Тема: Конфликт: сущность, способы регулирования, роль в жизни общества (Коллоквиум)

Коллоквиум – это одна из форм учебных занятий в системе образования, имеющая целью выяснение и повышение знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются: отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса (обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий), рефераты, проекты и другие работы обучающихся. Может быть организован как научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются доклады.

Коллоквиум – это и форма контроля, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний студентов по данной теме дисциплины.

Коллоквиум проходит обычно в форме дискуссии, в ходе которой студентам предоставляется возможность высказать свою точку зрения по рассматриваемой проблеме, учиться обосновывать и защищать её. Аргументируя и отстаивая своё мнение, студент в то же время демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал.

Вопросы для коллоквиума:

1. Понятие социального конфликта. Типы конфликтов. Структура конфликта;

2. Способы регулирования конфликта;

3. Роль конфликта в жизни общества;

4. Особенности юридического конфликта: сущность, структура, разрешение, проблемы прогнозирования.

Список рекомендуемой литературы:

1. Анцупов А., Шипило А. Конфликтология. Учебник. - М., 2005.

2. Вишнякова Н.Ф. Конфликтология. Учебное пособие. - М., 2002.

3. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. - М., 2001.

4. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. - М., 2002

5. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5.

6. Дмитриев А., Конфликтология. М., 2001.

7. Дмитриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.В. Введение в общую теорию конфликтов. М., 1993.

8. Зайцев А. Социальный конфликт. - М., 2001.

9. Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2000.

10. Конфликты в современной России / изд. РАН. - М., 2001

11. Косолапов н. Конфликты постсоветского пространства: Фактор стабильности? // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2.

12. Курбатов В.И. Конфликтология. Учебное пособие. Учебное пособие. - М., 2001.

13. Светлов В.Ф. Аналитика конфликта. - СПб., 2001.

14. Светлов В.Ф. Конфликт: модели, решения, менеджмент. - М., 200.

15. Чумиков А.Н. Управление конфликтами. - М., 1995.

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

При обучении в юридическом вузе особую актуальность приобретает самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя при изучении общетеоретических правовых дисциплин, к которым относится социология права.

Организационно и содержательно социология права связана с социологий, юриспруденцией, политологией, теорией государства и права, историей, философией, поэтому её изучение предполагает развитие теоретических положений применительно к конкретным социальным реалиям, правоотношениям, социально - правовым феноменам.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения базовыми знаниями по дисциплине «социология права», но и для формирования навыков самостоятельной работы в научной и будущей профессиональной юридической деятельности, способности принимать на себя ответственность, умения самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения и т. д.

Для эффективности самостоятельной работы студента необходимо не только рациональное соотношение аудиторной и самостоятельной работы, их методическая организация, но и обеспечение необходимого сопровождения этой работы - соответствующие учебно - методические материалы.

Осмысление знаний - основа самостоятельного труда студента. Однако слушание, конспектирование материала лекций, обращение к первоисточникам, нормативно - правовым актам, периодическим изданиям также является важным составным элементом самостоятельной работы студента юридического факультета.

Результатом самостоятельной работы студента должно стать приобретение навыков систематизирования нового материала и формирования собственного мнения по поводу исследуемых проблем.

Обучение осуществляется лекционно - семинарским методом, предполагает дистанционные формы и способы контроля и самоконтроля, проведение социологических исследований (темы исследований определяются в ходе обучения, исходят из интересов студента и задач курса). Изучение социологии права завершается зачётом в устной форме и защитой контрольной работы.

К зачёту допускаются студенты, систематически работавшие над изучением дисциплины в течение семестра и справившиеся с её освоением.

Результаты учебной деятельности зависят как от подготовленности к исследовательскому труду, так и от личной мотивации студента.

Для эффективности самостоятельной работы при изучении курса социологии права рекомендуется:

1. следовать рекомендациям, изложенным в Учебно - Методическом Комплексе по дисциплине;

2. посещать аудиторные лекционные и практические занятия;

3. использовать рекомендуемую литературу (учебники, первоисточники, такие научные журналы, как «Социологические исследования», «Российское правосудие», «Судебные ведомости», «Юридическая психология», «Журнал Российского права», «Государство и право», а также сборники трудов преподавателей Российской Академии Правосудия и др;

4. выполнять письменные контрольные задания;

5. выполнять НИР под контролем преподавателя.

