От современной к постсовременной социальной теории.

Во второй половине ХХ века мир изменился настолько, что стало невозможным изучать его традиционными методами классической социологии. По словам английского социолога Э.Гидденса, с их помощью уже нельзя понять траекторию развития современного общества.

Старый подход зачастую ограничивался объяснением современности посредством одного измерения, чаще всего экономического. Однако в наше время, кроме экономических процессов, огромное влияние на общество оказывают гигантское развитие административной и военной власти, войны и культура. Кроме того, на отдельное общество в немалой степени воздействует «окружение», т.е. система государств, что не всегда учитывают социологи при анализе развития народов и стран. Это, в свою очередь, актуализирует осмысление таких феноменов, как международное разделение труда, глобальное распределение власти между государствами, мировой военный порядок, разрастающиеся социальные движения, распад социалистической системы.

В последнее время ученые все чаще высказывают мнение, что социологическая наука находится в методологическом кризисе. Основанием для подобного рода утверждений является, во-первых, то, что осмысление быстро меняющегося социального мира осуществляется не всегда своевременно, при этом социологи осознают недостаток современных методов. Во-вторых, появилось огромное количество теорий социологического анализа и подходов к нему, что считается признаком кризиса в научной дисциплине. Правда, не все социологи согласны с самой постановкой данного вопроса, считая, что в кризисе находится не сама наука, а наши представления о ней.

Бесспорным остается одно: вместе с изменяющимся социальным миром существенно меняется и социологическая наука, которая сегодня признана мультипарадигмальной. Иначе говоря, в настоящее время никто не пытается построить универсальную теорию, претендующую на роль единственного инструмента познания общества. Все теории и парадигмы (общетеоретические схемы, методологические образцы) социального знания имеют определенную ценность в осмыслении или объяснении каких-либо сторон социальной реальности и находятся в отношении взаимодополняемости.

Новые теории свидетельствуют о поиске социологами новых парадигм. Одни ученые, обращаясь к наследию Мертона и Парсонса, разрабатывают концепцию неофукционализма. Другие занимаются, например, синтезом символического интеракционизма с общей теорией систем. Вообще синтетические теории стали весьма распространенными в социологии последних десятилетий.

Среди новых подходов в социологии можно выделить критическую социальную науку, феминистский подход, концепцию постмодернизма, концепцию «жизненных сил» и др.

Критическая социальная наука сложилась еще в 60-70-е гг. ХХ в. и напрямую связана с кризисом стран Запада тех лет. Глобальные экономические проблемы, разочарование в итогах технократического развития, нестабильность в мире и многие другие причины побудили ряд ученых взглянуть по-иному на роль социологии в обществе. Они подвергли критике ее апологетический характер, стремление оправдать существующий социальный порядок или вообще уйти от рассмотрения насущных «больных» вопросов общества. По мнению сторонников критической социальной науки, социологи не должны замыкаться на отвлеченных научных проблемах. Одна из главных функций социологии – активное участие в социальной и политической жизни, а ведущая цель – не только осмысливать жизнь общества, но и давать рецепты его изменений. В рамках критической социальной науки развиваются такие направления, как постструктурализм, теория конфликта, неомарксизм.

Феминистский подход. Его сторонники исходят из утверждения, что мужское и женское восприятие мира существенно отличаются и любая социальная проблема имеет «гендерную окраску». Но большинство существующих социологических теорий выражают мужскую точку зрения, где вольно или невольно проводится мысль вторичности женщин в социальном пространстве. Предпринимаются попытки преодолеть существующий перекос.

Концепция постмодернизма активно разрабатывается на Западе рядом исследователей, считающих, что развитые страны вступают в новую эпоху, характеризующуюся становлением системы государств и культур, центром которой являются США. Происходит размывание государственных границ, национальной специфики, местных культур. Формируется новое, космополитическое, сугубо рациональное сознание, руководствующееся формулой: «Где деньги – там и родина», отказывающееся от вековых традиций равенства и справедливости. Осмысливая происходящие изменения в мире, постмодернисты пытаются найти их связь с техникой, наукой, социальными сдвигами, процессами в языке и др. Они ставят под сомнение возможность социального прогресса. В способе передачи результатов исследований представители этого направления стирают грань между наукой и искусством, считая, что театральный эффект результативнее, чем научный доклад или статья в журнале.

