Тема 2. Донаучный период развития социологической мысли

МОСКОВСКИЙ ФинансовО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Кировский филиал

Кафедра общегуманитарных и социально-экономических дисциплин

СОЦИОЛОГИЯ

Рабочая программа дисциплины

Для студентов, обучающихся по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Цель и задачи, решаемые дисциплиной

Цель: формирование у студентов системных и глубоких теоретических знаний об обществе, его структуре и динамике развития, умений и навыков по методологии и организации проведения социологического исследования, а также диалектического мышления.

Задачи:

- формирование знаний о социологии как важнейшей социально-гуманитарной науке, ее основных направлениях, функциях и роли в обществе;

- приобретение системы знаний об обществе как единой сложной целостной системе, функционирующей и развивающейся по своим собственным законам и закономерностям;

- усвоение сущности и содержания социальных связей и отношений как важнейшей компоненты общества;

- формирование представлений о программе социологического исследования, на основании которой могут осуществляться конкретные социологические исследования;

- получение знаний о системе социологических методов сбора эмпирической информации;

- изучение правил разработки и составления программы конкретного социологического исследования;

- овладение навыками применения различных методов сбора эмпирической информации при проведении конкретных социологических исследований.

В результате изучения дисциплины выпускник должен

знать:предмет, задачи, функции социологического знания; методы и источники изучения социологических проблем; основные парадигмы российских и зарубежных социологических школ, направлений в прошлом и на современном этапе; важнейшие проблемы в истории социологии и в современном обществе. Тема 2. Донаучный период развития социологической мысли - student2.ru

уметь: формулировать собственную точку зрения по актуальным проблемам социологии и аргументировать её; применять методы социологического исследования при анализе источников и научной литературы; осуществлять поиск необходимой информации в периодической печати, библиотечных фондах, сети Интернет.

владеть: способность к аналитическому мышлению; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Тема 1. Социология как наука

Объект и предмет познания социологии. Предпосылки возникновения социологии как самостоятельной науки. Особенности социологического метода. Основные категории социологии. Структура социологического знания. Функции социологии. Социология в системе других наук об обществе.

Тема 2. Донаучный период развития социологической мысли

Социологическая мысль в античности (Платон, Аристотель), средневековье Н.Макиавелли) и новое время (Т.Гоббс, Ж.-Ж.Руссо).

Тема 3. Научный период развития социологии

Возникновение социологии как науки.

Учение О.Конта (этапы развития человеческого сознания, позитивный метод, классификация наук, социальная статика и динамика) и социальный дарвинизм Г.Спенсера.

Марксистская социология. Проблема «отчуждения труда». Учение о классовом антагонизме. Формационная теория. Государство как социальная организация.

Творческое наследие Э.Дюркгейма (правила социологического метода, роль разделения труда в развитии общества, проблема социальной солидарности).

«Понимающая социология» М.Вебера. Теория «идеальных типов» и «социального действия». Веберовское учение о бюрократии.

Тема 4. Развитие социологической мысли в России

Субъективистское направление (П.Л.Лавров, Н.К.Михайловский). Марксистское направление (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин). Психологическое направление (Л.И.Петражицкий, Н.И.Кареев). Многофакторная концепция М.М.Ковалевского. Интегральная социологияП.А.Сорокина

Тема 7. Социальные общности

Понятие социальной общности и критерии её возникновения. Характерные черты массовых общностей. Социальные группы и их признаки. Типологии социальных групп. Этнические общности и факторы их формирования.

Понятие религии и её элементы. Типологии религий. Мировые религиозные системы. Формы религиозной организации: церковь, секта, деноминация, культ. Функции религии в обществе. Тенденции развития современной религии.

Тема 15. Социальные организации

Основные черты и структура социальной организации. Функции и дисфункции социальной организации. Формальные и неформальные организации. Бюрократия как социальное явление. Марксистское учение о государстве как социальной организации. Государство и гражданское общество.

Тема 16. Социальные движения

Понятие и сущность социальных движений, их классификация. Стадии формирования. Условия развития и распространения. Факторы участия индивидов в социальных движениях.

Тема 17. Современные молодёжные общественные движения,

организации, субкультуры

Экологические и общественно-политические движения. Субкультуры.

Музыкальные и спортивные фанклубы. Гендерные организации.