Общие требования для выполнения и защиты рефератов:

1. реферат должен быть представлен в печатном виде (шрифт 14, Times New Roman, интервал 1.0) и продублирован на электронном носителе;

2. объём не должен превышать 15 - 20 страниц;

3. наличие титульного листа с указанием названия кафедры, на которую сдаётся реферат, темы реферата, фамилии автора обязательно;

4. наличие содержания / плана работы, списка использованной литературы обязательно;

5. защита реферата осуществляется в течение 5 - 7 минут, затем аудитории предоставляется возможность задать вопросы докладчику;

6. в ходе подготовки реферата рекомендуется обращаться к преподавателю за консультацией.

Общие требования для выполнения и защиты докладов:

1. доклад должен быть представлен в печатном виде (шрифт 14, Times New Roman, интервал 1.0) и продублирован на электронном носителе;

2. объём не должен превышать 5 - 7 страниц;

3. наличие титульного листа с указанием названия кафедры, на которую сдаётся доклад, его темы, фамилии автора обязательно;

4. наличие содержания, списка использованной литературы обязательно;

5. рекомендуется использовать только официальные информационные источники, последние статистические данные, а также данные прошлых лет для сравнительного анализа;

6. чтение доклада осуществляется в течение 3 - 5 минут, затем аудитории предоставляется возможность обсудить материал доклада.

Примерные темы докладов и рефератов ко всему курсу:

1. Теоретико - методологические основы социологии права.

2. История социологии права и ее значение для современного государственного строительства.

3. Социология права и ее значение для профессиональной юридической деятельности.

4. Методы социологии права и особенности их применения в юридической деятельности.

5. Применение качественных методов исследования в социально - правовых исследованиях.

6. Правотворческий процесс и социальные проблемы его осуществления в современных условиях.

7. Правовая социализация как важнейший элемент правового воспитания.

8. Социологические аспекты правового поведения личности.

9. Уровень правовой культуры современного российского общества: теория и практика.

10. Социология юридической организации и механизм ее функционирования в современных условиях.

11. Юридический конфликт: понятие, типы, способы разрешения.

12. Правовые конфликты в сфере экономики, политики, культуры в современно российском обществе.

13. Конфликты в нормативно - правовой сфере и их характеристика.

14. Трудовые конфликты, социологические аспекты их изучения и разрешения;

15. Семейные и межличностные конфликты и особенности их изучения социологией права.

16. Использование данных социологических исследований в государственном управлении.

17. Изучение общественного мнения как основа повышения эффективности нормотворчества.

18. Общественное мнение как важнейший институт гражданского общества.

19. Социологическое обеспечение законотворчества и юридической деятельности.

20. Социологическое обеспечение процесса осуществления правосудия.

21. Состояние и тенденции развития зарубежной социологии права.

22. Гражданское общество и правовое государство: социально - правовой аспект.

23. Основные проблемы и тенденции развития отечественной социологии права.

Примеры контрольных заданий

1. Объект и предмет социологии права.

2. Функции социологии права.

3. Соотношение социологии права с теорией права и философией права.

4. Место социологии права в системе социологического знания и среди наук о праве.

5. Правовая культура: сущность, структура, виды.

6. Особенности правовой культуры современной российской молодёжи.

7. Правовое сознание: сущность, структура, виды.

8. Правовая социализация личности: сущность, агенты, виды. Место правовой социализации в общем процессе социализации личности.

9. Девиация и девиантное поведение: сущность, признаки, формы.

10. Правовая норма как разновидность социальной нормы.

11. Теории девиации: биологический, социологический, психологический подходы.

12. Социальный конфликт: определение, типы, функции, способы разрешения.

13. Юридический конфликт как разновидность социального конфликта.

14. Особенность социально - правовых исследований.

15. Опрос как метод социально - правового исследования: сущность, виды, правила проведения.

16. Наблюдение как метод социально - правового исследования: сущность, виды, правила проведения.

17. Анализ документов: сущность, виды документальных источников.

18. Социальный эксперимент как метод социально - правовых исследований.

19. Социально - правовые теории античности.

20. Социально - правовые концепции эпохи средневековья.

21. Социально - правовые теории эпохи Возрождения и Нового времени.

22. Роль основоположников социологии в процессе становления социологии права.

23. Вклад юристов в развитие социологической мысли и создание теоретико - методологических основ социологии права.

24. Становление классической социологии права.

25. Развитие социологии права в России.

26. Место права в системе социальных институтов.

27. Социальная обусловленность и сущность права.

