Рассмотрение категории «адаптация» и «социальные связи» в рамках СФП

О. Конт. Цель: выявить подход Конта к ключевой проблеме и возможный выход на формулировку теоретической гипотезы дипломного исследования постановки и задач исследования.

Связь поколений.

Семья-воспитание-передача прошлого опыта, традиций. Семья выступает у Конта «либо как спонтанный источник нашего морального воспитания, либо как естественная база нашей политической организации. В своем первом аспекте каждая современная семья ..подготавливает общество будущего: в своем втором аспекте каждая новая семья продлевает жизнь настоящего общества»[2]. В случае семей мигрантов семья -передатчик традиций родного социума для молодежи. Связь с семьей и семейные связи (если перевозятся бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.) могут помогать поддерживать родную культуру. Возможной задачей исследования может стать следующая: выяснить, какую роль играют семейные связи и используются ли они молодежью для адаптации в новых условиях проживания заграницей, для поддержки, а может они вообще уходят из семей и стараются жить своей жизнью. Уезжают в другие города, женятся (выходят замуж) и т.д.

Г. Спенсер отдает адаптации основную роль в борьбе за существование, рез приспособительных функций в обществе невозможно достижение равновесие последнее же - основа стабильности общества. По Спенсеру социальная адаптация -приспособление человека к обществу. Он отмечает, что в социуме, как и в биосфере царит закон естественного отбора, борьбы за существование и выживания, сильнейшего. Таким образом, можно предположить, что молодой человек, адаптируясь к новым условиям проживания, проходит этот естественный отбор: либо выживает, социализируется, функционирует на благо социальных институтов и общества в целом, либо выпадает из системы взаимосвязанных частиц. Здесь не учитываются какие-то субъективные переживания индивида, а только его роль и способность быстро адаптироваться и выживать. Спенсер писал об экономической конкуренции, как способе адаптации индивида в обществе. В связи с этим, можно выяснить, в каких конкурентных условиях пришлось адаптироваться молодым эмигрантам в условиях Германии.

Говоря о социальных связях Спенсер отмечает механизм передачи информации -символы и язык. Поддерживание связи - посредническая функция, функция кооперации - интеграции, т.к. физической связи социальный организм своим частям обеспечить не может. ). «В обществах это требование выполняется при помощи знаков, символически выражающих чувства и мысли и передающихся от одной личности к "другой, сначала весьма неопределенным образом и лишь на коротких расстояниях, а потом более определенно и на более значительные расстоянии»[3].Отсюда важной задачей исследования является выявление роли усвоения нового языка в процессе адаптации иинтеграции молодых эмигрантов в Германии.

Э. Дюркгейм отмечает овладение специальностью - как основной механизм
адаптации и социализации индивида в социуме. Он говорит о том, что разделение
труда позволяет человеку освободиться от уз и стать личностью, впитать в себя
коллективное сознание, нормы морали и ценности, диктуемые обществом. Особую
роль Дюркгейм отдает специализации индивида, узкой направленности его
деятельности: «Мы должны также работать, чтобы осуществить в себе коллективный
тип, поскольку он существует. Есть общие чувства, идеи, без которых, как говорят, не
бываешь человеком /.../ тот, кто отдался определенному занятию, в каждую минуту
призывается к общественной солидарности тысячью обязанностей профессиональной
нравственности»[4]. Таким образом, чтобы стать полноправным членом нового общества, нужно к нему адаптироваться через свою специализацию, т.е. нужно найти себя, свою
функциональную нишу, чтобы работать на благо общества, воспроизводить институты
и коллективное сознание. Через социальные институты нужно впитывать ценности и
нормы нового общества, поддерживать солидарность, целостность, т.к. не сделав
этого, человек становится отеленным от социума. Такое отделение губительно по
мнению Дюркгейма, и может привести к суициду: «если разрываются узы,
соединяющие индивида с жизнью, то это происходит потому, что ослабла связь его с
обществом»[5]. О важности специализации также говорит представитель урбанистического экологического направления в социологии - Эймос Холл.

Дюркгейм делает вывод, что коллективные обряды, совершаемые в те моменты, когда люди оказываются перед необходимостью приспособиться к значительным изменениям в их жизни, укрепляют групповую солидарность. То есть укрепляется связь человека с домом в данном случае. Дюркгейм отдает большое значение связи индивид-общество. В моей теме это может выйти на задачу: выяснить, существует ли такая связь со старым обществом (через коллективно бессознательное) или же формируется новая социальная связь с новым обществом, дающая молодому мигранту социальную значимость. Опять жё обрести эту значимость он может через углубление специализации.

