Динамика суммарного коэффициента рождаемости в СССР и России за последние 100 лет (период1897 – 2007)
Годы и территория | Суммарный коэффициент рождаемости | Среднее число детей в семье |
1896 -1897 (50 губерний европейской части Российской империи) | 7,06 | 3-4 |
1926-1927 (европейская часть СССР) | 6,40 | 3-4 |
1938 -1939 (СССР в границах после ВОВ) | 4,42 | |
Российская федерация (в современных границах) | 2,63 2,05 1,90, 1,88 2,01 1,28 1,34 1,38 | 2-3 1-2 1-2 |
Источник: Государственная семейная политика и пути ее совершенствования: научные доклады.- Екатеринбург: Премиум Пресс, 2008.- С.8.
Таким образом, низкие показатели рождаемости в начале 90-х годов есть закономерный итог постепенного снижения рождаемости на протяжении всего ХХ века.
Однако именно в 90-е годы ХХ века смертность в России впервые превысила рождаемость, наступила депопуляция. В 1994 г. родились 1 млн. 420 тыс. россиян, а умерли – 2 млн.. 300 тыс., т.е. смертность значительно превысила рождаемость. (См.: там же. С.141).
Каково действительное демографическое положение России сегодня? Как и насколько сильно сказывается на нем вся глубина социального кризиса? Ответить на эти вопросы нам поможет анализ социально–демографической структуры современного российского общества.
Дадим определение:
Социально-демографическая структура – следствие наложения демографических структур (половой, возрастной, семейной) на социальную, в результате чего образуются социально-демографические группы, занимающие неравное положение в социуме, по отношению к которым общество проводит разную политику.
Социально–демографические структуры характеризуются такими параметрами, как рождаемость, смертность, брачность, разводимость, миграция населения. В каждом из них отражены социальные процессы. Состав населения – субъекта данных процессов – различается по следующим признакам: пол, возраст и брачный статус. Соответственно, основными демографическими структурами являются половая, возрастная и брачная структуры населения. К рассмотрению первых двух мы и переходим. Брачная структура отчасти рассматривается в лекции по социологии семьи.
Социально-демографическая структура может носить прогрессивный и регрессивный характер. Первый тип структуры характеризуется тем, что рождаемость выше смертности, число детей больше количества стариков, соотношение мужчин и женщин пропорциональное. Чем прогрессивнее структура, тем больше в ней возможности развития, устойчивее трудовой потенциал населения.
В процессе воспроизводства населения рождаемость играет, несомненно, главную роль. Именно из-за ее низкого уровня уже более четверти века режим воспроизводства населения России не обеспечивает даже простого замещения поколений. Это вело к старению населения и неизбежной его естественной убыли, которая и началась в 90-е гг. Старение населения – результат снижения рождаемости, а не увеличения продолжительности жизни. К концу ХХ века доля тех, кому за 60, резко возросла за счет многочисленности рожденных в 30-е годы. Долговременная низкая рождаемость и вызванное этим постарение населения - главная причина начавшейся убыли населения. Дополнительная причина - волнообразность возрастного старения, когда перемежаются относительно многолюдные и малолюдные поколения. В возрастной пирамиде резко выделяются провалы 40-х г. (1942–1946) и конца 60 –начала 70-х г. Со второй половины 80-х годов в возраст наивысшей рождаемости стали вступать малолюдные годичные когорты, рожденные во второй половине 60-х. В 1960г. в Российской Федерации родилось 2,8 млн. детей, а 1968 г.- 1,8 млн., число рождений за 8 лет сократилось более чем на треть [8, с. 25].
Демографический провал 90-х г. – повторение такого же провала 60-х. Как иногда говорят, это «эхо эха войны», имея в виду, что провал 60-х был вызван малочисленностью рожденных в 1942–46 гг. Демографический провал 90-х г. был глубже и болезненнее, ибо имел длительные и крайне неблагоприятные не только демографические, но также социальные и экономические последствия (убыль трудовых ресурсов, сокращение доли наиболее мобильной их части – молодежи). За XX в. в России погибли, умерли, не родились 137 млн. чел. К концу XX века население России составило лишь 2,5% населения планеты с тенденцией постоянного уменьшения. Новостные ленты сообщили в начале 2010 г., что прошлый, 2009 год, стал для России рекордным: в стране родились около 1 млн. 200 тыс. детей. Но этот прирост рождаемости будет иметь лишь кратковременный эффект, следующее поколение будет малолюдным. При существующей динамике к концу XXI века население России составит лишь 1 – 1,5% от мировой величины. Для того, чтобы поддерживать население на уровне 3 -5%, в России должно быть 500 -600 млн. чел., для этого требуется прирост населения на уровне 3-4- млн. чел. в год, а уровень рождаемости – 5-6 млн. чел. в год. Стандартом должна стать семья с 3- 5 детьми.