Планы СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Организации, субкультуры

1. Экологические движения («Гринпис»и т.д.).

2. Политические («Молодая гвардия», «Наши», скинхеды, «Антифа» и т.д.)

3. Общественные («Стоп-хам», «Хрюши – против» ит.д.)

4. Субкультуры (Эмо, гопники, панки, байкеры и пр.)

5. Фанклубы (музыкальные, спортивные и т.д.)

6. Феминистские организации.

При подготовке к семинару необходимо пользоваться современной периодикой и информацией из Интернета.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Студенты должны учитывать специфику курса: большой объём фактического материала при небольшом количестве аудиторных часов, сложность социологического знания и дискуссионный характер рассматриваемых проблем. Эта специфика требует от студентов большой самостоятельной работы по изучению различных социологических школ и направлений. Кроме того, студенты должны проработать основную литературу по тематике курса. Результатом самостоятельной работы должно стать формирование студентами собственной позиции при характеристике обсуждаемых проблем.

На семинарах проводится обсуждение разных подходов, позиций и оценок в истории социологической мысли по ключевым вопросам общественного развития, содержание которых студент должен проработать самостоятельно при подготовке к занятиям. Подготовка к семинарам заключается в изучении источников и литературы по предложенным темам. Результаты аналитической обработки трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов необходимо сопоставить с материалом, почерпнутым из научных исследований.

Анализируя работу представителя той или иной социологической школы, следует постараться не сковывать свою мысль представлениями, заимствованными из прочитанных книг или статей. Знания, полученные студентом в результате работы с источниками должны служить не просто иллюстративным материалом к положениям, взятым из научно-исследовательской литературы, а той основой, на которой будут построены его собственные выводы в процессе изучения какой-либо темы. Поэтому при подготовке к семинарским занятиям и в ходе написания рефератов или контрольных работ в центре внимания студента должно находиться овладение методикой анализа источника социологического знания.

Изучение каждой темы требует привлечения большого материала, который необходимо подготовить для последующего обобщения. Этот путь от анализа к синтезу легче осуществить с помощью выписок, рассортированных по различным папкам-рубрикам, каждая из которых посвящена какому-либо вопросу изучаемой темы.

Формулировка выводов, обобщающих итоги изучения той или иной проблемы – это наиболее важная и трудная часть работы. Здесь студенту может помочь исследовательская литература. Главное – не принимать результаты чьих-либо исследований как догму, оценить их критически и сопоставить с позициями других авторов. Только такой путь позволит студенту приобрести навыки самостоятельного исследования.

Многие проблемы, которые предстоит изучить студентам, до сих пор остаются в социологии объектом дискуссии. Поэтому для студента важно охватить результаты исследований различных авторов, чтобы сформировать целостную картину рассматриваемой проблемы. В конечном итоге, студент должен сформулировать собственное отношение к обсуждаемым проблемам.

Самостоятельная работа студентов включает: а) подготовку к семинарским занятиям; б) работу с источниками; в) написание контрольных работ, рефератов и текстов докладов; г) проведение коллоквиумов во время межсессионной аттестации. Возможны и другие формы письменных работ – например, конспектирование студентами книг, указанных в списке дополнительной литературы (по собственному выбору и при условии согласования с преподавателем).

Примерная тематика контрольных вопросов

для самостоятельной работы

1. Как в настоящее время трактуются объект и предмет социологии?

2. Что такое социологическое знание? Какие функции выполняет социология?

3. Какое место занимает социологии в системе наук и общегуманитарного знания?

4. Как связаны различные структуры и уровни социологического знания?

5. Как соотносятся между собой теоретическая и эмпирическая социология?

6. Какие особенности имела социологическая мысль в донаучный период? Какие мыслители затронули в своих трудах социальные проблемы?

7. Когда и кем впервые в научный оборот был введен термин «социология»? Чём он отличался от современной трактовки?

8. Что такое «позитивная» социология О. Конта?

9. Какие особенности имеют социологические взгляды Г. Спенсера?

10. Какие правила социологического метода предложил Э. Дюркгейм?

11. Почему социология М. Вебера именуется «понимающей»?

12. Назовите основные методологические подходы в социологии.

13. Объясните общее и различное у марксистской социологии и теории социального конфликта.

14. Что такое социологическая парадигма, социологическая школа, направление?