Р.К. Мертон. Социологическая теория социальной адаптации как усвоения общих социальных норм. Социальную и культурную структуру он рассматривает в связи с двумя элементами, представляющими по его мнению наибольшую важность. Первый элемент состоит из целей, намерении и интересов, определяемых данной культурой и социумом и составляющих «сферу устремлений»[6]. Второй элемент структуры определяет, регулирует и контролирует приемлемые способы достижения поставленных целей, это институализированные средства. Попадая в новое общество, человек сталкивается с новой системой целей и ресурсов и выбирает, по Мертону, один из возможных способов адаптации. (Задача: выявить, какой способ адаптации выбирают молодые люди заграницей).

Способы адаптации Определяемы е культурой цели Институционализированные средства
1. Конформизм + +
П. Инновация + -
III. Ритуализм - +
IV. Ретритизм - -
V. Мятеж +- + -

В работе «Социальная теория и социальна структура» Мертон указывает на основные культурные ценности: «1) «Все должны бороться за достижение всем доступных одинаково высоких целей», 2) «Сегодняшняя неудача есть не что иное, как промежуточный пункт на пути к полному успеху», 3) «Настоящая неудача состоит лишь в уменьшении притязаний или полном отказе от них»[7]. Используя их, молодой человек может лучше адаптироваться, не опускаясь в состояние аномии.

Также Мертон рассматривает категорию адаптации в связи с понятием функции, как последствий, способствующих адаптации системы. «В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способ­ствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка»[8].

У Т. Парсонсакатегория адаптации носит функциональный характер. Человек, чтобы быть полноправным членом обществ, адаптируясь в новом социуме, должен через окружающие его социетальные сообщества впитать нормы, ценности, роли. В последнем по Парсонсу и заложена функция адаптации социальной системы и подсистемы. (Ценности выполняют функцию воспроизводства образца, нормы - интеграцию, социальные роли - адаптации, коллективные организации - целедостижения).

Ребенок, социализируясь, проявляет активность в восприятии своих ролей. Первичную социализацию рассматриваемые группы получили в семье, по Парсонсу домохозяйство - первичная коллективная организация, дающая определенные роли, необходимые человеку для становления личностью. Усваивая эти роли, человек улучшает адаптивную функцию своего социального действия. Социальная роль типизирует личность, лишает ее индивидуальности, которая проявляется лишь в особенностях биологической системы. Человек типизирован, т.к. его поведение определяется нормами общества и культурой, «культура, с одной стороны является продуктом, а с другой стороны - детерминантой систем человеческого социального взаимодействия»[9]. Парсонс также отмечает, что в новой ситуации, чтобы адаптироваться, человек должен повысить производительность, т.е. своеобразное «старание» выполнения собственной роли в соответствии с ценностями и нормами, диктуемыми коллективной организацией; об этом же, упоминал и Дюркгейм.

При анализе явления соц.адаптации Парсонс основное внимание сконцентрировал на теоретических вопросах, связанных с изучением места и роли адаптивных процессов во внутреннем устройстве и организации той или иной соц.системы.

Адаптация понимается как приспособление системы социального действия к внешним и внутренним объектам, является одной из 4-х базовых функциональных категорий, составляющих модель действия: функцию адаптации выполняет физико-биологическая среда ситуационного окружения человека, наряду с функцией интеграции (соц.окр-е), целеполаганием (система личности) и воспроизводством
образца (культ.среда). «...Предметом социологического анализа является
институциональный аспект социального действия [...] это такая область, в которой
выявляется действующие в социальных системах нормативные экспектации, коренящиеся в культуре и определяющие, что именно надлежит делать при тех или иных обстоятельствах людям в различных статусах и ролях одного или нескольких различных значений»[10]. Интеграционную функцию выполняют социальные связи, шире -все социальное окружение человека. Составляет ядро общества. Сюда входят соц.институты, интегрирующие и контролирующие членов общества. И функция латентности - поддержания образца через образование, воспитание, семья, профессия и т.д. выполняет культурная система.

