Блок 1. История социологии. Методы социологических исследований

Блок 7. Личность и общество

1. Минимальное слияние личности с ролью выражает понятие «ролевая(-ое) ______».

а) дистанция;*

б) идентификация;

в) ожидание;

г) обучение.

Решение:

Понятие ролевой дистанции применимо ко всем ситуациям, когда роль намеренно играют, не принимая ее внутренне, когда человек устанавливает определенную дистанцию между своим сознанием и исполняемой ролью. При этом наблюдается минимальная идентификация личности с ролью. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

2. Концепцию драматургического ролевого представления разработал …

а) И. Гоффман;*

б) Дж. Мид;

в) Ч. Кули;

г) Т. Парсонс.

Решение:

И. Гоффман разработал концепцию драматургического ролевого представления, заключающуюся в выделении сознательного усилия к исполнению рои так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с особенностями непосредственного социального окружения. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

3. Если человек не получает желаемого признания, то он будет вести себя агрессивно, – так рассматривает реакцию человека _____ концепция.

а) поведенческая;*

б) конфликтологическая;

в) психоаналитическая;

г) ролевая.

Решение:

Если человек не получает желаемого признания, то он будет вести себя агрессивно. Рассматривая реакцию человека на ту или иную ситуацию, поведенческая концепция личности исходит из системы поощрений. (Социология : учеб. для вузов /А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)

4. Биологический фактор создает разнообразие …

а) характеров и способностей;*

б) ценностей и интересов;

в) норм и правил;

г) образцов поведения.

Решение:

Биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой личности индивидуальность, неповторимое уникальное создание. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)

5. Согласно Э. Хаген, откровенность и терпимость характеризуют _____ личность.

а) инновационную;*

б) авторитарную;

в) конформную;

г) невротическую.

Решение:

В зависимости от склонности к независимому, или конформному, поведению Э. Хаген выделил два типа личности: инновационный и авторитарный (конформный). Инновационную личность характеризует откровенность и терпимость к другим людям, одобрительное отношение к их оригинальности и стремление к новациям. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)

6. Родители и родственники – это агенты ________ социализации ребенка.

а) первичной;*

б) вторичной;

в) обратной;

г) упреждающей.

7. Любой социальный статус предполагает …

а) ролевой набор;*

б) наследование социальной позиции;

в) проживание в городе;

г) профессиональную деятельность.

8. Представители администрации школы, университета, полиции, сотрудники средств массовой информации являются агентами ______ социализации.

а) вторичной;*

б) первичной;

в) третичной;

г) привычной.

Решение:

Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, армии, церкви, полиции, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Термин «вторичная» описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, и воздействие менее глубокое, чем у первичных агентов. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

9. В настоящее время основным средством формирования общественного мнения являются …

а) СМИ;*

б) партии;

в) общественные движения;

г) профсоюзы.

10. Самым общим термином для обозначения особи, относящейся к человеческому роду (homo sapiens), является понятие …

а) человек;*

б) индивид;

в) личность;

г) индивидуальность.

Решение:

Человек – это самое общее понятие для обозначения особи, относящейся к человеческому роду (homo sapiens). В этом общем значении оно прежде всего является предметом философии, антропологии и культурологи. В антропосоциетальном подходе – человек один из трех компонентов антропосоциетальной системы как целого. (Лапин, Н. И. Общая социология: учебное пособие для вузов / Н. И. Лапин. – 2-е изд., доп. – М. : Высш.шк., 2009. – 452 с.)

11. Социальная роль невозможна без такого условия, как _____ членов группы, функционально связанных с данным социальным статусом.

а) ожидания;*

б) ценности;

в) поддержка;

г) отчуждение.

Решение:

Между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидания людей (экспектации). Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. А могут и не фиксироваться, но от этого не перестают быть ожиданиями. Итак, социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к исполнителю этой роли. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

12. Требования к носителю роли со стороны окружающих называются …

а) экспектациями;*

б) установками;

в) командами;

г) связями.