15. В чем заключается методологическое противостояние конфликтологии?

16. Каково соотношение таких понятий как «естественное состояние» и «гражданское общество»?

17. Что понимается под стратификационной структурой общества?

18. Дайте определение понятия «социальная группа» и назовите необходимые условия образования групп и их виды.

19. Как проявляется взаимосвязанность социальных групп и социальных институтов?

20. Что представляет собой социальная организация как элемент социальной структуры общества?

21. Как взаимодействуют формальная и неформальная структуры в социальной организации предприятия?

22. Дайте характеристику основных элементов духовной (нематериальной) культуры.

23. Какие функции выполняет культура?

24. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «личность»?

25. Какие факторы влияют на формирование личности?

26. В чем суть процесса социализации личности?

27. Что такое социальный тип личности? Какие варианты социальной типологии личности существуют в современной социологии?

28. Какие виды социологического исследования вы знаете?

29. Что такое методология и методика социологического исследования? Какая между ними связь?

30. Какова структура программы социологического исследования?

31. В чём достоинства и недостатки различных методов социологического исследования?

С какой целью проводятся социологические исследования? В чём значение этих исследований?

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Методические указания для студентов

Контрольной работой называется научное исследование студентов, которое проводится с целью систематизации, расширения и закрепления знаний по предмету. При ее написании студент овладевает навыками самостоятельной и творческой работы, учится грамотно вести сбор материала, решать поставленные научные задачи. Объектом курсовой работы по истории являются актуальные явления и сюжеты того или иного периода, проблемы государственного или правового развития страны, жизнь и деятельность видных личностей. Студент может выбрать тему контрольной работы из нижеприведённого списка, также допускается, чтобы студент сам предлагал тему в силу своих научных интересов. Необходимыми составляющими контрольной работы являются:

· титульный лист данные о студенте, факультет, курс, дата выполнения, название работы, номер варианта).

· план контрольной работы с разбивкой на пункты и нумерацией страниц.

· введение, в котором определяются актуальность, цели и задачи исследования, делается историографический обзор,

· основная часть (делится на главы и параграфы),

· заключение, где подводятся основные итоги исследования и формулируются выводы по проблеме,

· научно-справочный аппарат с примечаниями и библиографическим списком. Допускается наличие приложений с таблицами, схемами, анкетами, с воспроизведением текста редких источников. Согласно общим требованиям, объем контрольной работы должен составлять 15-20 страниц; текст печатается через два интервала по следующим правилам: на странице – 28–30 строк, в строке 58–60 знаков вместе с пробелами; верхнее поле – 2,5 см, нижнее – 2 см, расстояние слева – 2,5 – 3 см, справа – 1 см.

Примерный перечень контрольных работ

1. Роль социологии в развитии общества.

2. Донаучный период развития социологической мысли.

3. Возникновение социологии как самостоятельной науки. Учение О.Конта.

4. Социологические взгляды Э.Дюркгейма.

5. Социологическое наследие М.Вебера.

6. Социологические идеи К.Маркса и Ф.Энгельса.

7. Социологическая мысль в России XIX – начала XX в.

8. Учение П.А. Сорокина.

9. Современная эмпирическая социология и её роль в общественном развитии.

10. Значение структурного функционализма в современной социологии.

11. Конфликтологическая парадигма в современной социологии.

12. Общество как социальная система.

13. Понимание общественного развития в истории социологии. Источники общественного прогресса.

14. Культура как социальное явление. Её значение в жизни общества.

15. Социальные группы и общности в структуре общества.

16. Теории социальной стратификации.

17. Социальная структура современного российского общества.

18. Социальная мобильность и маргинализация общества.

19. Личность и общество. Социализация – основа социальной жизни.

20. Девиантное поведение и способы его преодоления.

21. Место и роль социального контроля в жизни общества.

22. Место и роль социальных институтов и организаций в жизни общества.

23. Социология семьи и брака.

24. Насилие в семье как социальная проблема.

25. Проблемы современной российской семьи.

26. Становление религии и церкви как социального института.

27. Социальные конфликты в современной России и пути достижения социального согласия.

28. Межэтнические конфликты в современном обществе.

29. Социальные движения в современном мире.

30. Современные молодёжные организации и движения в России.

31. Методика социологического исследования.

32. Социология управления. Бюрократия как социальное явление.