Не стоит упускать из виду и то, что после распада СССР Россия осталась с очень небольшим для ее территории населением. Если даже все отмеченные проблемы отнести к одной трети этой территории с наиболее благоприятными природными условиями («отбросив» Север и приравненные к нему районы, например, горы), то и тогда плотность населения будет в 10 и более раз меньше, чем во многих странах Западной Европы. Даже в Московской области плотность населения в полтора раза меньше, чем, к примеру, в Голландии. Слабая заселенность – одно из самых неблагоприятных условий экономического развития России. На одного россиянина приходится в среднем около 12 га земли, а плодородной – около 1,5 га. Подумайте над тем, какие геополитические последствия это может иметь для России, с учетом того, что нашими соседями являются Китай, население которого приближается к 1,5 млрд. чел., и Индия, численность населения которой уже более 1 млрд. чел.
Демографический переход неизбежен и необратим. Демографы никогда не вели речь о возврате к прежней высокой рождаемости. Однако они считают чрезвычайно желательным хотя бы простое воспроизводство населения, то есть численное равенство родительских и детских поколений.
Снижение рождаемости обусловлено исторически длительным и имеющим глобальный характер процессом ослабления потребности в детях, вызванным изменением роли и места семьи в обществе. Россия входит в десятку стран с самой низкой рождаемостью. Вспомним, что для простого воспроизводства населения (при нынешних показателях половозрастной смертности) нужно примерно 220 рождений на 100 женщин. Реальное положение в России значительно хуже. В своих репродуктивных установках россияне ориентированы на малодетную (1 -2 ребенка) модель семьи.
Одним из заметных изменений в репродуктивном поведении российских граждан в последние годы является быстрый рост внебрачных рождений. Ежегодно в стране рождается около 300 тыс. детей вне зарегистрированного брака, и доля внебрачных рождений в общем числе родившихся увеличилась с 12% в 1985 г. до 28% в 2008 г.
Откладывание рождения первенца – еще одна тревожная тенденция в репродуктивном поведении россиян. Средний возраст первородящих женщин в России, неуклонно повышается, приближаясь к 30 годам.
Таким образом, в России в начале XXI в. сформировалась новая модель репродуктивного поведения, построенная на идее осознанного родительства и потребности в 1-2 детях, для которой характерны возрастающий уровень внебрачной рождаемости, в том числе несовершеннолетней, отсрочка рождения первого ребенка, в некоторых случаях подкрепленная идеологией «childfree» (в пер. с англ. – «свободный от детей»).
Главная «национальная особенность» российской модели репродуктивного поведения заключается в его стихийности, когда преобладают девиантные способы регулирования рождаемости – широкое использование искусственных абортов.
Социальные последствия суженого воспроизводства населения и малодетности:
§ Изменение политического поведения страны под влиянием снижения общей численности ее населения.
§ Возрастание в общей численности населения доли жителей старше 60 лет.
§ Сохранение высокого уровня разводов и рост числа неполных семей.
§ Затраты на профессиональную переподготовку работников, высвобождаемых из сферы образования;
§ Сокращение числа детей в общей численности населения.
§ Расширение миграционных потоков, что усиливает межнациональные противоречия.
§ Нехватка трудовых ресурсов.
§ Увеличение числа одиноких граждан, что увеличивает затраты государства на социальное обслуживание пожилых и престарелых.
§ Вынужденное увеличение пенсионного возраста, что приведет к снижению средней продолжительности жизни.
§ Нехватка военно-призывного контингента; как следствие – возможен массовый призыв женщин на военную службу.
Специфика российской ситуации состоит в том, что на фоне низкой рождаемости неуклонно растет уровень смертности. Наряду с рождаемостью, смертность формирует общественное движение (воспроизводство) населения. Однако - и в этом трагизм нынешней социально-демографической ситуации – главное влияние на увеличение смертности оказывают резко возросшие потери не стариков, а трудоспособного населения страны: за последние 10 лет рост на 38,5%. Обращает на себя внимание, что 80% всей смертности у мужчин и 82% у женщин приходится всего на три класса причин смерти из 17, выделяемых статистикой. Это болезни системы кровообращения, новообразования; несчастные случаи; отравления и травмы. Особенностью этих причин смерти является то, что они сильнее, чем другие, зависят от условий жизни населения, в большей мере определяются поведенческими факторами, отношением людей к своему здоровью, вообще к жизни и смерти. В эту группу включены такие явления, как убийства, самоубийства, случайные отравления алкоголем, травмы. Смертность от этих причин имеет ярко выраженную социальную окраску и является индикатором прогрессирующего неблагополучия в обществе.
