Сфера действия институтов мобильности

Напомним, что функция институтов мобильности – это создание возможностей для вертикальных перемещений и их регулирование, т.е. создание неких «фильтров» - правил и процедур, с помощью которых производится отбор «кандидатов» на дальнейшее продвижение. В современном обществе есть несколько ключевых институтов социальной мобильности.

1. Образование. Возрастающую роль института образования отмечал еще П.А. Сорокин. Начиная с 1950-х годов, когда происходит сначала научно-техническая революция, а позднее – процесс информатизации экономики, роль образования, прежде всего высшей школы, усилилась.

С этих пор в социологии утвердилась точка зрения, что образование – основной фактор, влияющий на дальнейшую профессиональную успешность и уровень доходов. Во всех исследованиях мобильности уровень образования обязательно учитывается как один из ключевых показателей. Эмпирические критерии, которые при этом используются – количество затраченных на образование лет и качество, престижность полученного образования.

В качестве канала социальной мобильности образование действует двояко. С одной стороны, «объем» полученного образования может рассматриваться как социальный капитал, который в дальнейшем может быть «инвестирован», реализован как ресурс при устройстве на работу, карьерном продвижении. С другой стороны, система образования – это первый институт дифференциации, с которым сталкивается человек в течение своей жизни. Современная школа, а особенно высшие учебные заведения постоянно оценивают учащихся, стимулируют конкуренцию между ними и таким образом уже на ранних этапах выделяют «перспективных» и «успешных». Эта функция образования не раз подвергалась критике, но она в целом соответствует модели общества, основанного на достижительской культуре.

Итак, образование становится условием получения достойного профессионального статуса, хорошего дохода и одновременно «тренажером» для карьерных стратегий, первым социальным институтом, который приучает детей к внешнему оцениванию, к зависимости оценок от собственных усилий (по крайней мере, в идеале), к тому, что люди не равны по своим способностям и результатам.

Приведем несколько фактов, демонстрирующих влияние образования на социальную мобильность в современном обществе. Если в 1979 году молодые люди, окончившие среднюю школу, зарабатывали на 23% больше средств, чем лица без среднего образования, то к 1989 году этот разрыв вырос до 43%; выпускники вузов, зарабатывавшие в 1979 году на 42% больше тех, кто имел только среднее образование, в 1989 году увеличили этот разрыв до 65%.[7] Это данные по США, но сходные процессы происходили во всех развитых странах. В России процесс начался несколько позже, но результат тот же: в 1990-е годы относительная разница в оплате труда между работниками с общим средним и высшим образованием составляет – 60-70%.[8]

Но при этом и в России, и на Западе высшее образование постепенно утрачивает роль безусловного ресурса мобильности. Причина проста: все больше становится людей, закончивших вузы, а Россия в числе мировых лидеров по этому показателю – 21% населения имеют высшее образование. С учетом увеличения числа вузов и обучающихся в них (сейчас почти 2/3 выпускников средней школы поступает в вуз) в недалеком будущем на рынке труда более половины работников будет предъявлять этот ресурс.[9] Уже сейчас высшее образование девальвируется, многие выпускники вузов работают ниже своей квалификации – секретари и продавцы-консультанты с высшим образованием, вероятно, знакомы каждому из Вас. Но это не означает, что образование вообще утратило свою роль института мобильности. Речь сегодня идет о том, что недостаточно получить образование один раз в молодости и в дальнейшем использовать его как постоянный ресурс, в информационном обществе образование становится непрерывным – второе высшее образование, семинары и курсы повышения квалификации; профессионалы учатся фактически постоянно. И именно такая модель образования («Long live learning») способствует восходящей мобильности, позволяет быть успешным.

2. Семья. Этот институт социальной мобильности – важнейший во всех типах обществ, но действие его меняется. В традиционном, доиндустриальном обществе основной механизм влияния семьи – прямое наследование родительского состояния, а распространенный способ повысить своей статус – выгодный брак. В индустриальном обществе объектом наследования становятся уже не столько материальные ценности, сколько модели профессионального успеха, ценности роста.