28. Социальный механизм действия права в обществе.

29. Правовая политика в современном демократическом государстве: понятие, субъекты, принципы, формы.

30. Правоприменение как вид социальной деятельности: понятие, субъекты, условия правоприменительной деятельности.

31. Право и иные социальные нормы: сравнительная характеристика.

32. Социальный контроль: сущность, структурные элементы, виды.

33. Основы теории эффективности норм права.

34. Методические основы изучения эффективности правовых норм.

35. Юридическое прогнозирование: понятие, этапы, методы.

36. Структура и виды юридических прогнозов.

37. Юридическая деятельность: предмет, пределы, виды.

38. Понятие и социальные функции права.

39. Суд как социальный институт: признаки, структура, функции.

40. Социологическое обеспечение правотворчества.

Методические рекомендации по выполнению и оформлению

контрольного задания.

Выполнение контрольного задания по социологии права представляет собой один из видов учебного процесса, одну из форм самостоятельной работы бакалавра юриспруденции. Темы контрольных заданий отражают основное содержание программы курса «Социология права» и отвечают целям и задачам учебной дисциплины.

В ходе выполнения контрольного задания бакалавр решает следующие задачи:

- самостоятельно изучает соответствующую тему (раздел) учебной дисциплины;

-приобретает навык самостоятельной работы по подбору и изучению научной литературы, нормативных правовых актов;

-получает опыт обобщения рассмотренных точек зрения, формулирования выводов по теме.

Структурно контрольное задание, выполняемое по выбранной студентом теме, должна состоять из разделов:

- содержание (план);

- введение;

- основная часть;

- заключение;

- список нормативных правовых актов и литературы, использованных при подготовке работы,

- приложение (в случае необходимости).

Работа открывается титульным листом. После титульного листа следует содержание, в котором дается точное наименование каждого раздела, а также подразделов с указанием страниц.

Во введении формулируются цели и задачи работы, указывается объект изучения, приводится обоснование значения темы, определяется ее структура. При необходимости дается краткий обзор нормативных правовых актов и научной литературы по теме работы.

В основной части раскрывается содержание темы работы:освещаются теоретическиеположения, анализируется нормативно-правовая база, используется судебная практика (при необходимости – также практика работы иных правоохранительных органов).Структурно Основная часть работы представлена разделами, которые, в свою очередь, могут включать подразделы. Оптимальное число разделов – 2-3. В каждом разделе должна раскрываться определенная часть темы, в каждом подразделе – отдельный вопрос темы работы.

В случае, если задание состоит из теоретического вопроса и выполнения задач, то теоретический вопрос раскрывается тематически (текстуально), а далее приводится подробное и аргументированное решение каждой задачи, подкрепленное ссылками на соответствующие юридические нормы. Для простоты ориентирования в работе желательно каждое задание или задачу начинать с нового листа.

В заключенииприводится краткое обобщение содержания основной части, формулируются краткие выводы по изученной теме.

Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. В него включаются нормативные правовые акты и другие документы, источники, которые были использованы при написании работы (учебные издания, монографии, сборники статей, публикации в периодических изданиях). При составлении списка литературы сначала приводится список нормативных правовых актов (по иерархии), официальных актов судебных органов, материалов судебной практики, а затем – специальная и научная литература в алфавитном порядке фамилий авторов или названий (если источник является коллективным трудом или сборником). Требования, предъявляемые к списку литературы, одинаковы для контрольной работы, выполняемой по определенной теме, и для контрольной работы, содержащей теоретические вопросы и практические задания (задачи).

Иллюстративный материал, на который в тексте работы имеются ссылки, - таблицы, схемы, графики, образцы документов, опросные листы, и другие вспомогательные материалы, дополняющие или поясняющие текст работы, помогающие раскрытию основных вопросов, - помещается в приложении.Каждый документ располагается на отдельном листе.

Разделы располагаются в тексте работы в порядке, указанном в плане-содержании.

Содержание контрольного задания

Контрольное задание должно быть структурно четко выстроено, демонстрировать логическую последовательность излагаемого материала, краткость и четкость формулировок. Оно должно отразить собственное понимание студентом существа вопроса, способность самостоятельно использовать литературные источники, умение связывать теоретические положения с их практическим применением, формулировать и обосновывать выводы. Текст работы должен быть емким и содержать сжатое и, вместе с тем, достаточно полное изложение существа темы (до 10-12 страниц печатного текста). При этом работа не должна заключаться в дословном переписывании литературных источников, простом пересказе учебников, учебных пособий, механической компиляции литературных источников.

