Обработка собранной информации, интерпретация полученных данных
Далее собранные анкеты готовятся к обработке, которая, как правило, осуществляется с помощью компьютера. Дело в том, что сами по себе первичные социологические данные еще не позволяют сделать обобщенные выводы, выявить тенденции, проверить гипотезы. Стопка анкет, лежащая на столе социолога, еще не может помочь ему в работе. Для того, чтобы полученная информация начала активно служить, выполнять свое предназначение, ей необходимо путем обработки придать соответствующий вид, а далее обобщить, проанализировать и научно интерпретировать её. Глубокое обобщение первичной социологической информации предполагает использование специальных статистических величин, таких как частотные распределения, среднее арифметическое, мода, медиана, различные коэффициенты корреляции (с их помощью выясняют уровень взаимодействия, тесноту связи характеристик изучаемого явления и тенденций их изменения), дисперсии (равномерность распределения признаков) и др. Используются также такие сложные методы обработки материала, как факторный, регрессионный, кластерный, логлинейный анализ.
Hа этапе анализа данных социолог вновь обращается к стадии концептуального оформления исследования. Гипотезы, выдвинутые до проведения полевого этапа, сформулированные в программе, должны быть подтверждены или опровергнуты с помощью социологических данных. Сама по себе числовая величина многозначна. Приведем пример. Среди студентов педагогического университета 10% считают профессию учителя (свою будущую профессию) хуже многих других. Как расценить этот факт? С одной стороны, десять из ста - это может быть вполне допустимая величина случайных людей в такой массовой профессии, как педагоги. С другой – это харак-теристика отношения к будущей специальности, и если эти 10% придут работать в школу с такой установкой, следует беспокоиться об эффективности педагогического воздействия. Интерпретация всегда определяется задачами исследования, установками рабочей группы. Итогом анализа и интерпретации являются различные документы: отчет, аналитическая справка, которые содержат информацию о проведенном исследовании, выводы, рекомендации. Наконец, научная публикация по результатам исследования – лучший вариант окончания иссле-дования.
Логика социологического исследования заключается в преобразовании качественной информации в количественную, а затем снова в качественную, но на другом уровне. Hачиная исследование, социолог имеет теоретическую модель изучаемого процесса, явления. Это качественный уровень. В ходе интерпретации ключевое понятие исследования «дробится» на множество показателей, позволяющих эмпирически замерить объект исследования. Представленные, как правило, в табличном виде и в виде диаграмм результаты статистических расчетов – это количественная информация, которую нужно в процессе анализа преобразовать в качественную. На этом последнем этапе качественная инфор-мация будет богаче, содержательнее, чем на первом. Можно проследить логику социологического исследования в обращении к разным уровням общественного сознания. У респондентов — обыденный. Все вопросы должны быть сформулированы на уровне обыденного сознания, чтобы их смог воспринять опрашиваемый. У исследователей — это научный, теоретический уровень сознания, осмысления социологического материала.
Важная проблема – понимание различий между количественными социологическими исследованиями и качественными. Методологические (стратегические) вопросы здесь приоритетны, но в данной лекции речь шла только о количественном подходе, в котором могут быть использованы и качественные (в значении нестандартизированные) методы сбора данных.
Завершая разговор о процедурно-методических и методологических проблемах работы социолога, еще раз обратим внимание на то, что критерием научности и профессионализма в проведении исследований служат надежность и представительность полученных разными методами данных.
Надежность (валидность) обеспечивается наличием программы, правильно выбранной стратегией и методикой исследования, профессионализмом научного коллектива (от руководителя до интервьюера и вводчика данных в компьютер), благоприятным стилем взаимоотношений между объектом и субъектами исследования. Репрезентативность гарантируется качеством выборки, а также адекватностью инструмента и методов целям и задачам исследования.
Вопросы для самоконтроля
1. В чем, по Вашему мнению, особенность социологического исследования, в отличие от других научных исследований?
2. Если Вы когда-либо принимали участие в социологическом или маркетинговом исследовании, охарактеризуйте его по следующей схеме:
a. социальная проблема, которой было посвящено исследование;
b. какие методы сбора социологической информации использовались (тип и подтип — разновидность метода по приведенной в лекции «Методы сбора социологической информации» классификации);
c. исходя из уже имеющихся у Вас социологических знаний, оцените, все ли было в том исследовании правильно.