Решение:

С позиций функционализма индивидуальное поведение больше зависит от ролевых ожиданий (экспектаций), чем от особенностей личности, ее самосознания, силы воли. Нормативно-ценностная система общества, социокультурные традиции и функциональная целесообразность в очень значительной степени ограничивают автономность и независимость личности в ее ролевом поведении. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

13. Согласно З. Фрейду формирование ________ заменяет оценки родителя, окружающих.

а) «Сверх-Я»;*

б) «Я»;

в) «Оно»;

г) «Самости».

Решение:

По представлениям З. Фрейда в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех составляющих: Оно, Я, Сверх-Я. Последнее – это оценочный компонент, который заменяет оценки родителя, общественное мнение окружающих. (Исаев, Б. А. Социология. Краткий курс: учебник / Б. А. Исаев. – СПб. : Питер, 2008. – 224 с.)

14. Социализация человека, совпадающая по времени и содержанию с периодом получения формального образования, называется …

а) вторичной;*

б) первичной;

в) социализацией зрелости;

г) социализацией старости.

Решение:

Содержание, характер и качество вторичной социализации человека, совпадающей по времени и содержанию с периодом получения им формального образования, определяются уровнем подготовки педагогов, качеством педагогических методик, условиями, в которых протекает образовательный процесс. А на это, в свою очередь, не может не влиять социальное происхождение, а значит, на культурный и материальный уровень семьи. (Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)

15. Продуктом социализации, освоения общественных идеалов, оценок являются _____ личности.

а) ценностные ориентации;*

б) архетипы;

в) инстинкты;

г) рефлексы.

Решение:

Ценностные ориентации – это продукт социализации личности, освоения общественных идеалов, оценок. Они внутренне обусловлены, формируются на базе соотнесения личного опыта с бытующими в социуме образцами и выражают собственные представления о должном. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности. (Тощенко, Ж. Т. Социология: учеб. для студ. вузов / Ж. Т. Тощенко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 640 с.)

16. «Гражданское общество» как идеологическое понятие совпадает с идеалом ______ общества.

а) демократического;*

б) социалистического;

в) буржуазного;

г) американского.

17. Примером гражданской инициативы является …

а) движение «Мемориал»;*

б) ЛДПР;

в) Совет Федерации;

г) движение скинхедов.

18. С позиций ________ социальная роль – это результат опытного процесса взаимодействия.

а) символического интеракционизма;*

б) функционализма;

в) марксизма;

г) «понимающей» социологии.

Решение:

Дж. Мид, разработавший концепцию символического интеракционизма, рассматривал социальную роль как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Процесс взаимодействия означает, что люди в пределах своих ролей всегда занимаются проверкой своих представлений о других ролях, а реакция окружающих подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

19. В процессе _______ индивид интериоризирует формы социального взаимодействия.

а) социализации;*

б) десоциализации;

в) мобильности;

г) дезадаптации.

Решение:

Понятие «социализация» относится к процессу, в ходе которого индивиды обучаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой. Они интериоризируют, то есть глубоко усваивают эти формы, включают их в свою личность. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)

20. Важная черта базисной личности современного общества …

а) социабельность;*

б) эгоизм;

в) нонконформизм;

г) девиантность.

Решение:

Каждое общество развивает несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества и находят социальное одобрение. Особенностью современного общества является разнообразие и постоянное увеличение числа социальных контактов, в которые вступает личность. Социабельность – готовность и способность к социальным контактам и сотрудничеству – важная черта базисной личности современного общества. (Фролов, С. С. Социология : учеб. / C. C. Фролов. – 3-е изд. – М. : Гардарики, 2004, – 344 с.)

21. Согласно ______, представление человека о себе и своем «Я» начинает складываться на основе представлений других людей.

а) Дж. Миду;*

б) И. Гоффману;

в) М. Веберу;

г) П. Бергеру.