33. Глобальные проблемы современного общества.

34. Социальная сторона глобализации современного мира.

35. Тенденции развития современного российского общества.

Тестовые задания, согласно приложенной базе тестов и требованиям к ним.

Тестовые задания

Вариант 1.

1. Социологические определения политики включают в себя следующие трактовки

а. экономические, стратификационные и правовые

б. институциональные, антропологические, конфликтные

в. деятельностные, телеологические и системные

субстанциональные, ассоциативные и диссоциативные

2. В истории социологии можно выделить

а. четыре этапа: древность, средневековье, новое время и современный этап

б. три этапа: древность, новое и новейшее время

в. два этапа: индустриальный и доиндустриальный

г. два этапа: до 20 века и 20-21 век

3. Учение Аристотеля о видах власти и христианское учение о церкви соединены в трактате «О правлении князей»

а. Фомы Аквинского

а. Августина

б. Гоббса

г. Макиавелли

4. Одной из главных проблем социологии была социальная солидарность, считал

а. Дюркгейм

б. Маркс

в. Энгельс

г. Вебер

5. Четыре этапа «экологический, экономический, политический, культурный) в социальной эволюции выделял

а. Р.Парк

б. К.Маркс

в. А.Сен-Симон

г. Аристотель

6. Социальный климат в обществе образуется в результате

а. психологических реакций на события

б. осознанной оценки текущих событий

в. формирования представлений о будущем

г. обобщения частных суждений о происходящем

7. Одной из основополагающих черт революционного развития является

а. радикальное изменение социальной системы общества

б. укрепление существующего государственного аппарата

в. объединение всех социальных групп в обществе

г. обеспечение сотрудничества между социальными группами

8. Стихийное социальное поведение в наибольшей степени отражает

а. массовые реакции на ситуацию нестабильности

а. индивидуальные реакции на изменяющуюся ситуацию

б. реакции институтов власти на состояние кризиса

г. настроения, господствующие в рядах оппозиционно

9. Быть лидером или аутсайдером в малой группе означает иметь статус

а. неформальный

а. формальный

б. высокий

г. низкий

10. Переход из одной страты в другую, характеризующийся сменой статуса, называется

а. социальной мобильностью

а. социальной стратификацией

б. социализацией

г. инкультурацией

11. Стиль руководства – это

а. манера и методы управления, используемые лидером

б. совокупность способов и методов реализации власти в социуме

в. единство методов убеждения и принуждения

г. принцип политической деятельности

12. Право на собственность, свободный труд и отдых можно присовокупить к группе

а. социально-экономических прав

б. политических прав

в. личных (гражданских) прав

г. культурных прав

13. Люди, определенные с помощью социологических методик для проведения их анкетирования, называются

а. респондентами

б. интервьюерами

в. акторами

г. маргиналами

14. Сущность социальной жизни состоит в

а. производстве и воспроизводстве социальных связей и отношений

б. самореализации индивидуумов

в. усилении регулирующей роли государства

г. обеспечении прав и свобод граждан и их безопасности

15. К внешним факторам, влияющим на формирование и функционирование социальной системы, относят процессы,

а. протекающие в других сферах социума

б. связанные с международными отношениями

в. связанные с социальной стратификацией

г. происходящие внутри социальной группы

16. Одним из факторов пополнения элиты является

а. вертикальная мобильность

б. политическая мобилизация

в. горизонтальная мобильность

г. социальная стратификация

17. Общая теория конфликтов рассмотрена в трудах

а. Г.Зиммеля и Л.Козера

б. К.Маркса и Ф.Энгельса

в. Г.Алмонда и С.Вербы

г. Г.Моска и В.Парето

18. Экстраверт как социологический тип личности направлен на

а. внешний мир и деятельность в нем

б. внутренний мир и свои переживания

в. определение своего места в жизни

г. поиск личной позиции по общефилософским вопросам

19. Общественная группа становится субъектом социальной жизни при наличии у нее

а. объективных связей, внутренней солидарности, неформальных лидеров и общих интересов

б. единой территории, культуры, экономических связей

в. определенного статуса, общей символики, собственной эмблематики

г. общих социальных, профессиональных, возрастных признаков

Вариант 2.

