Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках ИП
М. Вебер.М. Вебер говорил социальном действии и обосновал идеальный тип- рациональное
действие. В рамках своей теории социального действия он отводил рационализации
поведения адаптационный смысл. Когда человек, вместо следования обычаям, через
рационализацию своего действия адаптируется к констелляции[11] интересов. Так
зарождается целерациональное действие. Оно имеет цель, продуманные средства и
мотивацию для достижения результата. Это действие, в основе которого «лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели»[12]. Одним из вариантов адаптации выступает усердный труд, как богоугодная деятельность.
Макс Вебер указывает на тот факт, что люди, живущие в больших городах, не могут знать своих соседей столь же близко, как люди, жившие в небольших сообществах. Он рассматривает социальные связи в рамках своей концепции идеальных типов. Социальная связь возникает при взаимной ориентации поступков двух субъектов. Если ориентированные друг на друга социальные поступки совершаются регулярно, то речь идёт об обычаях. Установление социальных связей, как и любого социальногодействия, происходит под влиянием определенных мотивов:
- Целерациональное действие имеет цель, продуманные средства и мотивацию для достижения результата. Таким может выступать избирательный путь использования и формирования соц.связей для достижения успеха в новом социуме.
- Ценностно-рациональное действие осуществляется во имя доминирующей ценности с возможным ущербом для собственной личности.
- Аффективное действие, лишенное цели, под действием чувств, с непредсказуемым результатом, это действие слабосоциальное.
- Традиционное действие совершается по привычке,традиции. Оно малосоциально.
Социальным считается действие осознанное, разумное, рациональное. Наиболее интересным для рассмотрения в рамках моей дипломной работы является целерациональное мотивирование в выборе социальных связей, возможны и другие типы социальных действий мигрантов.
П. Бергер и Т. Лукман. «Через общениеи речь индивиды сохраняют в памяти реальности. При прекращении контактов с теми, кто разделяет соответствующую реальность, возникает риск крушения субъективной реальности. Контакты с альтернативной реальностью также могут подрывать первоначальную субъективную реальность»[13]. По этим и другим причинам субъективная реальность может
трансформироваться, адаптироваться к новым условиям. Каким образом происходит
адаптация, можно просмотреть на примере смены языка: «Кто-то учит второйязык,
основываясь на само собой разумеющейся реальности его"материнского языка".
Кто-то втечение длительного времени постоянно переводит на свой родной язык,
приобретая какие-то элементы нового языка. Только таким образом новый язык
начинает приобретать какую бы то ни было реальность. Когда эта реальность
утверждается в своих правах, потихоньку становится возможным отказ от обратного перевода. Теперь этот кто-то может "думать" на новом языке»[14].
Такой процесс языковой адаптации можно охарактеризовать, связав с процессами ресоциализации и вторичной социализации, когда на уже сформировавшего человека накладываются новые условия интерсубъективной реальности.
Вторичная социализация - последующие процессы, позволяющие уже социализированному индивиду входить в новые сектора объективного мира. Это процесс освоения ролей, «специфически-ролевого» языка, процесс интернализации семантических полей (частичных реальностей). Вторичная социализация имеет место только после прохождения первичной.
Ресоциализация - переосмысление своей автобиографии и ее приспособление к новому жизненному миру. «В ресоциализации прошлое перетолковывается для того, чтобы оно соответствовало нынешней реальности, в прошлое переносятся разные элементы, которые субъективно в нем отсутствовали. Во вторичной социализации настоящее интерпретируется так, чтобы оно находилось в последовательном взаимоотношении с прошлым»[15].
Бергер и Лукманрассматривают факторы стабильности плюралистичного общества,
которые можно применить как особый способ адаптации: во-первых - постоянный и
правильный выбор человеком необходимой в данныймомент системы знаний, так как
знания постоянно модернизируются и обладают свойством релевантности, т.е.
относительности, что тоже необходимо учитывать. Также Бергер и Лукман отмечают
необходимость толерантного отношения к чужой системе знаний.