Решение:

Согласно Дж. Миду, представление человека о себе и своем «Я» начинает складываться на основе представлений других людей. Каждый индивид соотносит мнение о себе с мнением других людей и становится определенной личностью благодаря реакции на себя своего окружения. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юнити–ДАНА, 2007. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

22. Согласно П. Бергеру, ранг индивидуальной личности измеряется …

а) числом ее ролей;*

б) возрастом;

в) степенью адаптации;

г) уровнем развития.

Решение:

В работе «Приглашение в социологию» П. Бергер пишет: «персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями. Ранг индивидуальной личности измеряется числом ее ролей: чем больше ролей, тем выше ранг». (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учеб. / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)

22. Общество свободных, суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими правами, – это идеал _______ общества.

а) гражданского;*

б) социалистического;

в) буржуазного;

г) развивающегося.

Решение:

Как идеологическое понятие «гражданское общество» указывает, какой должна быть реальность, в которой выражается идеал общественного прогресса. Это общество свободных суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими, политическими, экономическими правами и свободами. В нем устанавливается правовое государство и взаимная ответственность государства и личности. (Кравченко, А. И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

23. Государственные управленческие структуры получают информацию об общественном мнении посредством …

а) массовых опросов;*

б) исторических исследований;

в) переписи населения;

г) принятия законов.

Решение:

Общественное мнение – совокупность широко распространенных и принятых в данной группе взглядов, идей, убеждений, которые становятся образцами или схемами мышления. Существует много каналов, посредством которых государственные структуры получают информацию об общественном мнении: массовые опросы, общественные слушания, референдумы. (Борцов, Ю. С. Социология. Учеб. пособие / Ю. С. Борцов. – Ростов н/Д. : Изд-во Феникс, 2002. – 352 с.)

24. Согласно Дж. Миду в ролевой игре ребенок подражает поведению …

а) «значимого другого»;*

б) «обобщенного другого»;

в) «известного другого»;

г) «альтернативного Я».

Решение:

Согласно концепции Дж. Мида в процессе выработки полного самосознания дети, как правило, проходят три стадии: стадию ролевой игры, коллективной игры, «обобщенного другого». На первой стадии ребенок в игре берет на себя роль одного человека – «значимого другого». (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)

25. «Друг» и «брат» – это ________ роли.

а) конвенциональные;*

б) институциональные;

в) статусные;

г) межгрупповые.

Решение:

В социологии выделяют следующие виды социальных ролей: институциональные, официально санкционированные обществом, опирающиеся на право и закон и конвенциональные (неинституциональные), зависящие от традиций, морали, общественного мнения. Роли «друга» и «брата» являются конвенциональными. (Голенкова, З. Т. Общая социология: учеб. пособие/ З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М. : Гардарики, 2005. – 474 с.)

26. Согласно А. Рено, в экзосистему, социализирующую индивида, входит(-ят) …

а) социальные институты;*

б) семья;

в) друзья;

г) близкие родственники.

Решение:

Социологи Р. Клутье и А. Рено выделили четыре иерархические структуры, которые осуществляют социализацию. Микросистема включает семью, друзей, мезосистема – вторичные группы членства. Экзосистема включает институты, которые не касаются индивида непосредственно, но участвуют в его социализации (например, институты управления образованием), макросистема – ценности и идеологию общества. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

27. Элемент личности, который согласно З. Фрейду, стремится управлять запросами индивида, называется …

а) «эго»;*

б) «ид»;

в) «супер-эго»;

г) аномией.

Решение:

«Эго» – это один из трех элементов личности в теории З. Фрейда и та ее часть, которая функционирует в прямом контакте с действительностью, стремясь управлять запросами. «Эго» действует по «принципу действительности». Роль «Эго» состоит в том, чтобы оценить, являются ли эти запросы реально возможными, и, если нет, задержать удовольствия до возможности его получения в социально приемлемой форме. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 448 с.)

28. Человека как биосоциальное существо отличает способность к …

а) воображению;*

б) общению;

в) восприятию;

г) запоминанию.