1. Понятие «географический детерминизм» вошло в социологию с именем

а. Ш.Монтескье

б. А.Сен-Симона

в. О.Конта

г. Ф.Тейлора

2. Социология – единственная из наук, изучающих общество

а. как единую систему

б. по частям

в. с гуманистической точки зрения

г. с помощью аксиологического подхода

3. Правитель, желающий добиться успеха, должен знать законы поведения людей, полагал

а. Макиавелли

б. Гоббс

в. Аристотель

г. Ленин

4. Проблему коллективного сознания впервые затронули

а. социальные психологи

б. позитивисты

в. марксисты

г. структуралисты

5. Хотторнские эксперименты, положившие начало индустриальной социологии, проводил

а. Э.Мейо

б. Т.Адорно

в. Э.Дюркгейм

г. Т.Парсонс

6. Социальная реформа означает процесс

а. изменения в рамках существующей системы

б. радикальной ломки наличной социальной системы

в. восстановления старой социальной системы

г. перехода к новой социальной системе

7. Характерной чертой российской культуры является отсутствие устойчивых традиций

а. индивидуализма

б. коллективизма

в. справедливости

г. равенства

8. Главенствующее влияние на психологическое настроение толпы оказывают

а. самовнушение и самовозбуждение

б. самоконтроль и влияние лидеров

в. вносимые извне идеи

г. личный эмоциональный настрой отдельных участников

9. Быть преподавателем, мужчиной, мужем, татарином, мусульманином, демократом значит иметь статус

а. формальный

б. неформальный

в. правильный

г. высокий

10. Наиболее значимым объектом социальной жизни является

а. общество

б. государство

в. социальная страта

г. выдающаяся личность

11. Авторитарный стиль руководства основан на

а. прямых приказах и указаниях руководителя

б. достижении согласия при принятии решений

в. коллективном обсуждении возникающих проблем

г. четком соблюдении служебной иерархии

12. Культурные права необходимы для реализации

а. духовного развития граждан

б. гражданских прав личности

в. творческих возможностей человека

г. условий для накопления культурных ценностей

13. Перевод теоретической схемы в совокупность конкретных социологических признаков называется

а. операционализацией

б. модернизацией

в. инкультурацией

г. социализацией

14. Социальная система может быть представлена как

а. вид общественных отношений

б. форма экономических взаимосвязей

в. важнейший элемент политической сферы

г. конечное выражение идеологии

15. К внутренним системообразующим факторам, определяющим развитие социальной системы, следует отнести

а. интересы и деятельность субъектов социума

б. демографические изменения в социуме

в. геополитические процессы

г. социальное развитие политической системы общества

16. Существенной особенностью элиты следует считать наличие у нее

а. сильных внутренних связей

б. единого лидера

в. одобрения и поддержки общества

г. собственной идеологии

17. В теоретических конфликтологических разработках выделяют такие стратегии, как

а. навязывание решения; проблемно-решающая, уступающая, избегающая, стратегия бездействия

б. проникновения, идентичности, легитимности, регулирования, стратегия распределения

в. институциональная, регулятивная, функционально-коммуникативная, духовно-идеологическая стратегия

г. экономическая, социальная, политическая, духовная стратегия

18. В основе социального противоборства как вида социальных отношений лежит

а. несовместимость интересов и целей

б. различие в способах достижения целей

в. деление общества на социальные институты

г. культурная дифференциация людей

19. Гегемонистский тип ориентации характеризуется

а. негативным отношением к чужим социальным системам, кроме «своей»

б. рациональным, уважительным отношением к правопорядку, социуму, гражданским обязанностям

в. способностью менять свои личные пристрастия и ценностные ориентиры

г. склонностью к противостоянию и межгрупповой борьбе

Вариант 3.

1. Государство – это господство меньшинства над большинством, считал

а. Л.Гумплович

б. О.Конт

в. А.Сен-Симон

г. Г.Спенсер

2. Первыми из социальных философов считаются

а. Платон и Аристотель

б. Гоббс и Локк

в. Маркс и Энгельс

г. Парсонс и Дарендорф

3. Заслужить ненависть за добрые дела так же легко, как и за злые, поэтому надо мало поощрять и часто наказывать, считал

а. Макиавелли

б. Сталин

в. Гитлер

г. Вебер

4. По мнению К.Маркса, непримиримое противоречие между различными социальными группами любого общества – это