Например, родители оказывают большое влияние на выбор образовательного пути детей. Как показало одно из наших исследований,[10] семьи с родителями, имеющими высшее или среднее специальное образование, ориентируют своих детей на обязательное получение высшего образования. Профессия как таковая транслируется будущему поколению очень редко, чаще происходит межпоколенный переход от технических к гуманитарным специальностям, но получение хорошего образования обязательно. Типична фраза из одного интервью: «Родители говорили, учись, а то пойдешь работать дворником».

В современном обществе именно образование – тот ресурс, который родители стремятся передать детям, усиливая влияние семьи на их будущий статус. П. Бурдье обратил внимание и на другую взаимосвязь институтов образования и семьи: именно в студенческое время происходит большинство знакомств с будущими супругами, или, как минимум, формируется круг общения, в котором в дальнейшем люди находят брачного партнера. Таким образом, действует механизм опосредованного наследования статуса: родители, не влияя напрямую на выбор брачного партнера их детьми, обеспечивают детям «правильный» круг общения и возможность выбора будущего супруга из «своего круга».

3. Рынок труда и предприятие. Поскольку в современном обществе статус человека, его доходы в большинстве случаев зависят от профессиональной успешности, а мобильность ассоциируется, в основном, с профессионально-должностной карьерой, рынок труда и организация становятся важнейшими институтами мобильности.

Стереотипный образ успешного человека – устройство на работу в хорошую организацию и восхождение по «должностной лестнице». Об этом мечтают многие, и действительно, в индустриальном обществе именно такая стратегия, как правило, приводила к восходящей мобильности. Но сейчас ситуация меняется: анализируя рынок труда, социологи отмечают несколько важных тенденций.

Во-первых, люди все чаще меняют работу, и постоянная занятость, долгая работа в одной компании становятся более редкими. Это связано как с позицией работодателей, которые предпочитают заключать временные контракты, чтобы стимулировать работников постоянно подтверждать свою квалификацию, развиваться, так и с позицией работников, которые ищут лучшие условия труда, более высокую оплату и готовы ради этого менять место работы.

Во-вторых, все большее влияние оказывает глобализация рынка труда: все чаще переход на другое место работы означает не просто смену компании-работодателя, но переезд в другой город или даже в другую страну. Традиционные центры «притяжения» рабочей силы – США, страны Евросоюза и Австралия – в последние годы дополнились странами Персидского залива, активно развивающимися странами Азии и Латинской Америки. Россия также становится крупнейшим центром трудовой миграции, прежде всего, из стран бывшего СССР. В 2006 году численность трудовой миграции в Россию превысила 1 млн. человек из 40 стран при еще более массовом потоке нелегальных мигрантов (по оценкам специалистов, 4-6 млн. чел.).[11]

И, наконец, все большее распространение получает временная безработица. Как отмечает У. Бек, в ФРГ около 1/3 занятых когда-либо побывали в роли безработного.[12] Таким образом, новые рынки труда, с одной стороны, открывают множество возможностей для смены места работы, а с другой – не могут дать человеку уверенности в стабильной занятости.

В целом, трудовая мобильность остается по-прежнему интенсивной, но её траектории становятся все более разнообразными, и каждый человек может избирать разные стратегии – делать ли карьеру в одной компании, менять места работы, или открыть собственное дело. У. Бек отмечает, что сейчас институты мобильности все в меньшей степени влияют на индивидуальные перемещения, они задают возможности и условия, но траектории мобильности зависят все в большей степени от самостоятельных усилий и мотивации человека.

Мотивация, индивидуальные усилия людей – третий уровень факторов, влияющих на социальную мобильность после макро- и институционального уровней. Как мы уже отмечали, разные общества предоставляют разные возможности для мобильности, но в конечном счете восходящая мобильность зависит от самого человека, его активности, его усилий.