ЛИТЕРАТУРА

1. Западная социология XIX-ХХ вв. От классики до постнеклассической науки: эпистемологичекое обозрение [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / В.Д. Плахов. – СПб.: Алетейя, 2006.

2. Зборовский Г.Е История социологии: учеб.для студентов по спец. 020300 «Социология» / Г.Е.Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

3. История западной социологии: учеб. / В.А. Бачинин, Ю.А.Сандулов. – СПб.: Лань, 2002.

4. История социологии [Текст]: учеб. для студентов гуманитар. спец. / Г.С. Батыгин, Д.Г. Подвойский. – М.: Высш. образование и наука, 2007.

5. Немировский В.Г. История социологии: учеб.пособие для студентов вузов / В.Г. Немировский. – М.: Владос, 2005.

6. Семь лекций по истории социологии / А.Б.Гофман. – М.: Кн. дом «Ун-т», 2005.

Тестовые задания (ключи см. в Приложении 1):

1. Кто из социологов считал общество живым организмом?

а) Э.Дюркгейм; б) М.Вебер; в) Г.Спенсер

2. Какой из подходов в исследовании общества опирается на методы наблюдения и эксперимента?

а) рационалистический

б) позитивистский

в) иррационалистический

г) феноменологический

3. О.Конт выделял в социологии социальную … и социальную динамику

а) статика; б) метафизика; в) механика; г) статистика.

4. Понятие «аномия» разработал:

а) О.Конт; б) Д.Миль; в) Э.Дюркгейм

5. .Термин «гезельшафт» в теории немецкого социолога Ф.Тённиса означает:

а) традиционное общество

б) отношения людей в процессе производства

в) совокупность индивидов

г) индустриальное общество

6. Этот учёный первым начал применять статистические методы в социологии и разработал концепцию «среднего человека»:

а) Ф.Теннис; б) А.Кетле; в) Г.Зиммель

7. Установите соответствие между названием социального института в теории Г. Спенсера и его элементами

1) домашние а. цех

2) обрядовые б. трудовые отношения

3) политические в. семья и брак

4) церковные г. обычаи, этикет

5) профессиональные д. власть

6) промышленные е. верования

8. Кто является автором работы «Польский крестьянин в Европе и Америке»?

а) Э. Мэйо

б) Ф. Знанецкий и У. Томас

в) Т. Парсонс и Р. Мертон

9. Теорию структурного функционализма разрабатывали

а) Т. Парсонс; б) М. Вебер; в) Р. Мертон; г) Э. Дюркгейм

10. Структурный функционализм рассматривает общество

а) как сумму индивидов, живущих в данном обществе

б) как систему взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях друг с другом

в) как определенный этап в историческом развитии человечества

11. Согласно взглядам Т.Парсонса, целостность, единство общества достигается благодаря

а) совместной деятельности по производству необходимых материальных благ

б) принудительной силе юридических законов

в) социальным нормам и ценностям

12. Т. Парсонс выделил основные функции, которые позволяют социальной системе выжить, функционировать и развиваться

а) конкуренция

б) интеграция

в) адаптация

г) соперничество

13. Назовите автора понятия «дисфункция»

а) Р. Дарендорф; б) Т. Парсонс; в) Р. Мертон

14. Представители какой социологической теории утверждали, что в обществе наряду с порядком существует беспорядок; наряду со стабильностью и устойчивостью происходит борьба противостоящих социальных групп, индивидов?

а) теории структурного функционализма

б) теории социального обмена

в) теории социального конфликта

15. Термин «теория конфликта» ввел в научный оборот

а) Р. Дарендорф; б) Т. Парсонс; в) Л. Козер

16. Идею о позитивной функциональности конфликтов разрабатывал

а) К. Боулдинг; б) Л. Козер; в) Р. Дарендорф

17. Конфликтную модель общества отстаивал

а) М. Вебер; б) Р. Мертон; в) Р. Дарендорф

18. Основателем теории символического интеракционизма считается

а) Дж. Мид; б) Ч. Кули; в) М. Кун

19. Укажите соответствия между названиями социологических направлений, школ и их представителями

1) теория социального обмена

2) феноменологическая социология

3) теория символического интеракционизма

а) Дж. Мид

б) Дж. Хоманс

в) П. Бергер

20. Установите соответствия между названиями работ и их авторами

1) «Разум, Я и общество»

2) «Функции социального конфликта»

3) «Социальная система и эволюция теории действия»

а) Т. Парсонс

б) Дж. Мид

в) Л. Козер


Наши рекомендации