Общество как объект исследования
Общество представляет собой социальную систему, обладающую относительной самостоятельностью с точки зрения критерия равновесия между такими факторами как территориально ориентированная политическая организация, доступ к экологическим ресурсам, воспроизводство и социализация населения и культурная легитимизация системы как независимого целого.
К системообразующим качествам общества относятся:
- целостность;
- динамичность;
- историчность;
- саморегуляция (общество создает для себя новые потребности, структуры и корректирует свою деятельность, учитывая влияние внешней среды);
- открытость.
Основные признаки общества:
1) территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Территория – это основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов;
2) способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей, целостность и устойчивость общества;
3) автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. Саморегуляция – важное свойство общества;
4) большая интегрирующая сила. Общество социализирует каждое новое поколение людей.
Общество интересует исследователей как система, прежде всего историческая, то есть переживающая различные этапы в своем развитии. Можно выделить наиболее известные среди предложенных теорий:
Теория «стадий экономического роста» У. Ростоу:
Традиционное общество: аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием в сфере экономики сельского хозяйства, сословно-классовой структуры и властью крупных земельных собственников.
Переходящее общество: рост сельскохозяйственного производства, появление нового вида деятельности – предпринимательства, складывание централизованного государства, рост национального самосознания.
Стадия сдвига: промышленные революции и следующие за ними социально-экономические и политические преобразования. Переход от домонополистического капитализма к монополистическому.
Стадия «зрелости»: НТР, урбанизация. Индустриальное общество.
Эра высокого массового потребления. Значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления с превращением их в основной сектор экономики.
Формационная теория К. Маркса
1. Первобытнообщинный строй.
2. Рабовладельческий строй.
3. Феодальный строй.
4. Капиталистический строй.
5. Коммунистический (первая фаза – социализм) строй.
Теория «трех волн» О.Тоффлера.
Аграрная: аграрная революция, превращение кочевников в крестьян.
Индустриальная: промышленная революция, превратившая человеческое общество из сельскохозяйственного в индустриальное.
Начало компьютерной эры и переход к информационному обществу: изменения в современном обществе, ломка цивилизации под воздействием технологической революции.
Типы обществ
1. Традиционное (докапиталистическое) общество:
- неспособность или нежелание изменять какой-либо аспект образа жизни, относительная изоляция;
- высокая структурная устойчивость;
- отношение к собственности опосредованно через род, общину или феодальную иерархию;
- традиция как основной способ социальной регуляции;
- регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету;
- господствующий в мировоззрении догматизм.
2. Капиталистическое , а также индустриальное общество (с сер. XIX в.):
- преобладает промышленность;
- частная собственность – «осевой институт».
3. Постиндустриальное общество (с 60-х гг. ХХ в.);
- преобладает сфера услуг, определяющую роль играет информация;
- творческое знание – «осевой институт».
Для современного общества характерны:
- готовность и стремление к развитию, изменению;
- социальная мобильность;
- рынок как механизм, регулирующий и ориентирующий поведение индивида;
- цели и конечный смысл существования человека и общества, определяющий успех или неуспех на рынке, рациональное развитие;
- доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм;
- отсутствие конкретных предписаний и запретов, имеющее следствием эрозию морали и права.