Решение:

В социологии через понятие «человек» осуществляется анализ общего, то есть образа индивидуальности человечества в целом. В результате антропосоциокультурогенеза человек приобрел качества ассоциативности, когнитивности, духовности и креативности. Творческая активность человека опирается на воображение о должном мире, который отвечал бы его притязаниям в жизни. (Багдасарьян, Н. Г. Социология : учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян. – М. : Юрайт, 2010. – 588 с.)

29. Субъектами _____ являются неполитические организации и общественные движения.

а) гражданского общества;*

б) политической системы;

в) представительных органов власти;

г) государства.

30. Во время политических выборов, референдумов общественное мнение выполняет _______ функцию.

а) директивную;*

б) экспрессивную;

в) консультативную;

г) вспомогательную.

Решение:

Выделяют три основные функции общественного мнения: экспрессивную, консультативную, директивную. Директивная функция реализуется в процессе выборных процедур формирования властных органов, референдумов. Выражая доверие или недоверие тем или иным политическим силам или лидерам, субъекты общественного мнения вручают им мандат на осуществление политического руководства. (Фролов, С. С. Социология : учеб. / C. C. Фролов. – 3-е изд. – М. : Гардарики, 2004, – 344 с.)

31. Личность ________ является базисной для капиталистического общества.

а) предпринимателя;*

б) аристократа;

в) мецената;

г) богача.

Решение:

Каждое общество развивает несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Для капиталистического общества один из базисных типов – предприниматель, действующий на основе экономической рациональности и «протестантской трудовой этики». (Фролов, С. С. Социология : учеб. / C. C. Фролов. – 3-е изд. – М. : Гардарики, 2004, – 344 с.)

32. С позиций функционализма ________ – это репертуар ролей с соответствующими идентификациями.

а) личность;*

б) индивид;

в) человек;

г) субъект.

Решение:

Согласно функционалистским концепциям личность формируется в результате освоения различных социальных ролей. Поэтому личность в данных концепциях рассматривается как определенный репертуар ролей с соответствующими идентификациями. (Кравченко, А. И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

33. Функцию регулирования деятельности членов общества в рамках социальных отношений выполняют социальные …

а) институты;*

б) структуры;

в) потребности;

г) респонденты.

Решение:

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относится регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений. (Социология : учеб. для вузов /А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)

34. В _____ обществе исчезает деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли.

а) индустриальном;*

б) традиционном;

в) аграрном;

г) феодальном.

Решение:

В эпоху индустриализации увеличивается потребность в рабочей силе. В экономику активно втягивается неквалифицированное пополнение женщин-работниц. Устраняется деление на чисто мужские и чисто женские социальные роли. Производственные и профессиональные роли в массовом количестве стали доступны женщинам. (Кравченко, А. И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 479 с.)

35. В концепции К. Роджерса «идеальное Я» – это …

а) желательный образ самого себя;*

б) представление об идеальной личности;

в) совокупность идеалов личности;

г) личность без недостатков.

Решение:

Согласно концепции К. Роджерса, личность включает «реальное Я», которое формируется на основе разнообразного опыта общения с другими людьми, и «идеальное Я» – образ того, каким представляет себя человек в результате реализации своих возможностей. Роджерс утверждает, что «реальное Я» человека чаще всего сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его поступкам. (Социология : экзаменационные ответы / С. И. Самыгин [и др.] – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 349 с.)

36. Множество людей, которые способны оценивать или влиять на определенные события, называется …

а) общественностью;*

б) первичной группой;

в) толпой;

г) малой группой.

Решение:

Термин «общественность» имеет несколько значений. Одно из определений: общественность – это множество людей, имеющих отношение к совершающимся событиям или действиям, разделенных между собой по принципу отношения к данному событию, способных оценивать или влиять на ход данного события и обсуждать его последствия. Представители общественности могут не собираться вместе как участники толпы. Общественность сохраняет внутренние связи только благодаря средствам массовой коммуникации. (Фролов, С. С. Социология : учебник / C. C. Фролов. – 3-е изд. – М. : Гардарики, 2004. – 344 с.)

