Система научных фондов и грантов
Важной частью институциализации науки является создание научных фондов и выделение научных грантов.
Во всем мире гранты являются одним из основных способов финансирования научных исследований. Более 60% студентов из Восточной Европы, которые обучаются в США или странах Западной Европы, должны платить за обучение сами, или эти деньги вносит правительство их страны. Только 35% студентов получают финансовую помощь от колледжа или университета. Все остальные получают финансирование от фондов.
Грант (от англ. grant — дар) — это целевая финансовая дотация, предоставляемая для реализации некоммерческих проектов, в том числе на обучение и научные исследования. Грант считается формой спонсорской поддержки проекта, идеи которого предлагаются, разрабатываются и воплощаются в жизнь автором заявки. Грант включает средства, безвозмездно передаваемые дарителем (фондом, корпорацией, правительственным учреждением или частным лицом) некоммерческой организации или частному лицу для выполнения конкретной работы. Сумма гранта, как правило, это от 1 до 25 тыс. долл., не предусматривает покрытия всех расходов, связанных с реализацией заявленного проекта, и предполагает проведение работ в научном учреждении, которое обеспечивает как частичное финансирование этих работ, так и возможность использования оборудования, лабораторных помещений и т.п. Размер частных грантов больше, государственных — меньше: 1 -2 тыс. долл. в год (РФФИ).
Таким образом, грант — это средства (деньги, оборудование), передаваемые на безвозмездной и безвозвратной, чаще всего конкурсной, основе отечественными или иностранными дарителями (фондами, крупными бизнес-структурами, правительственными организациями или частными лицами) организациям или частным лицам для выполнения работ, представляющих научную, технологическую, культурную и социальную значимость.
Многие фонды выдают гранты на конкурсной основе. Поэтому не всегда легко их получить. Чтобы участвовать в конкурсе или без него необходимо составить заявку — письменное обращение с просьбой выдать грант на некоммерческий проект. Ученые на Западе, в том числе социологи, тратят более '/3 своего времени на написание заявок на гранты. Для большинства российских социологов оформление заявки на грант и получение финансирования на конкурсной основе все еще является непривычным делом. Помыкавшись с оформлением многочисленных бумаг и выбиванием грантов, особенно зарубежных, многие обществоведы отказываются от них вовсе. По данным Е.З. Мирской, в 1998 г. количество зарубежных грантов сократилось по сравнению с предыдущим годом вдвое56.
Современная мировая история грантов насчитывает свыше 100 лет, когда в странах Западной Европы и США впервые начали создаваться общественные организации. В настоящее время практически нет ни одного государства, в котором бы не давали и не получали грантов. Основными источниками грантов являются американские и западноевропейские правительственные организации и частные благотворитель ные фонды, а основными потребителями грантов — неправительственные некоммерческие организации (НКО) в США, Западной Европе и развивающихся странах. В мире насчитывается свыше 4 тыс. благотворительных фондов, предоставляющих гранты. Большая часть из них находится в США.
В настоящее время из числа зарубежных фондов имеют право осуществлять благотворительную деятельность на территории Российской Федерации только аккредитованные Правительством РФ фонды. Таких фондов и организаций насчитывается более 100. Каждый из них отличается по направлению деятельности, по видам оказываемой поддержки и т.д. К числу наиболее известных относятся Институт «Открытое общество» Фонда Сороса, Фонд «Евразия», Фонд дикой природы, Фонд Чарлза С. Мотта, Фонд Форда, Фонд Макартуров, Чаритиз Эйд Фаундейшн, программа TACIS, проект ROLL, программа научных обменов IREX, АСПРЯЛ/ACTR, Фонд Эдмунда Маски, программа Фулбрайта и др.57
Среди них по объему инвестирований в научные разработки российских социологов выделяются: Фонд Дж. Сороса (основан в 1992 г. с первоначальным бюджетом 100 млн долл., сейчас фонд называется Институтом «Открытое общество»), Московский общественный научный фонд (МОНФ), Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ, создан в 1994 г., ежегодно финансирует до 3 тыс. научных проектов), Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ, создан в 1992 г., ежегодно финансирует более 10 тыс. научных проектов, бюджет — 33,5 млн долл.; из них на науки о человеке и
56 Государственные научные фонды в России: деятельность, проблемы, перспективы: Материалы «круглого стола», 25 октября 1999 г. // Науковедение. 2000. № 1. С. 31.
57 Степанов И.В. Что такое грант? // http://skb.ykt.ru/mpressa/n33/grant.htm
обществе тратится 1,4 млн долл.), ФондДж. и К. Макартуров, Фонд Карне-ги, Фонд Форда, Образовательная программа Европейского сообщества «Темпус/Тасис», Национальный фонд подготовки кадров (организации, распределяющая инвестиции Международного банка реконструкции и развития в российскую систему образования).
Во всем мире фонды создавались как независимые экспертные институты для грантового финансирования научных исследований. В России тенденция иная: крупные научные фонды создаются и содержатся пока еще на государственные деньги и, следовательно, в своей политике зависят от правительства страны. Наука в России, как и в СССР, продолжает оставаться сферой, финансируемой преимущественно из госбюджетных источников. Через российские фонды распределяется 5—7% совокупных бюджетных расходов на науку. Так, бюджет Российского фонда фундаментальных исследований составляет около 6% от всех инвестиций государства в науку.