Долгое время мотивация социальной мобильности была связана с достижительской культурой, распространенной в западных индустриальных обществах – стремление к успеху, частью которого является восходящая мобильность, карьера и повышение доходов. Однако, как мы уже указывали, ситуация меняется: все большее значение приобретают ценности саморазвития, а не карьеры. Рональд Инглегарт[13] на основе масштабных исследований делает вывод о том, что в развитых западных обществах на смену материалистическим ценностям и достижительской культуре приходят постматериалистические ценности. Суть этого культурного сдвига в том, что сейчас важнее не ценности экономического успеха, роста уровня потребления; люди все чаще направляют значительную часть своей энергии на обеспечение иных благ, таких как статус и качество жизни, нежели просто доход. Перелом в ценностях не означает, что мотивация к мобильности исчезает, она трансформируется – стремление к позитивным изменениям в жизни остается важнейшей движущей силой для социальной активности людей, но стимулируются другие виды мобильности.

В последние десятилетия нарастает поток людей, которые уходят из корпораций, чтобы работать самостоятельно – малое предпринимательство, самозанятость, работа «фри ланс», т.е. самостоятельное предложение своих услуг и работа по временному контракту. При этом зачастую люди меняют профессию, делая своей профессией хобби или получая дополнительное образование.

Трудовая мобильность в последние десятилетия усиливается, но это все чаще не вертикальная мобильность, не повышение в должности, а горизонтальная мобильность – смена профессии, уход в сферу самозанятости зачастую без ясных перспектив получения высокого дохода или даже с точным знанием, что уровень доходов будет ниже. Что движет этими людьми? Одни хотят свободы и независимости, чтобы попробовать добиться всего собственными силами, другие устают участвовать в «карьерной гонке». В последние годы в развитых странах развивается явление, получившее название «дауншифтинг» - сознательное изменение образа жизни, основанные на уменьшения значения доходов в принятии решений, в том числе уход на менее престижную, но более спокойную работу или на самозанятость, позволяющую отдавать работе меньше времени, чем при работе по найму. Согласно результатам исследований середины 1990-х, около четверти населения США, Великобритании, Австралии называют себя «дауншифтерами»[14]. На самом деле, конечно, не все из них переживают нисходящую социальную мобильность, но идеи необходимости уменьшить время, отдаваемое работе, распространяются все шире.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берто Д., Берто-Вильям И. Наследство и род //Вопросы социологии. 1992. №2

2. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. — М., 1996. Разд. 3 «Социальная мобильность и воспроизводство»

3. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992. Разд. «Социальная стратификация и мобильность».

4. Социальное расслоение возрастной когорты. Выпускники 80-х в постсоветском пространстве. — М., 1997 г.

5. Судьбы людей: Россия XX век. Биографии семей как объект социологического исследования. — М., 1996 г.

6. Тихонова Н.Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. — М.: Институт социологии РАН, 2007

7. Шкаратан О.И., Иванов И.М., Инясевский С.А. Анализ социально-экономического неравенства россиян // Общественные науки и современность – 2006, №№5-6

8. Шкаратан И.И. Становление постсоветского неоэтакратизма // ОНС. 2009. №1.

9. Шкаратан И.И. Ожидания и реальность. Социальная мобильность в контексте проблем равенства шансов // ОНС. 2011, №1.

Практикум

Мы рассмотрели основные виды мобильности, институты мобильности и закономерности их действия, а также увидели, как меняется мобильность с течением времени. Чтобы более глубоко и наглядно разобраться с новой темой, предлагаем небольшой практикум. Ниже представлены биографии Вагита Алекперова – совладельца компании Лукойл и Артемия Лебедева – известного российского Интернет-дизайнера. Прочитайте их и ответьте на вопросы:

1. Какие этапы карьеры каждого из героев можно выделить?