37. Концепция, рассматривающая личность как совокупность ролей, выполняемых ею в обществе, называется …

а) ролевой;*

б) психоаналитической;

в) конфликтологической;

г) поведенческой.

Решение:

Ролевая концепция рассматривает личность как совокупность ролей, выполняемых ею в обществе. Беря на себя какую-либо роль, человек более или менее представляет связанные с нею обязанности и права. (Социология : учеб. Для вузов /А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – спб. : Питер, 2006. – 432 с.)

38. Авторами поведенческой концепции, рассматривающей личность как систему реакций на различные стимулы, являются …

а) Дж. Хоманс и Б. Скиннер;*

б) Р. Линтон и Дж. Мид;

в) А. Шюц и П. Бергер;

г) Д. Белл и А. Турен.

Решение:

Американские социологи Дж. Хоманс и Б. Скиннер являются авторами поведенческой концепции личности. Это концепция рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Стимулом является любое благо. (Социология : учеб. для вузов /А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)

39. Т. Парсонс относит к основным характеристикам социальной роли способ получения и …

а) масштаб;*

б) престиж;

в) власть;

г) ценности.

40. В концепции П. Бурдье система неосознаваемых схем восприятии и действия личности называется …

а) габитусом;*

б) капиталом;

в) практикой;

г) интересом.

Решение:

Систему органических или ментальных диспозиций и неосознаваемых схем мышления, восприятия и действия П. Бурдье именует «габитус». Габитус устанавливает связь между структурой и практикой. Он есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик. Личность сохраняет в себе теперешнее и прежнее положение в социальной структуре в виде форм габитуса. Формы габитуса изменяются лишь в той мере, в какой изменяются условия существования класса или группы, к которой принадлежит индивид. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г .Волков. – Ростов-н/Дону. : «Феникс», 2009. – 576 с.)

41. В тоталитарном обществе общественное мнение формируется …

а) правящей элитой;*

б) независимыми СМИ;

в) различными группами общественности;

г) социальными движениями.

42. Сторонники _____ рассматривают роль как определенные предписания, свойственные определенным позициям.

а) функционализма;*

б) интеракционизма;

в) драматургического подхода;

г) феноменологической социологии.

Решение:

Сторонники функционализма (Р. Линтон) рассматривают роли на основе существования предписанных и статичных ожиданий в отношении поведения и как определенные предписания, свойственные определенным позициям. Эти предписания исходят из культуры общества и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. Для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

43. В концепции Дж. Мида социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется …

а) «обобщенный другой»;*

б) «значимый другой»;

в) «альтернативное Я»;

г) «идеальное Я».

Решение:

В концепции Дж. Мида социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности, называется «обобщенный другой». На третьей стадии формирования самосознания личности дети осознают, что они принадлежат к более крупному сообществу людей и это сообщество придерживается вполне определенных взглядов на то, что является соответствующим поведением. «Обобщенный другой» – это средство связи каждого из нас с нашим обществом. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)

44. Изоляция от внешнего мира и детальная регламентация поведения характеризуют _______ институты.

а) тотальные;*

б) социальные;

в) политические;

г) распределительные.

45. Социокультурный слой в структуре личности включает …

а) стимулы активности;*

б) подсознание;

в) самосознание;

г) влечения.

Решение:

Социокультурный слой в структуре личности включает стимулы активности. Психический слой в структуре личности включает несколько компонентов: подсознание, самосознание, «зеркальное Я». Социокультурный слой структуры личности образуют компоненты, непосредственно формируемые культурой и социальной средой личности. Это ценности нормы, роли, стимулы активности, стратегии поведения. (Лапин, Н. И. Общая социология : учеб. пособие для вузов / Н. И. Лапин.–М. : Высш.шк., 2006.–415 с.)

