Кафедра социологии и социальной работы
ФГБОУ ВПО НИ
«Иркутский государственный технический университет»
Кафедра социологии и социальной работы
СОЦИОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ
к практически занятиям
Направление подготовки: 270800 Строительство
Профиль подготовки: 270205 Автомобильные дороги и аэродромы
270102 Промышленное и гражданское строительство
270114 Проектирование зданий
Квалификация (степень) ______________ бакалавр____________
Форма обучения ______________очная________________
Учебный год _______________2012-2013____________
Составитель программы
Ринчинова А.Б., доцент кафедры социологии и социальной работы, к.ф.н.
Иркутск 2012 г.
Основная структура дисциплины.
Таблица 1 – Структура дисциплины
Вид учебной работы | Трудоемкость, часов | ||
Всего | Семестр | ||
№ 4 | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия, в том числе: | |||
лекции | |||
практические/семинарские занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Вид итогового контроля по дисциплине | зачет |
Краткое описание практических занятий
Перечень практических занятий (наименования, темы)
1. Основные направления русской социологической мысли.
2. Общество: природное и культурное.
3. Социальные институты. Семья как социальный институт.
4. Формирование глобального мирового сообщества.
5. Социальные группы и общности.
6. Социальная стратификация современного российского общества.
7. Программа, методология и методы социологического исследования.
8. Социализация личности
Методические указания по выполнению заданий
На практических занятиях
Практическое занятие № 1
Практическое занятие № 2.
Общество: природное и культурное
Цель занятия: раскрыть взаимосвязь общества и природы, показать специфику общественной организации человечества. Обсудить биопсихосоциальную природу человека. Рассмотреть естественное и искусственное в человеческой деятельности, ноосферу как сверхприродное образование, сущность которой составляет материальная и духовная культура человечества. Выявить стадии культурного развития человечества. Обсудить современную цивилизацию, как последний этап развития человеческой культуры, будущее цивилизационного развития человечества.
Содержание задания: Культура – способ существования человечества. Естественное и культурное. Формы и стадии существования культуры. Социум и его культура. Типология обществ. Характеристика классической триады: дикость, варварство и цивилизация. ОЭФ К.Маркса. Эклектизм современных западных типологий. Государственный институт – сущность цивилизационной формы культуры. Будущее цивилизационного развития человечества.
Указания по порядку и методике выполнения задания:
Выявить единство и различие природного, человеческого, социального. Охарактеризовать основные социологические теории понимания взаимосвязи природного, человеческого и социального. Показать, что сущность человека проявляется в его деятельности, поведении. Рассмотреть общество как социетальную систему. Дать целостную характеристику культуры и цивилизации.
Требования к отчетным материалам:устный ответ.
Литература:
Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.
Кузьмичёва А.А. Человек и общество. Хрестоматия. Иркутск. 2004. Пакет 14.Человек, общество, культура и природа. С.4-38.
Практическое занятие № 3.
Практическое занятие № 4.
Практическое занятие № 5.
Практическое занятие № 6.
Практическое занятие № 7.
Практическое занятие № 8.
Социализация личности
Цель занятия: раскрыть понятие социализации, рассмотреть социализацию как усвоение культурных норм и освоение социальных ролей.
Содержание задания:Понятие социализации. Агенты и институты социализации. Социализация в течение жизненного цикла. Теории социализации. Социализация в условиях социальной трансформации.
Указания по порядку и методике выполнения задания:
Изучение темы начните с повтора понятий «личность», «социальный статус» и «социальная роль», с определения понятия «социализация». Проанализируйте различия в понятиях «воспитание», «образование» и «социализация». Рассмотрите этапы социализации.
Важным аспектом темы является рассмотрение агентов социализации. Дайте определение данному понятию. Обратите внимание, что агенты первичной и вторичной социализации оказывают на личность человека иногда совпадающее, однонаправленное воздействие, а иногда - противоречивое, разнонаправленное. В рамках темы важно обратиться к рассмотрению теорий социологии (Ч.Кули и Дж.Г.Мида, З.Фрейда, Ж.Пиаже, Э.Эриксона). При рассмотрении особенностей социализации в условиях социальной трансформации остановитесь на объяснении особенностей социализации различных поколений в современной России, раскройте сущность понятия «ресоциализация» и объясните особенности процесса нравственной ресоциализации личности в современной России.
Требования к отчетным материалам: устный ответ.