2. Какие виды мобильности можно увидеть в этих примерах? Найдите примеры вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей мобильности.

3. Какие институты мобильности оказали влияние на социальную мобильность героев? Какие ресурсы они использовали для достижения успеха.

4. Можно ли назвать карьеру Вагита Алекперова типичной для индустриального общества, а карьеру Артемия Лебедева типичной для информационного общества? Аргументируйте свою позицию.

Вагит Алекперов

Родился в Баку 1 сентября 1950 года. Работать в нефтяную промышленность пошел по стопам отца (который, впрочем, погиб, когда сын был еще ребенком). Совмещая работу с учебой, в 1974-м окончил Азербайджанский институт нефти и химии. Далее за 5 лет он с должности оператора по добыче нефти и газа переходит сначала на должность инженера-технолога, затем становится начальником смены, мастером, старшим инженером и, наконец, заместителем начальника нефтепромысла.

В 1979 он уезжает в Западную Сибирь (по партийной разнарядке) и в 1984 г. становится Гендиректором объединения «Когалымнефтегаз». Собственно, самого предприятия еще не существовало – освоение месторождений только начиналось. В.Алекперов управляет освоением месторождения, строительством предприятия и города.

В январе 1990 года его перевели в Москву, назначив заместителем министра нефтяной и газовой промышленности СССР. Алекперов стал самым молодым в СССР госчиновником такого ранга. В ноябре 1991 года, за считанные недели до распада Советского Союза, постановлением Совета министров была создана компания "ЛУКойл", которая объединила три нефтяных промысла - "Лангепас", "Урай" и "Когалым", а также несколько нефтеперерабатывающих заводов. Именно из первых букв названий этих месторождений и сложилась аббревиатура компании "ЛУК". Алекперов покинул пост исполняющего обязанности министра нефтяной промышленности СССР (приобретавший все более призрачный характер) и с 1992 года стал президентом и председателем правления "ЛУКойла" – ныне одной из мощнейших нефтяных компаний мира.

Как и другие предприятия, созданные на базе советской промышленности, "ЛУКойл"стал собственностью российского государства. В 1993 году он был преобразован в акционерное общество, и работники фирмы, как и все остальные, получили ваучеры. Доля акций В.Алекперова в ЛУКойле оценивается от 10 до 15%.

Артемий Лебедев

Родился 13 февраля 1975 года. Сын писательницы Татьяны Толстой и филолога Андрея Лебедева. Жил в Москве, учился в нескольких школах. Один год учился в балтиморской Parkville High School. Окончил в результате гуманитарный класс московской общеобразовательной школы № 57. После школы поступил на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, который так и не окончил, отчислившись со 2-го курса.

В 1992 году основал с партнёром студию «А-квадрат», в 1993 году основал самостоятельную студию «Артографика», в которой занимался графическим, полиграфическим, каллиграфическим и другими видами бумажного дизайна. Принимал участие в создании книг, журналов. В 1995 году основал студию WebDesign (в 1998 году переименованную в «Студию Артемия Лебедева»), которая является одной из первых и крупнейших студий веб-дизайна в Рунете. С 2001 года Студия Артемия Лебедева стала также заниматься промышленным дизайном.

С Интернетом познакомился в 1995 во время поездки в Америку. Сочетая талант компьютерного графика с предпринимательской напористостью, Лебедев быстро занял место "дизайнера номер один" русской Сети и с тех пор не терял занятой позиции. На сегодняшний день Лебедев - один из процветающих бизнесменов русской Сети.

Но, реализовавшись в сфере бизнеса, Артемий Лебедев не стал развивать коммерческий успех, а переключился на другие интересы. Сегодня он – известный путешественник, блогер, создатель некоммерческих сайтов. С его работами можно познакомиться по адресам: http://www.artlebedev.ru, http://www.tema.ru, http://tema.livejournal.com

Наши рекомендации