В чем заключается социализация личности?
Тема 6. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ДЕВИАЦИЯ
1. Девиантное поведение: определение, основные понятия
2. Основные подходы и теории причин девиантного поведения
3. Виды и формы девиантного поведения
4. Социальный контроль как способ саморегуляции системы: понятие, структура, методы и функции
1. Девиантное поведение: определение, основные понятия
Девиантное поведение является предметом изучения ряда наук: криминологии, наркологии, суицидологии, психологии, социологии и др. Но при этом социология предоставляет всесторонний анализ этого явления и выполняет интегрирующую функцию по отношению ко всем другим дисциплинам. В рамках социологической науки всестороннее исследование девиации проводит одна из теорий среднего уровня – это социология девиантного поведения.
Социология девиантного поведения – частная социологическая теория, изучающая несоответствие поведенческих форм социальным нормам и ожиданиям.Ее основными категориями являются понятия «норма», «девиация», «аномия».
Значительный вклад в становление этой дисциплины внес французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).
В течение всей своей жизни он уделял значительное внимание изучению причин порядка и беспорядка в обществе. Что дает возможность людям жить в согласии друг с другом? Почему иногда структура общества разрушается? Отвечая на эти вопросы, он предложил концепцию коллективного сознания, или совокупности убеждений и мнений, разделяемых всеми членами общества. Социальная интеграция существует, когда члены общества придают важное значение его нормам и руководствуются ими в своей жизни. Когда индивиды больше не желают этого делать, возникает безнормие, т.е. состояние аномии.
Это понятие Э. Дюркгейм впервые ввел в социологический обиход в 1893 г. в своей работе «О разделении общественного труда», а в 1897 г. в работе «Самоубийство: социологический этюд» дал уже развернутое определение.
Наличие в повседневной практике большого числа конфликтующих норм, неопределенность в связи с этим возможного выбора линии поведения могут привести к явлению, названному автором аномией. При этом он вовсе не считал, что современное общество не имеет норм, напротив, общество обладает многими системами норм, в которых отдельному человеку трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Э. Дюркгейму – это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.
Как отмечал выдающийся социолог Т. Парсонс, аномия – это «состояние, при котором значительное число индивидов находится в положении, характеризующемся серьезным недостатком интеграции со стабильными институтами, что существенно для их собственной личной стабильности и успешного функционирования социальных систем. Обычной реакцией на это состояние является ненадежность поведения. Согласно такому подходу, аномия возрастает в связи с беспорядочностью и конфликтами нравственных норм в обществе. Люди начинают ограничиваться нормами отдельных групп и в результате не имеют стабильной перспективы, в соответствии с которой им необходимо принимать решения в повседневной жизни. Очевидно, что состояние аномии чаще всего приводит к девиации.
Р. Мертон отмечает, что аномия появляется не от свободы выбора, а от невозможности многих индивидов следовать нормам, которые они полностью принимают. Он видит главную причину трудностей в дисгармонии между культурными целями и легальными средствами, с помощью которых эти цели осуществляются. Например, человек, не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей и прибегает к обману, подлогу, воровству… Таким образом, отклонения во многом зависят от культурных целей и институциональных средств, которых придерживается и которых использует та или иная личность.
Аномия – это ситуация, при которой происходит разрушение единства культуры и в результате чего наблюдается отсутствие или крайняя расплывчатость норм, связанная, как правило, с кризисным, переходным состоянием того или иного общества.
Девиантное поведение приобретает определенный смысл лишь тогда, когда в качестве основного исходного критерия для определения его сущности используется такое понятие как норма, являющаяся социальной категорией по своей природе и исторической по степени совершенства.
Любое общество в целях нормального функционирования, поддержания порядка использует систему регулятивных механизмов. С помощью их осуществляется контроль и регуляция социального поведения членов социума. В систему этих механизмов входят прежде всего социальные нормы и ценности.