а. антагонизм

б. капитализм

в. модернизация

г. социализация

5. Создателем иерархической теории потребностей является

а. А.Маслоу

б. Дж.Морено

в. Э.Мейо

г. Т.Адорно

6. По мнению И.А.Ильина, сущность русского национального характера концентрируется в

а. созерцающей любви и коллективизме

б. имперских устремлениях

в. ориентации на внутреннюю жизнь и ее интересы

г. бытовой демократии

7. Многообразные потребности, стимулирующие социальную деятельность человека, подразделяются на

а. материальные, социальные, духовные

б. прогрессивные и регрессивные

в. демократические, авторитарные, тоталитарные

г. религиозные и светские

8. Основными компонентами культуры являются

а. ценности, институты, образцы поведения

б. установки и стереотипы

в. климат и общественное мнение

г. взгляды, идеи, принципы

9. Регулярный, повторяющийся процесс, обусловленный взаимодействием индивидов, выполняющих социальные роли, называется

а. социальным взаимодействием

б. социализацией

в. инкультурацией

г. сменой статуса

10. Экономика является

а. объектом социальной системы

б. субъектом социальной системы

в. объектом и субъектом социальной системы одновременно

г. не может быть ни объектом, ни субъектом социальной системы

11. Демократический стиль руководства включает

а. широкое привлечение сотрудников к решению возникающих проблем и их свободное обсуждение

а. минимальное вмешательство руководителя в дела организации

б. коллективную ответственность членов организации за принятые решения

г. отсутствие контроля со стороны руководителя за ходом принятия решений

12. Право на свободу творчества относится к группе

а. культурных прав

б. политических прав

в. социально-экономических прав

г. личных (гражданских) прав

13. Предположение о характере связи научных понятий – это

а. научная гипотеза

б. метод

в. методика

г. теория

14. Основными формами социальной жизни являются

а. социальные отношения, социальные институты, социальная стратификация и система

б. государство, политические партии, общественные организации

в. социальная сфера, социальное пространство, индивидуум

г. борьба, сотрудничество, конкуренция

15. Социальная система общества обеспечивает его

а. интеграцию и адаптацию

б. устойчивость к изменениям

в. неизменность

г. стратификацию и дифференциацию

16. Структурно элита образует геометрическую фигуру, напоминающую

а. пирамиду

б. цилиндр

в. квадрат

г. ромб

17. Широкое распространение в западной социологии теория модернизации получила

а. с конца 50-х годов XX в.

б. в начале XX в.

в. с 70-80-х годов XX в.

г. в конце XIX в.

18. Этническое самосознание выражается в осознании принадлежности к одному

а. этносу

б. региону

в. государству

г. семейному клану

19. Конфликтный тип ориентации отличается

а. склонностью к противостоянию на основе поддержки своей социальной группы

б. негативным отношением к другим ценностным позициям

в. рациональным отношением к существующим социальным порядкам

г. способностью менять свои ценностные ориентиры

Вариант 4.

1. В результате социального развития выдающиеся люди изобретают что-либо, а массы только подражают им, считал

а. Г.Тард

б. К.Юнг

в. Г.Лебон

г. Т.Парсонс

2. Классы «мудрецов», «воинов» и «ремесленников» в обществе выделял

а. Платон

б. Аристотель

в. Макиавелли

г. Гоббс

3. Теорию общественного договора, послужившую основой учения о гражданском обществе, разработал

а. Гоббс

б. Аристотель

в. Платон

г. Августин

4. Согласно Веберу, мотивами, целями, интересами и сознанием обладает

а. индивид

б. общество

в. социальная группа

г. народ

5. Социометрия – социологический метод, созданный

а. Дж.Морено

б. Т. Парсонсом

в. Т.Адорно

г. Э.Мейо

6. Одной из важнейших функций культуры является функция

а. социализации

б. политизации

в. идеологизации

г. реидеологизации

7. Естественные потребности ориентированы на удовлетворение

а. повседневных нужд

б. нужд в социальном общении

в. властных устремлений человека

г. религиозных нужд

8. Субкультура представляет собой

а. вариант основного типа культуры

б. особый тип культуры

в. вариант, противоположный основной культуре

г. ядро основной культуры

9. Процесс социализации означает

а. формирование личностных и гражданских качеств личности

б. усиление влияния социалистической идеологии

в. развитие коллективистских общественных отношений

г. появление и развитие социалистических партий

10. Общественная группа является субъектом социальной системы

а. при определенных условиях

б. при любых условиях

в. исключительно при экстраординарных условиях

г. ни при каких условиях

11. Либеральный стиль руководства характеризуется

а. минимальным вмешательством руководителя и широкой свободой деятельности членов команды