Социальнуюреальность субъект разделяет с другими людьми в процессе его взаимодействия в повседневности. И основой здесь выступает ситуациялицом-к-лицу, в результате которой происходит взаимообмен символами (вербальными, невербальными). Эта ситуация дает возможность субъекту прочувствовать субъективность другого, что не может произойти при любой другойсоциальной связи. «Реальность повседневной жизни содержит схемы типизации, на языке которых возможно понимание других и общение с ними в ситуациях лицом-к-лицу. Так, я воспринимаю другого как "мужчину", "европейца", "покупателя", "живой тип" и т.д. Все эти типизации непрерывно влияют па мое взаимодействие с ним, пока я решаю, например, показать, как можно хорошо провести время, прежде чем продать ему мой товар»[16]. Также соц. связь характеризуется еще одним важным свойством. Социализируясь, мы проходим процесс интернализации, а затемпроисходит принятие от другого того субъективного мира, который он нам предлагает и адаптирует его к нашему. В этот момент между нами возникает
социальная связь, которая выражается не только в идентификации другого, но и в
участии в жизни другого человека. Лишь когда индивид достигает подобной степени
интернализации, он становится членом общества. Главным агентом социализации
выступают значимые другие. Возможна постановка исследовательской задачи: кто выступает в роли «значимых других» для мигрантов в процессе их социализации и адаптации в новых условиях проживания в другой стране? Социальные связи, установленные в первичной группе, могут выступать стабилизирующим фактором для индивида, т.е. благодаря соц.связям первичная соц.реальность утверждается вопреки конкурентам. «Важнейшим средством поддержания реальности является общение»[17], поэтому поддерживая социальные связис домом, мигранты тем самым сохраняют идентичность с Россией, сохраняют социальную реальность дома, или же обрастая новыми связями и поддерживая их, они могут уйти от понятия дома и стать социализированными членами нового сообщества. Для нашего исследования представляет интерес рассмотрение социальных связей в контексте социализации в первичной группе, в группе сверстников, на работе, когда может происходить конфликт установленных систем знания, формирующих новый жизненный мир.
Особый интерес для А. Шюцапредставляет проблема реадаптации индивидов к
своей "домашней" группе после того, как они ее покинули по тем или иным причинам
и какое-то время жили в иных социальных группах, неизбежно усваивая новые знания
и новые измерительные линейки ценностей, типичные для этих групп. Социолог
отмечает, что положение возвращающегося отлично"от положения чужестранца —
последний готов к тому, что этот мир организован иначе, по сравнению с тем, из
которого он прибыл. Адаптация в этом случае выступает как новое усвоение смысловых значении интерсубъективного мира. В этой связи важно выяснить, как молодые мигранты адаптируют свою систему интерпретаций, целенаправленно
приспосабливая себя к предстоящим изменениям. В социологии различия между «Мы-группа и Они-группа» трактуются как различия между внутригрупповыми и межгрупповыми отношениями. Изучение пары противоположных отношений позволяет наблюдать "перерывы постепенности" в социальной реальности, сравнивать разные самости. Как считает Шюц, при переходе индивида из одной социальной группы в другую ему неизбежно приходится сталкиваться не только с иным социокультурным порядком, но и с тем, что члены новой группы руководствуются своими знаниями, имеют свою, специфическую шкалу измерения значений и социальных объектов. Социальные связи выступают основой формирования интерсубъективного мира, где люди связаны друг с другом, обладая общностью смыслов и символов действия и восприятия. Социальные связи в рамках работ Щюца могут быть представлены, как связь с домом, с одной стороны, и складывающейся новой домашней группой, с другой стороны, и использование этих связей для дальнейшего существования. Обрастая новыми социальными связями, человек обеспечивает себе лучшие возможности для адаптации, т.к.расширяет границы своей биографической ситуации. Важно выяснить круг новых социальных связей, приобретенных мигрантами, и какие проблемы адаптации они способствуют решению.
У И. Гофманаадаптация соотносится с принятием правил игры, принятием своей роли, адаптивности к роли, к сцене, игре, а также адаптивности системы ролей к восприятию другими. По мнению Гоффмана, люди сами создают ситуацию, чтобы выразить символические значения, с помощью которых они производят хорошее впечатление на других и контролируют ситуацию, а затем сохраняют это впечатление. Таким образом, обрастая социальными связями, они наполняются новыми социальными ролями, которые бы могли использовать для лучшей адаптации к социуму и для успешной коммуникации в повседневной жизни, для наиболее положительного представления себя другим.