Литература:
Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.: ил.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс. Серия: Высшее образование, 2009- 571 с.
Солодникова, И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // СОЦИС – 2007 - № 2.
Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. – М: Гардарики, 2005.
Рекомендуемое информационное обеспечение дисциплины
Основная учебная литература
Багдасарьян Н. Г. Социология: учебник / Н. Г. Багдасарьян, М. А. Козлова, Н. Р. Шушанян; под ред. Н. Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 590 с.
Кравченко А.И. Социология: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 544 с.
Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В.Р., Попов А.В. Социология. Учебник /под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. – 3-у изд.- М.: Гардарики, 2007. – 512с.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И. Социология. Учебник Издательство: Феникс Серия: Высшее образование, 2009. — 571 с.
Кравченко, А.И. Краткий социологический словарь / А. И. Кравченко. – Москва: Проспект, 2009. – 352 с.
Дополнительная учебная и справочная литература.
Американская социологическая мысль: Тексты : хрестоматия: Перевод / Сост. Е. И. Кравченко; Под общ. ред. В. И. Добренькова. - М. : Междунар.Ун-т Бизнеса и Управления, 1996. - 557 с.
Глобализация и социальные институты: социолог. подход / Ин-т социологии РАН ; отв. ред. И. Ф. Девятко, В. Н. Фомина. – М.: Наука, 2010. – 335 с.
Джери, Д. Большой толковый социологический словарь: Collins : русско-английский, англо-русский: [В 2т.: Перевод]. Т. 1. А-О / Дэвид Джери, Джулия Джери. - М. : Вече:АСТ,1999-, 1999. - 543 с.
Кравченко, А.И. Социология: учебник по дисциплине «Социология» для студентов вузов, обучающихся по несоциологическим спец. и напр. подготовки / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – Санкт-Петербург: ПИТЕР, 2009. – 432 с.
Кравченко, А. И. Социология : учеб. для вузов / А. И. Кравченко . - М.: Акад. проект, 2006. - 507 с.
Павленок П. Д., Савинов Л. И.. Социология. Учебное пособие.- М.: изд-во «Торговая организация «Дашков и Ко», 2007.-580 с
Рысь, Ю.И. Социология: Структур.-логич. схемы с коммент. : учеб. пособие для вузов / Ю. И. Рысь, В.Е. Степанов . - М.: Акад. проект, 1999. - 240 с. : схемы. - (Gaudeamus)
Смелзер, Н. Социология: Пер. с англ. / Нейл Смелзер; Науч. ред. изд. на рус. яз. В. А. Ядов . - М.: Феникс, 1994. - 687 с.
Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество / П.А. Сорокин; Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова. - М.: Политиздат, 1992. - 542
Социология: [Учеб. для вузов / В. Н. Лавриненко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашова]; Под ред. В. Н. Лавриненко; [Всерос. заоч. финансово-экон. ин-т]. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. - 407 с.
Электронные образовательные ресурсы:
.Ресусы ИрГТУ, доступные в библиотеке университета или в локальной сети университета
http://www.istu.edu/ru
Ресурсы сети Интернет.
Перечень адресов сайтов, на которых содержится информация, необходимая для освоения дисциплины: учебная, справочная, методическая и др.:
http://www.lib.socio.msu.ru
http://www.i-u.ru
http://www.auditorium.ru
http://www.ihtik.lib.ru
http://www.irklib.ru
www.ecsocman.edu.ru
www.sociology.ru
ФГБОУ ВПО НИ
«Иркутский государственный технический университет»
Кафедра социологии и социальной работы
СОЦИОЛОГИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКЗАНИЯ
к практически занятиям
Направление подготовки: 270800 Строительство
Профиль подготовки: 270205 Автомобильные дороги и аэродромы
270102 Промышленное и гражданское строительство
270114 Проектирование зданий
Квалификация (степень) ______________ бакалавр____________
Форма обучения ______________очная________________
Учебный год _______________2012-2013____________
Составитель программы
Ринчинова А.Б., доцент кафедры социологии и социальной работы, к.ф.н.
Иркутск 2012 г.
Основная структура дисциплины.
Таблица 1 – Структура дисциплины
Вид учебной работы | Трудоемкость, часов | ||
Всего | Семестр | ||
№ 4 | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||
Аудиторные занятия, в том числе: | |||
лекции | |||
практические/семинарские занятия | |||
Самостоятельная работа | |||
Вид итогового контроля по дисциплине | зачет |