б. полным отсутствием контроля со стороны руководителя за делами в организации

в. решением всех вопросов лично руководителем

г. согласием между всеми членами команды относительно принимаемых решений

12. Вертикальная мобильность представляет собой процесс

а. перехода индивида или социальной группы из одной социальной страты в другую

б. смены элит

в. классовой борьбы

г. социальной революции

13. Метод социологического исследования, связанный с анкетированием и интервьюированием, – это

а. опрос

б. анализ документов

в. наблюдение

г. эксперимент

14. Социальные отношения представляют собой

а. вид социальных взаимосвязей и взаимодействий

б. целесообразную социальную деятельность

в. форму изменений социального пространства

г. способ реализации целей индивида

15. Социальная система общества представляет собой совокупность социальных

а. институтов

б. взаимосвязей и взаимодействий

в. принципов и норм

г. ценностей и традиций

16. Сторонники ценностной теории элит видят проблему смены элиты как своеобразный итог изменений в

а. системе общественных ориентаций

б. соотношении классовых сил

в. социальном составе общества

г. материальном состоянии

17. Наличие определенной территории и границ является характерным признаком

а. государства

б. социума

в. любой социальной группы

г. народа

18. Позиция, положение человека в группе или обществе, называется

а. статус

б. роль

в. предмет

г. объект

19. Для культуры переходного периода свойственны

а. неустойчивость, нарушение системы ценностей

б. окостенение, неподвижность

в. духовный «вакуум»

г. духовный взлет и развитие

Вариант 5.

1. Основную роль в социальных процессах играет не разум, а эмоции, считал

а. Г.Лебон

б. К.Юнг

в. З.Фрейд

г. Э.Дюркгейм

2. Объединяясь в государство, люди в первую очередь преследуют свою собственную выгоду, считал

а. Гоббс

б. Макиавелли

в. Ленин

г. Вебер

3. Государством легко управлять, если интересы богатых ограничены, а средний класс многочисленен и стабилен, считал

а. Аристотель

б. Платон

в. Макиавелли

г. Ленин

4. Абстракция, обозначающая целые совокупности фактов, людей, явлений, называется

а. идеальным типом

б. коллективным представлением

в. коллективным бессознательным

г. антагонизмом

5. Аксиологическая функция культуры проявляется в формировании

а. ценностных ориентаций

б. знаний об окружающем мире

в. рационального мышления

г. практических навыков

6. Идея социальной системы (по аналогии с системой биологической) характерна для

а. Т.Парсонса

б. Л.Козера

в. З.Фрейда

г. О.Конта

7. Социальные потребности демонстрируют нужду человека в

а. трудовой и общественной деятельности

б. лидерстве

в. продолжении рода

г. пище и одежде

8. Наличие субкультур для развития основной культуры является

а. нормой

б. аномалией

в. свидетельством раскола единой культуры

г. досадным недоразумением

9. Процесс инкультурации означает

а. приспособление личности к культуре, восприятие ее норм и ценностей

б. усиление влияния идеологии мультикультурализма

в. развитие коллективистских общественных отношений

г. появление и развитие национально-ориентированных партий

10. Современная классификация включает следующие группы субъектов социальной системы

а. социальные общности, социальные институты, индивиды

б. классы, нации, государства

в. племя, народность, нация

г. государственные институты, политические партии, общественные организации

11. Социальная коммуникация представляет собой

а. общение, обмен информацией

б. процесс управления, упорядочения связей

в. руководство

г. подчинение

12. Теория вертикальной мобильности разрабатывалась

а. П.А.Сорокиным

б. Н.А.Бердяевым

в. С.Н.Булгаковым

г. Н.О.Лосским

13. Метод социологического исследования, связанный с качественным и количественным анализом называется

а. анализ документов

б. опрос

в. наблюдение

г. эксперимент

14. Совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством на протяжении своего развития, – это

а. культура

б. государство

в. право

г. мораль

15. В сов

Наши рекомендации