Парсонс определяет пять сред социальных систем.

1. Высшая реальность.

2. Культурные системы.

3. Системы личности.

4. Системы поведенческих организмов.

5. Системы физикоорганической среды.

А также подсистемы, действующие в открытой системе:

1. биологический организм;

2. усвоение норм и ценностей;

3. совокупность способов поведения, ролей;

4. цели и идеалы общества.

В подсистемах, которые выделил Парсонс, обеспечивается выполнение следующих функций:

· адаптивной;

· личностной («целедостижение»);

· социальной («интеграция»);

· культурной («поддержание социального стандарта»).

Если в системе или подсистеме нарушается какая-либо функция, это вызывает дестабилизацию и дезорганизацию всего общества, порождает конфликты. Конфликт в обществе – неестественное и аномальное явление. Парсонс был убежден, что между всеми элементами общества нужно стремиться поддерживать бесконфликтные отношения, равновесие и сотрудничество. Парсонс развил эту идею «социального порядка», в которой над конфликтом доминирует достижение консенсуса в структуре отношений и общества.

Таким образом, Парсонс отвергает конфликт как способ развития общества, чем вызывает в 1950е гг. резкую критику научного сообщества, тем не менее его взгляды остаются весомой альтернативной позицией западной социологии. Развитие общества, по Парсонсу, возможно благодаря стремлению к эффективному функционированию всех элементов общества. С течением времени в обществе повышается адаптивная способность, которая препятствует образованию конфликтов и сбоев. Внутренняя интегрирующая функция социальной системы также способна помочь в сохранении консенсуса в общественных отношениях.

Например, посредством развития правовых институтов, усиления роли религиозных отношений, укрепления и сохранения обычаев в обществе возможно обеспечить взаимопонимание и порядок в общественной жизни.

Теория конфликта Л. Козера

Американский социолог-функционалист Льюис Козер (1913–2003) разработал ведущие теоретические положения, ставшие фундаментальными предпосылками для становления науки конфликтологии. Его теория конфликтов представлена в трудах «Функции социального конфликта» (1956), «Дальнейшие исследования социального конфликта» (1967).

Главные вопросы, рассматриваемые Козером:

· причины конфликтов;

· виды конфликтов;

· функции конфликтов;

· типы общества;

· острота конфликта;

· последствия конфликта.

Причины конфликтов Козер видел в дефиците каких-либо ресурсов: власти; престижа; ценностей.

Люди по своей природе всегда стремятся к власти и обладанию большими ресурсами, поэтому в любом обществе существует напряженность. Отличия возникающих таким образом конфликтов могут заключаться лишь в том, куда направлена энергия самого конфликта. Поразному устремляют энергию конфликта закрытое и открытое общество.

Общество закрытого типа (ригидное, унитарное) обычно расколото на два враждебных класса. Конфликт между ними полностью разрушает общественное согласие. Энергия идет на проявление насилия, революцию.

Общество открытого типа является плюралистичным по политическому и социальному устройству и более конфликтным, так как открыто новым влияниям. В нем существуют сразу не сколько конфликтов между различными слоями и группами. Но при этом в открытом типе общества находятся социальные институты, способные сохранить общественное согласие и направить энергию конфликта на развитие общества.

Именно поэтому конфликты бывают двух видов: конструктивные; разрушительные.

Конфликт, по теории Козера, необходим и естествен для любого общества, так как выполняет адаптивные и интегративные функции, способствует устойчивости и жизнеспособности индивидов социальной системы. Но при неправильном развитии может осуществлять негативную или деструктивную функцию.

Поэтому теория функционального конфликта анализирует: негативные последствия конфликта для общества; позитивные последствия для общества.

Эмоции, преобладающие у участников конфликта, уровень ценностей, за которые шла борьба, определяют степень остроты конфликта. Теория функционального конфликта часто сопоставляется с теорией Р. Дарендорфа, хотя Козер критиковал своего немецкого коллегу за отсутствие исследований позитивных последствий конфликта. Направленность теории конфликтов Л. Козера в целом противопоставлялась идеям теории классовой борьбы К. Маркса и теории социального согласия и «человеческих отношений» Э. Мэйо,которые господствовали в социалистических странах.

Наши рекомендации