Для мигранта – основа его интеграции в общество, основа его включения - именно
наличие этого социального окружения, способного его ввести, дать ему новые ценности и роли, которые он активно впитает и будет ими пользоваться для адаптации. Согласно теории Парсонса, «первичным социальным объектом» является «единичное действие», которое, в конечном счете, в комбинации с другими социальными объектами, составляет "систему действий" или "взаимодействий" между "Я" (ego) и "другим" (alter). Это взаимодействие создает определенное культурное поле, в рамках которого возникают культурные (или, как Парсонс иногда говорил) символические объекты. Парсонс интерпретирует все формы личной интеракции и межсистемного обмена как основанных на языкоподобном коде.

Вывод.

СФП отличается своим объективистским подходом к изучению общественных процессов, нацеленностью научного знания на изучение законов стабильности общества.

Исходя из анализа подходов представителей данной парадигмы, можно сформулировать основную задачу – выяснить то, как социальные институты посредством диктуемых норм, ценностей влияют на характер адаптации молодых эмигрантов, какие образцы поведения прививаются новым для них обществом. При этом тщательному анализу должна подвергнуться деятельность и влияние на нее таких структурных элементов и институтов как семья,образование, религия, полученная профессия.

Гипотеза исследования: общество в совокупности подсистем воздействует на представления молодых эмигрантов о возможностях и барьерах адаптации и планах деятельности в новой стране проживания.

В рамках моей исследовательской работы интересен подход Г.Спенсера, согласно которому в любом обществе царят законы природы, и одной из возможностей адаптации является экономическое преимущество. Социальные связи у Спенсера - осуществляются через овладение языком, символами. Это актуально в рамках адаптации молодежи в
Германии. Действительно, они не смогут обрасти социальными связями, не зная языка,
но язык преподавался им в русской школе, а символическое общение приходит с практикой.
Можно попробовать выяснить, насколько легко им давался немецкий язык и насколько он
помог им на первых этапах адаптации. Мысль Дюркгейма о важности и адаптивной
функции специализации в обществе также олицетворяет возможное адаптивное
поведение мигранта. Выяснить, что именно предпринимает мигрант - получение образования, стремление к высшему образованию (в Германии это не так легко) и получение специальности, а следовательно и работы, что дает статус, последнее - доход, стабильность, уважение. Дюркгейм отдает большое значение связи индивид-общество. В моей теме это может выйти на задачу: выяснить, существует ли связь со старым российским обществом (через коллективное бессознательное) - или же формируется новая социальная связь с новым обществом, дающая молодому мигранту социальную значимость. Опять же обрести эту значимость он может через
углубление специализации.

Для Парсонса адаптация на уровне индивида - это использование своего потенциала предлагаемых ресурсов и ценностей. Основой выступает - старание, повышение производительности и исполнение своей социальной роли; последнему он отводит адаптивную функцию в рамках личности. Получается, если мигрант хочет найти свое место в обществе и работать во благо структуры, он будет активно впитывать (социализироваться) нормы, ценности, овладевать статусно-ролевой структурой, обрастать социальными связями новой системы. Для интеграции он должен обрасти социальными связями, обрести социальное окружение, впитать язык, т.к. именно язык - основа общения. По Парсонсу именно соц.связи выполняют функцию интеграции, т.е. включения человека, социальные отношения, в новый социум, что важно в случае мигрантов. Здесь можно поставить следующую задачу: выяснить, насколько и какие социальные связи дают мигранту осознать свою включенность, впитать эти роли и ценности, создать культурный мир вокруг себя, благодаря языковому общению. И какие роли и ценности он впитывает, какие связи он использует - родные или же общества-реципиепта. Соответственно, как он формирует свое социальное" окружение, свой культурный мир.

На основе выявленных Мертоном типов адаптации, можно поставить задачу: насколько дозволенные средства достижения одобряемых целей доступны мигранту для конформистского типа адаптации. К какому типу адаптивного действия он прибегает: конформистскому, инновационному, ритуалистскому, ретритистскому, мятежному.

У Конта социальная связь - связь поколений. В случае семей мигрантов, семья — передатчик традиций родного социума для молодежи. Связь с семьей и семейные связи (если перевозятся бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры и т.д.) могут помогать поддерживать родную культуру. Можно поставить следующую задачу: какую роль играют именно связи с семьей и используются ли они молодежью для адаптации, для поддержки, а может они вообще уходят из семей и стараются жить своей жизнью. Уезжают в другие города, Женятся (выходят замуж) и т.д.; с другой стороны семья может и мешать адаптации к новому социуму.

Наши рекомендации