46. Несовместимость функций, конфликтующие обязанности и требования – это признаки …

а) ролевого конфликта;*

б) первичной социализации;

в) статусного набора;

г) ролевого репертуара.

47. Автором теории «зеркального Я», согласно которой важнейший признак социального существа – способность выделять себя из группы и осознавать свое «Я», является …

а) Ч. Кули;*

б) Ф. Знанецкий;

в) О. Конт;

г) Г. Спенсер.

48. Позитивный механизм социализации, благодаря которому ребенок копирует поведение других, называется …

а) имитацией;*

б) идентификацией;

в) аномией;

г) бифуркацией.

49. В демократическом обществе общественность влияет на политику с помощью выборов и …

а) актов гражданского неповиновения;*

б) террористических актов;

в) гражданской войны;

г) военных переворотов.

50. Когда индивид получает паспорт и право голосовать, он приобретает ______ самостоятельность.

а) политическую;*

б) экономическую;

в) социальную;

г) индивидуальную.

51. Ч. Кули и Дж. Мид исследовали вопрос о …

а) формировании представлений человека о самом себе;*

б) содержании бессознательных структур психики;

в) формировании архетипических образов;

г) формировании представлений о других людях.

52. С позиций _______ индивидуальное поведение больше зависит от ролевых ожиданий, чем от особенностей личности.

а) функционализма;*

б) символического интеракционизма;

в) драматургического подхода;

г) конфликтологического подхода.

Решение:

С позиций функционализма индивидуальное поведение больше зависит от ролевых ожиданий, чем от особенностей личности, ее самосознания, силы воли. Нормативно-ценностная система общества, социокультурные традиции и функциональная целесообразность в очень значительной степени ограничивают автономность и независимость личности в ее ролевом поведении. (Волков, Ю. Г. Социология : учеб. для вузов / Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 576 с.)

53. Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется ______ личностью.

а) модальной;*

б) нормативной;

в) идеальной;

г) девиантной.

51. В России субъектом гражданского общества является …

а) общественная палата;*

б) государственная дума;

в) партия «Единая Россия»;

г) Совет федерации.

Решение:

Субъектами гражданского общества являются граждане со своими правами, неполитические движения, ассоциации, объединения. Процесс взаимодействия между правительством и гражданским обществом осуществляется через различные консультативные советы, такие, как Общественная палата. (Голенкова, З. Т. Общая социология: учеб. пособие/ З. Т. Голенкова, М. М. Акулич, В. Н. Кузнецов. – М. : Гардарики, 2005. – 474 с.)

52. Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется …

а) конформизмом;*

б) социализацией;

в) ролевым конфликтом;

г) лидерством.

53. В содержании сформировавшегося общественного ____ не могут одновременно присутствовать противостоявшие и противоборствовавшие в период его зарождения и становления суждения.

а) мнения;*

б) сознания;

в) строя;

г) принципа.

54. Субъекты гражданского общества используют для влияния на политические институты механизм …

а) лоббирования;*

б) утверждения законов;

в) право «вето»;

г) дискриминации.

55. Модели поведения, ориентированные на определенные статусы называются …

а) ролями;*

б) профессиями;

в) нормами;

г) образцами.

56. Индивидуальность определяется уникальным социальным опытом и …

а) биологической наследственностью;*

б) системой образования;

в) институтами контроля;

г) этнической принадлежностью.

57. Согласно Э. Хаген, стремление избегать ответственности характеризует ____ личность.

а) авторитарную;*

б) инновационную;

в) самоактуализировавшуюся;

г) современную.

58. На заключительной стадии развития «Я» происходит …

а) признание «обобщенного другого»;*

б) участие в сложных играх;

в) подражание «значимым другим»;

г) участие в ролевых играх.

59. Необходимой предпосылкой гражданского общества является …

а) правовое государство;*

б) авторитарный режим;

в) непрямая демократия;

г) личная власть.

