случаев, когда девиация наблюдается в течение длительного времени, она становится характерной не только для отдельных лиц. Она становится коллективный: на основе единичных девиантных поступков формируется образ поведения, который усваивается многими людьми.
Р. Мертоном была разработана типология поведения личностей в их отношении к целям и средствам. Согласно этой типологии отношение к целям и средствам любой личности укладывается в следующие классы:
- конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества;
- новатор пытается достигнуть культурных целей (которые он принимает) неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные);
- ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Ритуалы, церемонии и правила для него являются основой поведения, в то же время оригинальные, нетрадиционные средства им, как правило, отвергаются;
изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения (например бомжи, наркоманы, алкоголики);
- мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей; он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения
27 Основные причины девиантного поведения
Причины девиантного поведения
Традиционно причины девиантного поведения подразделяются на две группы:
-причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами;
-причины, связанные с социальными и психологическими проблемами.
По отношению к подросткам и молодежи в отдельную группу следует выделить причины, связанные с возрастными кризисами.
- Причины, связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами.
Среди симптомов психических и психофизиологических расстройств Раттер выделяет, прежде всего, следующие:
неадекватность поведения ребенка нормативам, соответствующим его возрасту и половой принадлежности. Например, тревога при разлуке с близкими характерна для младенческого возраста, но весьма редка и поэтому ненормальна для подростков;
длительность сохранения расстройства. Кратковременные страхи, припадки, нежелание что-то делать могут испытывать большое количество детей. Но если эти и другие расстройства сохраняются длительное время, это уже отклонение от нормы. То же относится и к колебаниям в поведении и эмоциональном состоянии детей;
изменения в поведении ребенка, не характерные для него, особенно если их трудно объяснить только с точки зрения нормального развития и созревания;
повторяемость негативных реакций. Например, родители считают, что у ребенка появились ночные кошмары. Не следует обращать на это особого внимания, если об этом известно со слов ребенка. Другое дело, если он просыпается ночью в слезах и это повторяется часто;
ряд симптомов, присутствующих одновременно. Как правило, один, существующий изолированно, симптом не должен вызывать беспокойства, в отличие от ситуации, когда имеют место несколько симптомов, особенно если они одновременно касаются разных сторон психической жизни.
Иногда психиатрический подход к проблеме отклоняющегося поведения рассматривается как наиболее объективный. Так, широко распространена концепция акцентуаций характера, то есть временных изменений характера, сглаживающихся или, наоборот, обостряющихся по мере взросления. Но этот подход не может быть единственным, объясняющим причины нарушения поведения. Девиантному поведению могут способствовать не сами психические аномалии, а, как считают многие ученые, психологические особенности личности, которые формируются под их влиянием.
- Причины, связанные с социальными и психологическими проблемами. Наиболее общей причиной социального характера, как ни странно, является отношение общества к подросткам. Известно, что проблемы подросткового возраста возникли только тогда, когда общество стало рассматривать подростков как особую группу людей и наделять их особыми правами.
Среди причин, связанных с психологическими и социальными проблемами традиционно выделяют следующие:
дефекты правового и нравственного сознания;
содержание потребностей личности;
особенности характера;
особенности эмоционально-волевой сферы.
Одной из самых распространенных причин социального характера является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок.
Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. Если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения — сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушить закон с целью повышения материального уровня своего жизни (кражи, махинации и т. д.). Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда.
- Причины, связанные с возрастными кризисами.
о девиантном поведении имеет смысл говорить лишь по достижении определенного возраста, не ранее 6-8 лет. Как правило, маленький ребенок не может достаточно осознавать свое поведение, контролировать его и соотносить с социальными нормами.
В младшем школьном возрасте (7-11 лет) нарушенное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, нарушение школьных правил и дисциплины, прогулы уроков, побеги из дому, лживость и воровство.
Нарушения поведения почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках и ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют связи.
28 Основные понятия этносоциологии
Этносоциология - область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэтнические отношения и разрабатывающая основы и методологические принципы их исследования.
Этносоциология (этническая социология) — дисциплина, изучающая социальные процессы и явления в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах.
Этническая социология — часть социологии, одно из ее направлений (как и социология семьи, сельская социология и т.д.). Предметом этносоциологии является изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды.
Основные темы, разрабатываемые этносоциологами:
влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения;
использование и рациональное распределение трудовых ресурсов с учетом их этнической принадлежности;
социальная детерминированность национального самосознания, межнациональных отношений;
межэтнические конфликты;
национальные особенности ценностных ориентаций, стереотипов поведения, культурных интересов и потребностей в социальных группах;
этноязыковые процессы, в т.ч. билингвизм.
29 Понятие социального института
Термин “институт” имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского institutum – установление, устройство. Социологи позаимствовали это понятие у правоведов и наделили его новым содержанием. Социальный институт – это прежде всего совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.
Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).
Таким образом, социальный институт –это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.
Социальные институты – это мощные инструменты выживания общества, выкованные тысячелетней культурной эволюцией. Для того чтобы существовать, общество должно удовлетворять свои фундаментальные потребности. Для этого в обществе созданы определенные социальные институты:
- потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
- потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты,государство);
- потребность в добывании средств существования (экономические институты,производство);
- потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования, включая науку и культуру);
- потребность в решении духовных проблем (институт религии).
Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов. Социальные институты имеют явные и латентные функции.
Явные функцииожидаемы, необходимы и легко распознаются. Это прежде всего:
1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов. Тем самым обеспечивается устойчивость социальной структуры общества;
2) регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения;
3) интегративная функия включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;
4) транслирующая функция состоит в передаче социального опыта новым членам общества, стремлении привить им нормы повиновения и лояльности;
5) коммуникативная функция проявляется в распространении необходимой информации как внутри данного института, так и на другие институты.
Латентные функции –это функции, которые осуществляются непреднамеренно, не запланированы заранее, имеют неявную (скрытую) форму. Например, существуют институты, которые не только не выполняют своих функций, но и препятствуют их выполнению. Очевидно, что у такого института существуют скрытые функции, с помощью которых он удовлетворяет потребности определенных социальных групп. Заметим, что подобные явления наиболее часто наблюдаются у политических институтов.