Для Ч. Кулиадаптация выступает в контексте приспособления личных качеств человека к условиям нового социального окружения: в социальных связях людей отображается процесс формирования собственного «Я» через отражение, через наблюдение за реакцией других. Он отмечает использование первичных социальных связей в будущем (социализация в домашней группе).
Дж. Мид большое значение придавал символам, обладающим определенным смыслом, который необходимо познать людям, чтобы продуктивно общаться, действовать, создавать социальную реальность. Личность - это непрестанный процесс формирования себя через принятие ценностей и норм «обобщенного другого». Человек формирует впечатление о себе сам (концепция I), и пропускает через себя отношение к нему других, то, каким они его себе представляют (концепция Ме). Но правильное толкование может происходить лишь в случае полной интеграции молодого человека в ценностно-нормативные ориентиры системы обобщенного другого. Таким образом, важно выяснить, как адаптация молодых мигрантов происходит в контексте принятия смыслов и символов обобщенного другого, например, языка, ценностей и норм чужого общества.
Вывод
В рамках ИП категория социальной адаптации рассматривается на микроуровне – взаимодействия индивидов. Также исследуется проблема адаптивности в рамках социального действия (рационализация – Вебер), категории «возвращающегося домой» А.Шюца. В дипломе будет использована концепция Бергера и Лукмана о роли социального знания в процессе адаптации. Можно поставить задачу проследить, в какой форме проходит адаптация мигранта: в форме вторичной социализации или ресоциализации. Используя предложенную ими модель усвоения нового языка, можно проследить, как используется этот механизм адаптации у мигрантов. Насколько новый язык вошел в их словарный запас, используется ли он в домашней группе и насколько это помогает им интегрироваться и чувствовать себя включенными или же не включенными в новые социальные связи в новом мире. У Бергера и Лукмана основой, включения человека в социум является интернализация, с этим процессом взаимодействует социализация, ресоциализация и адаптация. Этот процесс в случае с молодыми мигрантами включает в себя состояние восприятия нового окружающего мира через социальные сети, связи, ситуации лицом-к-лицу, рефератные группы и преобразование это реальности в свою, субъективную. То есть присвоение ей статуса «своей», включения в этот социум. В данном случае социальные связи, использованные мигрантами как непосредственные источники новой культуры, новой модели поведения, иной повседневности. Концепция Щюца «возвращающегося домой» поможет проследить ощущения мигрантов при возвращении на родину, когда они навещают своих родных, друзей. Чувствуют ли они сохранение былых связей и на какие выводы в итоге их это толкает, насколько они удаляются от родины и может в результате это заставляет их там отдавать большее предпочтение установлению немецких связей и скорейшей адаптации и полному вливанию в немецкое общество, или наоборот - у них возникает желание возобновить связь здесь и уехать оттуда, ослабив свои связи там, или используя их чисто с функциональной точки зрения. У Шюца также социальные связи способствуют формированию интерсубъективного мира, и основу здесь составляют первые связи — с домашней группой. Задачей здесь может стоять выяснить влияние именно этой связи на формирование процесса адаптации. И на основе социальных связей проследить процессы формирования нового интерсубъективного мира о котором говорят и Щюц, и Бергер с Лукманом.
Концепция социального действия Вебера дает богатый материал для рассмотрения мотивации использования тех или иных связей. Вебер говорит о социальном действии как о направленном на другого, т.е. как о взаимодействии. Его типологию действия (целерациональное, ценнностно-рациональное, традиционное, аффективное) можно использовать как модель мотивационного объяснения использование социальных связей мигрантами. С кем из своего окружения они общаются, потому что это принято ( традиционная мотивация); с кем - по стечению обстоятельств(аффективная мотивация), а с кем они взаимодействуют целерациональным путем, т.е. осознают, что такая связь им может дать и осознанно на нее идут, чтобы добиться определенных целей. (целерациональная и цееностно-рациональная мотивация ). Задачей исследования может стать выяснение именно мотивационной основы выбора социальных связей и влияние этого выбора на достижение цели адаптации..