Социальные нормы определяют рамки социального поведения (дозволенного или обязательного), таким образом, обеспечивают стабильность социальной системы, способствуют социальной интеграции и контролю за отклоняющимся поведением. В цивилизованных странах социальные нормы получают правовой статус и находят выражение в законе.
Нормаможет быть определена в узком смысле как поведение, соответствующее ожиданиям группы (групповые, субкультурные нормы) или всего общества (общекультурные нормы), а в широком – как заданные параметры, интервал, в рамках которого данная система может функционировать и развиваться.Отсюда, нормы – это предписания того, как надо правильно себя вести в обществе.
Нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах – молодежных тусовках, компании друзей, семье и т.д. и называются «групповыми привычками»; другие – в больших группах или в обществе в целом и называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.
Социальные нормы в зависимости от сферы действия подразделяются на следующие виды:
1) правовые, закрепленные в законах, издаваемых государством, и четко описывают границы поведения и наказания за нарушение закона; соблюдение их обеспечивается силой государства;
2) моральные, которые несут в себе в основном оценочную нагрузку, а соблюдение их обеспечивается авторитетом коллективного сознания;
3) обычаи и традиции, т.е. привычные образцы поведения;
4) эстетические о прекрасном и безобразном;
5) политические, которые регулируют политическую деятельность, отношения между властью и личностью, между социальными группами и государством, находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах и моральных нормах;
6) религиозные, которые по содержанию выступают как нормы морали и во многом совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи; их соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.
Каждый их этих видов представляет комплекс взаимосвязанных между собой регуляторов поведения личности.
В реальной жизни официальные и неофициальные нормы существуют по статусу При этом под вторыми имеются в виду нигде не установленные правила поведения, которые приняты, так сказать, с молчаливого согласия и считаются само собой разумеющимися.
Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних следует мягкое наказание – неодобрение, ухмылка, недоброжелательные взгляды За нарушение других – соответственно более жесткие санкции – крупные штрафы конфискация имущества тюремное заключение или даже применение смертной казни (правда в европейских странах кроме Республики Беларусь она как высшая мера наказания отменена) Строже всего карается нарушение табу и юридических норм (осквернение божества, убийство с отягчающими обстоятельствами разглашение государственной тайны террор изм и т.п.), а мягче всего, отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (свет в ванной комнате).
Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу.
Девиация (от лат. deviatio – отклонение от дороги) – это поведение нестандартное, не соответствующее нормам, расходящееся с ожиданиями группы или общества и вызывающее с их стороны ответную реакцию в виде социальных санкций.
В широком смысле понятие «девиантное поведение» охватывает любые отклонения (как культурно одобряемые, так и культурно осуждаемые) в поведении от социальных норм как формальных, так и не формальных. Девиант – это любой человек, сбившийся с пути, отклонившийся в своем поведении от нормы. Это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийства человека. В повседневной практике, научной литературе чаще применяют понятие девиации в узком смысле, имея в виду лишь негативные отклонении, т.е. несоответствие поступков только моральным нормам.
В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания, иначе говоря, не являются противоправными.
Таким образом, норма и девиация выступают как парные, взаимозависимые понятия: на вопрос: «Может ли быть устранен тот или иной вид девиации?», может быть дан положительный ответ: «Да, если будут изменены или сломаны соответствующие нормы», более того, можно сказать, что пока существуют нормы, будут и существовать отклонения от них.
Итак, девиация неизбежна в ситуации патологических норм. А если нормативная система отвечает потребностям общественного развития, будут ли неизбежны девианты? Э. Дюркгейм фактически ответил на этот вопрос, подчеркивая, что девиация необходима, поскольку общество должно быть гибким и готовым к переменам. Девиация совершенно неизбежна в любой развивающейся социальной системе, поскольку девианты как бы первыми прокладывают новые пути, вырабатывают новые типы поведения, в большей степени отвечающие изменившимся условиям. Такое представление о девиации требует осознания того, что отклонение от норм может быть не только в сторону правонарушений, в сторону деликвентного, т.е. преступного поведения (от delinquens – «правонарушитель»), но и в другую сторону – инноваторской деятельности, альтруистического поведения и творчества. Не случайно многие из выдающихся личностей прошлого и настоящего так или иначе были вынуждены преступать границы существующих норм и соответственно рассматривались как девианты (Сократ, Бруно и т.д.). Наблюдаются и сугубо индивидуальные отклонения, не приносящие никакого вреда обществу, особенности поведения отдельного человека (чудачество, эксцентричность и т.п.).