60. Культурные ценности и нормы, интернализированные индивидом, в структуре личности представляет …

а) Супер эго;*

б) Эго;

в) Ид;

г) Альтер эго.

61. Согласно Т. Парсонсу нефокусированный характер имеет роль …

а) отца;*

б) студента;

в) врача;

г) судьи.

62. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, друзья семьи, являются _____ первичной социализации.

а) агентами;*

б) институтами;

в) мотивами;

г) целями.

Решение:

С точки зрения общества социализация предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.
Агенты первичной социализации – это родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

63. Утрата человеком прежних навыков и манер поведения называется …

а) десоциализацией;*

б) ресоциализацией;

в) социализацией;

г) воспитанием.

64. Направленное применение системы поощрений и наказаний в процессе социализации называется научением через …

а) закрепление;*

б) наблюдение;

в) взаимодействие;

г) имитацию.

Решение:

Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны. Это научение через наблюдение, через взаимодействие. Научение закреплением осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний, чтобы показать ребенку, какое поведение воспитатели одобряют, а какое порицают. (Социология : учеб. для вузов / под ред. проф. В. Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2007. – 448 с.)

65. Согласно _____ основой любого типа социального поведения является способность прогнозировать точку зрения других людей.

а) концепция «Зеркального Я»;*

б) концепция психоанализа;

в) статусной концепции;

г) конфликтологической концепции.

Решение:

Согласно концепции «Зеркального Я» основой любого типа социального поведения является способность прогнозировать точку зрения других людей. Автор теории – Ч. Кули полагал, что люди преобразуют себя, свой мир путем участия в социальных интеракциях. «Зеркальное Я» – это постоянный ментальный процесс, в ходе которого мы мысленно становимся на точку зрения других людей и представляем себе, как другие люди видят нас. (Волков, Ю. Г. Социология: учеб. для вузов/ Ю. Г. Волков. – Ростов н/Д. : «Феникс», 2009. – 576 с.)

66. Система социально организованных и значимых оценок и суждений называется …

а) общественным мнением;*

б) нормативным актом;

в) партийной программой;

г) международным договором.

67. Ролевой _____ может возникнуть тогда, когда индивид должен исполнять в одно и то же время две или более роли, причем каждая из них выдвигает несовместимые с другими ролями требования.

а) конфликт;*

б) консенсус;

в) набор;

г) хаос.

Решение:

Ролевой конфликт может произойти в тех случаях, когда индивид обнаруживает, что он должен исполнять в одно и то же время две или более роли, причем каждая из них выдвигает несовместимые с другими исполняемыми ролями требования. Такое нередко происходит с работающими женщинами, которые должны удовлетворять одновременно ролевым ожиданиям служащей, жены и матери, роли которых могут вступать друг с другом в конфликт. (Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб. : Питер, 2006. – 432 с.)

68. «Средний американец» или «типичный англичанин» – это обозначение ______ личности.

а) модальной;*

б) идеальной;

в) девиантной;

г) конформной.

Решение:

Американский социолог К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, модальной. Такая личность воплощает средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях, когда упоминают «средних» американцев, «типичных» англичан или китайцев. (Фролов, С. С. Социология : учеб. / C. C. Фролов. – 3-е изд. – М. : Гардарики, 2004, – 344 с.)

69. Совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом, называется …

а) ролевым набором;*

б) ролевым репертуаром;

в) статусным набором;

г) статусным комплектом.

Решение:

Ролевой набор – совокупность ролей, ассоциируемых с одним статусом. Каждый статус обычно включает в себя ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора подразумевает такие роли, как преподаватель, исследователь, администратор, автор научных статей, специалист в своей области знаний. (Кравченко, А. И. Общая социология: учеб. пособие для вузов / А. И. Кравченко. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2005. – 479 с.)

70. Установление для себя степени важности ролей, четкое различение сфер жизнедеятельности – это способы преодолен<

Наши рекомендации