Долговременный характер, устойчивость неблагоприятных тенденций смертности свидетельствуют о глубоком эпидемиологическом кризисе в России. Он проявляется прежде всего в том, что по каждому из основных классов причин смерти сохраняется и увеличивается преждевременная смертность. Печальная особенность России - относительно высокая смертность молодых людей. Смертность от несчастных случаев в России, по сравнению с другими европейскими странами, очень высока и почти в 4 раза превышает среднеевропейский показатель у мужчин и в 2 раза у женщин. Обращает на себя внимание колоссальное превышение среднеевропейского уровня смертности от убийств.
Увеличение смертности от убийств, несомненно, связано с кризисными явлениями в российском обществе, ослаблением правопорядка, межнациональными конфликтами, распространением огнестрельного оружия среди населения. Думается, что динамика смертности в нашей стране в последнее десятилетие и есть демографическая цена, которую наша страна, российский народ заплатили за социально-экономические реформы.
Велики различия в мужской смертности между городом и селом: средняя продолжительности жизни мужчин-горожан на 4 года больше, чем мужчин, живущих на селе. Среди причин этих различий следует отметить такие факторы, как относительно более низкий уровень образования и компетентности сельского населения, слабое развитие сельского здравоохранения и инфраструктуры вообще, миграционное истощение наиболее трудоспособных возрастных групп на селе, а также большую степень алкоголизации сельского населения.
Показатель уровня смертности – средняя продолжительность жизни. Несмотря на весь трагизм отечественной истории прошлого века, несмотря на две мировые и гражданскую войны, несмотря на сталинские репрессии, унесшие миллионы жизней, средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России вплоть до конца 60-х г. росла и составляла в России 64,3 года у мужчин, 73,4 года - у женщин.
В последующие годы, вплоть до 1980 г., средняя ожидаемая продолжительность жизни населения России медленно, но неуклонно снижалась, причиной чему был рост смертности от хронических болезней и травм, к чему отечественная медицина оказалась неготовой. В 1979-1980гг данный показатель составил 61,4 года для мужчин и 73,0 года для женщин. После 1980 г. падение средней ожидаемой продолжительности жизни населения России прекратилось, а в 1985-87 гг. она заметно выросла, достигнув 64,9 года для мужчин и 74,6 года для женщин. Специалисты считают этот существенный, но крайне непродолжительный рост средней ожидаемой продолжительности жизни результатом печально знаменитой антиалкогольной кампании 1985 г., обусловившей некоторое снижение смертности в трудоспособных возрастах от несчастных случаев. Эффект этой кампании был весьма кратковременным. Уже с 1988 г. средняя ожидаемая продолжительности жизни стала падать, и это падение оказалось весьма глубоким и продолжительным. Иначе говоря, наша страна оказалась отброшенной на несколько десятилетий назад, выпав по этому критерию из числа развитых стран. Россия находится на 131 месте по продолжительности жизни. Женщины в России живут около 74 лет, мужчины – менее 60 лет. Для сравнения: в США продолжительность жизни 78 лет ( мужчины – 75 лет, женщины -81 год); в Швеции – 80 лет ( мужчины 78 лет, женщины – 83 года). В 2008 г. этот показатель приблизился к 60 годам для мужчин и 73годам для женщин. Отставание по этому показателю вполне коррелирует с общим социально-экономическим уровнем страны.
Наиболее трагичным является самый большой в мире разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин. Если в 1997 г. в населении земного шара этот разрыв составлял 4,2 г. в пользу женщин, то в России он был равен 12,2 г. Своего максимума (13,5 лет) разрыв в продолжительности жизни мужчин и женщин достиг в 1994 г., наиболее критическом с точки зрения смертности, как, впрочем, и во многих других отношениях. В 2000-х г. этот разрыв равнялся 12,6 г. Высокая смертность у мужчин, как уже не раз говорилось, связана с их отношением к своему здоровью, с поведением, которое у них является более антиэкзистенциальным, более разрушительным, чем у женщин.
Среди повозрастных коэффициентов смертности особое место занимает коэффициент младенческой смертности, т.е. показатель, измеряющий смертность детей в возрасте до года. Смертность в возрасте до года, с одной стороны, резко превышает смертность в других возрастах, кроме самых старших. С другой стороны, величина младенческой смертности служит мощным и весьма информативным показателем уровня социально-экономического развития страны.
До 1993 г. в СССР и России применялось своя методика подсчета младенческой смертности, а с 1993 г. мы перешли на международные стандарты, что серьезно ухудшило нашу статистику по этому показателю (коэффициент младенческой смертности был 19,9 %). В настоящее время показатель младенческой смертности в России снижается (по данным за 2009 г. он опустился ниже отметки 10%), что говорит о том, что неонатология в российском здравоохранении является приоритетом. Хотя ситуация в разных регионах страны существенно отличается.
Таким образом, социально-демографическая структура России, рассмотренная лишь по некоторым общим показателям, не является прогрессивной.