Таким образом, социальные отклонения в общественном развитии играют противоречивую роль. С одной стороны, они являют собой угрозу стабильности общества; с другой – поддерживают эту стабильность. Несомненно, в обществе, нацеленном на прогрессивное развитие, должен быть социальный порядок и поведение членов социума прогнозируемым. Девиантное поведение нарушает эти социальные условия. Но, с другой стороны, это поведение может быть одним из факторов адаптации культуры к новым социальным изменениям, так как общество – это не статичная система, а наоборот, постоянно развивающаяся. Новые социальные нормы весьма редко устанавливаются путем простой отмены старых. Чаще и почти как правило новые социальные нормы возникают и развиваются в противодействии, постепенно преодолевая сопротивление старых стереотипов. Далее, по мере восприятия все большей частью членов социума новых норм они перестают быть отклоняющимися. Таким образом, девиантное поведение в силу определенных исторических, социально-экономических и иных причин нередко может стать основой для начала существования общепринятых социальных норм. Но при этом следует помнить, что абсолютное большинство социальных отклонений (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.) не могут служить основой для новых культурных образцов.
Норма, а значит. и девиация являются относительными понятиями. Относительность норм связана:
- с временем действия (в различные исторические эпохи одно и то же явление рассматривалось то как норма, то как девиация);
- с местом действия (в различных странах, регионах явление может рассматриваться как норма или как девиация);
- с наличием субкультур и субнорм в общей культуре, далеко не всегда совпадающих между собой;
- с различной степенью социальной терпимости (одно и то же нарушение может повлечь за собой различные наказания);
- с «пересекаемостью», противоречивостью самих норм.
Девиация допускает различные толкования в разных типах обществ и разных обстоятельствах. Например, убийство признается социально недопустимым поведением в большинстве обществ. В то же время допускается убийство противника на войне, убийство в целях самозащиты, казнь особо опасных преступников (хотя последняя является предметом бурных дискуссий). Проституция в одних странах запрещена, а в других легализована. Даже такое, казалось бы нейтральное явление, как курение, фактически признано девиантным в современном американском обществе. В период гражданской войны в Америке сигареты были включены в солдатский паек. Но в начале ХХ в. противодействие курению, вызванное нравственными и религиозными мотивами, было настолько сильным, что 14 штатов приняли законы, запрещающие курение. После Второй мировой войны курение не только получило распространение, но и снискало социальное одобрение. Однако в 1957 г., после того как ученые доказали, что курение является причиной многих заболеваний, включая рак легких, в США возникла новая волна противодействия этой привычке.
Девиантное поведение предполагает наличие трех элементов:
- субъект (отдельный индивид, группа), который демонстрирует определенное поведение;
- социальная норма (или ожидание), которая является критерием оценки поведения;
- группа или организация, реагирующая на отклонение поведения от нормативного.
По мнению Я.И. Гилинского, поведение людей является девиантным, если их поступки и действия не соответствуют официально установленным в данном обществе нормам и правилам.
Существуют два уровня понимания девиантного поведения. На первом из них под девиантным поведением понимаются поступки и действия людей, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (группе) нормам. Это индивидуальные поведенческие акты. Этим уровнем социология не занимается.
Существует более широкий взгляд на норму и девиацию. Его сторонники рассматривают общество как систему, стремящуюся одновременно к сохранению и изменению, причем нормы способствуют сохранению системы, девиации – ее изменению. Более того, при таком подходе девиантное поведение предстает как социальное явление, выражающееся в массовых формах человеческой жизнедеятельности, несоответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.