Вопрос 5: Проблема маргинальности в трудах социологов Чикагской школы
Еще одни важным кладом Чикагской школы стал анализ феномена культурной маргинальности, представленный в статьях Р. Парка «Культурный конфликт и маргинальный человек», «Личность и культурный конфликт», «Человеческая миграция и маргинальный человек» «Ментальность расовых гибридов», «по ту сторону наших масок», «Понятие социальной дистанции», а также в исследования У. Томаса «Неустроенная девушка» (1923) и монографии Э.Стоунквиста «Маргинальный человек» (1937).
Базовые идеи относительно природы и причин маргинальности принадлежали Р. Парку, который рассматривал это явление в контексте расовых отношений.
Суть маргинальности Р. Парк определяет следующим образом. Личность человека всегда складывается в определенной культурной среде и социальном окружении, где формируется его представление о себе самом, поддерживаемое другими людьми. Это представление о себе всегда оказывается неразрывно связано со статусом, который он занимает в родной мы-группе, и соответственно с ролью, которую он в ней выполняет. Роль – своего рода маска, которая постепенно прирастает к человеку и становится как бы второй натурой.
Когда мобильность и миграция отрывают человека от родной мы-группы и переносят его в культурные среды, отличающиеся от той, которую он покинул, возникает целый ряд последствий.
В новых средах индивид становится чужаком: его прежние роли, которые закреплены на уровне привычек, оказываются более или менее недействительны в новых условиях, а его поведение – непонятным и странным для окружающих. Человек оказывается живущим в двух мирах: в старом, из которого вышел, и в новом, в который вошел и в котором вынужден взаимодействовать с учетом новых образцов мышления, поведения и чувствования.
Современный тип общества, для которого характерна максимальная интенсификация мобильности и миграции, в массовом масштабе отрывает людей от родных локальных традиций и помещает в промежуточное (маргинальное) положение между двумя культурными мирами, ни к одному из которых они не принадлежат целиком.
Естественной средой, в которой человек попадает в такую ситуацию и оказывается на пересечении разных культур, является город. Следовательно, формирование особого маргинального типа личности можно рассматривать как один из продуктов урбанизации. Маргинальный человек – это все более и более доминирующий тип городского жителя.
Анализируя тип маргинальной личности, Л. Вирт выделяет положительный черты – маргинальный человек – это человек, который образует фундамент секулярной и рациональной цивилизации. Однако, при всей ее свободе, разумности и рациональности – это человек, который в условиях города становится источником проблем для себя и для окружающих. Его рациональность всегда может перерасти в цинизм, свобода от предрассудков – в потерю всяких нравственных ориентиров, интеллектуальное освобождение – в полное обособление от общества, одиночество и душевные расстройства.
Причины кризиса Чикагской школы:
1. Появление сильных теоретиков, среди которых П.А. Сорокин, Т. Парсонс, П. Лазарсфельд, Р. Мертон;
2. Уход неформального лидера. В 1933 году р. Парк оставляет преподавательскую деятельность и читает лекции только по приглашению. В 1936 году Р. Парк умирает;
3. Период экономической депрессии, обострения проблем общенационального характера снизили значение региональных исследований в целом. Изучение проблем стали смещаться в сторону изучения общенациональных проблем.
Вклад Чикагской школы:
1. Ориентировала социологию и общество на социально-политические реформы;
2. Возрос авторитет социологической науки4
3. Инновацией оказалась идея социальной экологии, экологии человека как социальной проблемы;
4. В русле Чикагской школы произошло становление новой отрасли – социологии города;
5. Произошел переворот социологии к изучению нужд человека, его потребностей и интересов;
6. Исследования Чикагской школы совмещали в себе как объективное, так и субъективное начало, то есть мнения людей и объективные факторы;
7. Чикагская школа способствовала становлению и развитию профессионального социологического образования, где сочетались учебный процесс с эмпирическими исследованиями.
Введенные понятия | Автор |
Человеческий коэффициент – личностно значимый аспект человеческого опыта данного индивида | Ф. Знанецкий |
Социальная дистанция – показатель степени близости или отчуждения индивидов или социальных групп | Р.Парк |
Концепция маргинальной личности – характеризует индивида, находящегося в социальной структуре на стыке социальных групп | Р.Парк |
Методика «концентрических зон», с помощью которой выявляется социальная неоднородность пространства большого города | Э.Берджесс |
Выведение американской социологии на общенациональный уровень | У.Огборн |