3. Какой этап социологического исследования Вы считаете наиболее важным?
4. Назовите, пожалуйста, социальные проблемы (на уровне страны, города, университета, факультета, школы, микрорайона), требующие, на Ваш взгляд, социологического анализа, т.е. проведения социологического исследования. Выберите одну проблему и попытайтесь конкретно представить себе ее изучение. Какой метод сбора информации Вы избрали бы, каков должен быть тип выборки? Попробуйте выдвинуть гипотезы.
5. Для каждого типа выборки приведите пример адекватной генеральной совокупности.
6. Прокомментируйте определение: “Гипотеза - это логическая форма процесса научного познания”.
7. Ниже перечислены виды гипотез, выделяемые по разным основаниям. Как Вы понимаете каждый из названных видов? Приведите примеры. Итак, гипотезы бывают:
a. По содержанию предположения - описательные, объяснительные и прогнозные;
b. По отношению к центральным задачам - основные и неосновные;
c. Степень научной обоснованности - первичные, вторичные и рабочие;
d. По уровню анализа - теоретические, статистические и эмпирические.
8. Как связаны цель и задачи исследования?
9. Какова цель программы социологического исследования? Можно ли пропустить этап ее разработки? Почему?
10. Раскройте структуру программы социологического исследования.
11. Сможете ли Вы самостоятельно провести процедуру интерпретации понятий при подготовке социологического исследования? Какова цель этого этапа работы?
12. Определите выборочную и генеральную совокупность, тип выборки в следующем примере: в Верх-Исетском районе города Екатеринбурга проживает 47,5 тыс. пенсионеров, в анкетном опросе приняли участие 258 чел., в течение недели обратившиеся в управление социальной защиты населения района.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М., 1995.
2. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие. – М.: Институт социологии РАН, 2011.
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998. Гл. 1, 5, 6 - 8.
4. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Методология и методика социологического исследования: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург, 2002.
5. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Социс. 1998. № 3.
6. Рабочая книга социолога. М., 2003.
7. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 79 простых правил. М., 2005.
8. Штейнберг И.Е., Шанин Т., Ковалев Е.М., Левинсон А. Качественные методы. Полевые социологические исследования. М., 2009.
9. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998.
Тестовые задания
1.Метод сбора социологической информации, заключающийся в направленом, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации, социальных процессов, явлений ситуаций, фактов, подвергающихся проверке и контролю:
а) Наблюдение в) Анкетирование
б) Анализ документов г) Интервьюирование
2.Назовите тип вопроса в социологической анкете, выделенный по критерию наличия/отсутствия вариантов ответа: респонденту предлагается список ответов, из которых он выбирает соответствующие его мнению:
а) Вопрос-меню г) Закрытый вопрос
б) Вопрос-фильтр д) Контактный вопрос
в) Дихотомический вопрос е) Открытый вопрос
3.Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса, – это:
а) Респондент; б) Анкетер; в) Информатор; г) Интервьюер
4.Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования, называется:
а) Выборка в) Классификация
б) Группировка г) Ковариация
5.Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:
а) невероятная
б) стихийная
в) квотная
г) вероятностная
6.Та часть объекта исследования, которая локализована во времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы:
а) Генеральная совокупность
б) Каркас выборки
в) Выборочная совокупность
г) Проблемная группа
7.Научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о её характер – это
а) Прогноз
б) Гипотеза
в) Диагноз
г) Регрессия
Приложение 1
Ключи к тестам:
К лекции 2.
1. в
2. б
3. а
4. в
5. г
6. б
7. – 1в; 2г; 3д; 4е; 5б; 6а
8. б
9. а, в
10. б
11. в
12. б
13. а
14. в
15. в
16. б
17. в
18. а
19. – 1б; 2в; 3а
20. – 1б; 2в; 3а
К лекции 9.
1. а, в, г
2. в
3. а, в
4. Уральский, Северо-Западный, Северо-Кавказский
5. б
6. б
7. а, б, г
8. б
9.в, г
К лекции 4
1. а
2. в
3. а
4. а
5. а
6. г
7. в
8. в
9. г
10. в
11. б
12. в
13. б
14. в
15. г
16. б
17. а
18. в
К лекции 13.
1. а
2. г
3. а
4. а
5. г
6. а
7. б
Приложение 2
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