При выполнении практических заданий (задач) необходимо приводить ссылки на соответствующие нормативные правовые акты или конкретные нормы закона, которые следует применить при аргументировании решения задачи.

Оформление контрольного задания

Желательно, чтобы контрольное задание было представлено в печатном виде. Для компьютерной верстки – полуторный интервал, размер шрифта 14, гарнитура Times New Roman; сноски печатаются 10 шрифтом.

Объем работы составляет 10-12 страниц текста со следующими параметрами страницы формата А4:

верхнее поле – 25 мм;

нижнее поле – 25 мм;

левое поле – 35 мм;

правое поле – 15 мм.

Нумерация страниц производится в верхней части листа (по центру или справа). 1-я страница – титульный лист – не нумеруется.

Не допускаются вставки на полях и между строк.

Цитаты следует приводить в случаях, когда они служат базой, отправным моментом или аргументом какого-либо тезиса или являются объектом анализа автора курсовой работы. Цитата приводится в кавычках; цитирование какого-либо источника может быть изложено путем косвенной речи, после цитаты или цитирования ставится номер сноски. Сноски даются постранично и оформляются в соответствии с правилами библиографического описания произведений печати. В сносках на издания литературы указываются: фамилия автора (если коллективный труд – наименование, указание на то, под чьей редакцией издан; если на обложку вынесены фамилии нескольких авторов, то в сносках, как и в списке литературы, указываются фамилии всех авторов); название произведения, место и год издания, номер цитируемой страницы (страниц). Для публикаций в периодических изданиях указываются: фамилия, инициалы автора, название статьи, наименование периодического издания, год издания, выпуск, номер страницы (страниц).

Представление и проверка контрольного задания

Контрольное задание, выполненное и оформленное в соответствии с требованиями, представляется для проверки в электронном виде на сайте Северо - Кавказского филиала ФГБОУВПО «РАП» не позднее установленного срока.

Непредставление студентом контрольного задания является основанием для недопуска его к зачету или экзамену по соответствующей дисциплине.

Студент допускается к зачету или экзамену только при условии получения положительной оценки за выполнение контрольного задания.

Работа может быть возвращена студенту для переработки или доработки в соответствии с замечаниями преподавателя, проверявшего работу. В случае возврата работы студенту для доработки или переработки, студент обязан устранить замечания, высказанные преподавателем, до даты проведения зачета или экзамена. Если до начала зачета или экзамена доработанный вариант работы не представлен, вопрос о допуске студента к зачету или экзамену решается преподавателем. В случае решения о допуске студента к сдаче зачета или экзамена, студент обязан представить работу после проведения зачета или экзамена, в срок, согласованный с преподавателем, и пройти в течение текущей сессии защиту данной контрольной работы.

Контрольное задание может быть не зачтено в случаях, если:

- содержание темы не раскрыто в полном объеме;

- работа выполнена не в соответствии с планом;

- работа выполнена не самостоятельно;

- работа выполнена без привлечения необходимых источников и научной литературы (например, на базе одного источника или источников, не соответствующих изучаемой дисциплине);

- работа оформлена небрежно, неграмотно.

Текст контрольного задания в электронной форме отправляется через портал femida.raj.ru на проверку преподавателю.

Примеры тестовых заданий

Тема 1. Социология в системе социально – правового знания

1. Социология права как междисциплинарное знание сформировалась на стыке:
  1) Социологии и юриспруденции;
  2)Социологии и психологии;
  3)Социологии и философии;
  4)Социологии и истории;
  5)Социологии и культурологии
2. В каком году социология права была официально признана в качестве самостоятельной научной дисциплины?
  1) 1962;
  2)1903;
  3)2002;
  4)1997
3. Предметом социологии права является:
  1) влияние общественных отношений на право;
  2)обратное влияние права на общественные отношения;
  3)механизм социального действия права;
  4)право как социальный институт;
  5)взаимодействие права с другими нормативными системами;
  6)всё вышеперечисленное
4. К прикладным методам социологии права относятся:
  1) анализ, синтез, индукция;
  2)императивный и диспозитивный;
  3)наблюдение, опрос, анализ документов, социально- правовой эксперимент;
5. Наиболее распространённым методом сбора первичной социологической информации является:
  1)наблюдение;
  2)опрос;
  3)социально – правовой эксперимент;
  4)анализ документов;

Наши рекомендации