Структура и уровни социологического знания на основе полипарадигмального подхода
Различают три уровня социологического знания, которые позволяют выделить некоторую типологию определенной парадигмы в социологии.
Первый – высокий уровень. Содержит теоретико-методологическое ядро – познавательные парадигмы: объективистскую (классическую), субъективистскую (неклассическую), позднемодернистскую – объектно-субъектную.
Методологический высокий уровень предусматривает соотношение субъекта и объекта в процессе познания – в каком соотношении находится субъект, т.е. социолог по отношению к объекту, т.е. к социальной реальности, обществу и индивиду. Содержит три познавательные мегапарадигмы: объективистскую, субъективистскую и субъектно-объектную.
Объективистская познавательная мегапарадигма характеризуется тем, что социолог выступает по отношению к обществу в качестве естествоиспытателя, исследователя, ученого, наблюдающего общества со стороны (с высоты птичьего полета).
Субъективистская познавательная мегапардигма характеризуется тем, что исследователь рассматривает социальную реальность изнутри, со стороны самого субъекта, социального действия, тех смыслов и значений, которые субъект придает своим действиям.
Объектно-субъектный познавательный подход, объединяющий: субъект и объект находятся во взаимодействии и представляют собой дуальность.
Второй уровень включает крупные теоретико-методологические парадигмы, различающиеся по основному предмету, который они исследуют.
1. Структурно-функциональная парадигма (СФП). Основной предмет – структура, общество на макроуровне: социальные институты, социальные слои и общности, классы, нации, профессиональные группы, организации, корпорации, объединения, массовые движения (например, феминизм), гендерные, экологические движения, процессы в мире и обществе (например, глобализация, трансформация, эволюция, революции), различные сферы общества (например, экономическая, политическая, социальная, духовная) и т.п.
2. Конфликтная парадигма (КП) изучает конфликт в обществе: классовый конфликт, конфликт власти, конфликт интересов, групповой конфликт и т.д.
3. Психологическая парадигма (ПП) исследует социальное поведение индивида, группы, толпы, народа.
4. Детерминистская парадигма (ДП) ищет некую первопричину – детерминанту – социальных явлений и процессов. Первопричина, объективно находящаяся вне человека, может быть и вне общества (однофакторные школы). Техника, экономика (частная собственность по К. Марксу), географическая среда, всеобщие законы эволюции, расово-антропологический аспект и т.д. – это те детерминанты, которые непосредственно оказывают воздействие на общество и человека.
Эти парадигмы (СФП, КП, ДП, ПП) относятся к объективистской познавательной мегапарадигме, поскольку предметная область исследования имеет природу социального факта (структура, конфликт, социальное поведение, детерминанта) и (социолог) изучает их со стороны.
5. Интерпретативная парадигма (ИП) – изучает социальное действие через сознание человека, мотивацию, смысл своего действия; выявляет те смыслы, которые сам респондент придает своим действиям – дефиниции.
Эта парадигма относится с субъективной познавательной мегапарадигме.
6. Объединительная, структурно-деятельностная, интегративная парадигма (ОП) объединяет одновременно структуру, социальные практики, события. Соответственно эта парадигма относится к объектно-субъектной познавательной мегапарадигме.
Третий уровень. Теоретико-методологические подходы и теории в рамках определенных парадигм.
1. СФП: позитивизм О. Конта; социальная статика, социальная динамика, эволюционный органицизм Г. Спенсера; социологизм Э. Дюркгейма, общественное разделение труда, солидарность; структурный функционализм Т. Парсонса, социальные системы, социальное действие; функционализм Р. Мертона, теории среднего уровня, девиации.
2. КП: диалектико-материалистическая и классовая теория конфликта К. Маркса; структурно-фукциональная теория конфликта Р. Дарендорфа, конструктивный конфликт Л. Козера.
3. ДП: технологический детерминизм: теория индустриального общества Р. Арона; теория постиндустриального общества Д. Белла; теория технологического общества Э. Тоффлера; теория конвергенции Дж. Гелбрейта; однофакторные школы: географическая теория И. Мечникова, Ф. Ратцеля; расово-антропологическая Ж. Гобино и Ж. Ля Пуж; теория органицизма П.Ф. Лилиенфельд-Тоаля, Г. Спенсера; механицизм А.И. Стронина.
4. ПП: физиологический психоанализ З. Фрейда; гуманистический психоанализ Э. Фромма; теория толпы Г. Лебона; теория подражания Н.К. Михайловского и Г. Тарда; теория нелогического действия В. Парето; теория групп А. Смолла; психологический эволюционизм Л. Уорда.
5. ИП: понимающая социология, теория социального действия М. Вебера; теория интеракции Г. Зиммеля; феноменологическая социология А. Щюца; символический интеракционизм Дж. Мида; теория «зеркального Я» Ч. Кули; социальное конструирование реальности П. Бергера и Т. Лукмана; этнометодология Г. Гарфинкеля; драматургическая социология Э. Гофмана.
6. ОП: теория структурации Э. Гидденса; структуралистский конструктивизм П. Бурдье; теория социальных изменений П. Штомпки; интегральная социология П. Сорокина.
Схема