По примерной оценке, в стране действует не менее 150 фондов, финансирующих научные исследования. Все активнее Россия включается в мировое «грантовое пространство». Большую роль играют в этом процессе обосновавшиеся на отечественном научном рынке заграничные фонды и формирующиеся российские частные фонды. В частности, Институт «Открытое общество» в последние годы направляет основные потоки инвестиций на обновление гуманитарного образования: поддержку кафедр, организацию конференций, издательскую деятельность, развитие системы Интернет. В рамках программы поддержки кафедр ИОО-Россия финансируются 24 кафедры социальных наук в региональных университетах вместе с ресурсными центрами (РГГУ, МГИМО, Институтом социологии РАН, Московской школой социальных и экономических наук и др.). Расходы на программу составляют 2,7 млн долл. Издаваемая фондом Сороса серия «Университетская библиотека» включает десятки переводов классических западных изданий, в том числе социологических58. По мнению Б.Г. Салтыкова, частная грантовая система утверждалась как альтернатива ведомственному распределению, как идеология справедливости и свободы «индивидуального» ученого, когда о результатах его труда судят коллеги и все равно, академик ты или начинающий59.
Финансируемые фондами зарубежные стажировки позволили сотням молодых обществоведов приобщиться к мировой культуре и науке. Особенно важный вклад в этот процесс внес Московский общественный научный фонд, присуждавший до недавнего времени гранты молодым ученым в возрасте до 40 лет (около 160 человек в год). В начале 1990-х гг. Т. Шанин, возглавляющий Московскую школу социальных и экономических наук, отправлял на учебу в Англию десятки молодых социологов. К 2000 г. многие из них остепенились, стали успешными руководителями проектов и научных подразделений.
По своему юридическому статусу фонды — самоуправляемые организации, высшим органом которых является совет, состоящий из авторитетных
См.: Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта) // Науковедение. 2000. № 4.
Государственные научные фонды в России: деятельность, проблемы, перспективы: Материалы «круглого стола», 25 октября 1999 г. // Науковедение. 2000. № 1. С. 9.
ученых. Исполнительный аппарат фондов состоит из профессионалов, подконтрольных совету. Экспертиза проектов осуществляется независимыми и регулярно сменяемыми специалистами. Государственные научные фонды — новый эффективный механизм финансирования научных исследований, позволивший на конкурсной основе поддержать наиболее активную и талантливую часть научного сообщества, дать шанс молодым ученым заявить о себе, воспитать смену новых организаторов науки.
В 1990-е гг. постепенно набирала силу система финансирования социологических исследований через систему научных грантов и фондов. Поначалу они были непривычны для социологов: многие не знали, куда обращаться за помощью, как оформлять заявки и отчитываться по конечным результатам. Как оказалось, к середине 1990-х гг. к западным грантам быстрее всех приспособилось среднее и молодое поколение, к российским — старшее. Чуть ли не определяющую роль в распределении грантов в РГНФ и РФФИ играют научные степени и звания, авторитет ученого и научного учреждения.
Численность научных сотрудников и преподавателей, получивших поддержку западных фондов и университетов с 1994 по 1999 г., в области социальных наук составляла 500—700 человек. Почти все они молодые исследователи, активно владеющие по крайней мере одним из европейских языков. Главное здесь — языковая, а не профессиональная компетентность60. Постепенно они выделились в самостоятельную субкультуру, сознательно отделяющую себя от остального научного братства, превратились в замкнутую группу, образуя свой круг общения, практикуя свой язык общения (профессиональный жаргон), стиль изложения мыслей, список цитируемых и нецитируемых авторов (преимущественно зарубежных), манеру подавать себя, систему предпочтения и объекты гордости (в основном публикации на иностранных языках).
Сегодня социологи убедились в том, что гранты — это самая эффективная модель финансирования науки. Но у фондов тоже могут быть свои «пристрастия», свои представления о том, что и для какой страны сегодня наиболее актуально. Среди научных фондов, оказывающих сегодня финансовую поддержку отечественным социологам, на первом месте находится РГНФ.
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ)был создан Правительством РФ по инициативе выдающихся отечественных ученых для поддержки гуманитарной науки и распространения гуманитарных научных знаний в обществе (постановление Правительства РФ № 1023 от 6 сентября 1994 г.). РГНФбыл образован на основе гуманитарной части Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
РГНФ является вневедомственной самоуправляемой государственной организацией, средства которой формируются за счет государственных ассигнований. Эти ассигнования в 1995 г. составили 0,5 % средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на финансирование науки. Деятельностью РГНФ руководит Совет фонда, в состав которого входит Председатель Совета фонда, его заместители и 24 члена Совета, представляющие все направления гуманитарной науки и основные регионы России. Членами Совета фонда являются также руководители ряда министерств и ведомств, ве-
60 См.: Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта) // Науковедение. 2000. № 4.
дущих научные исследования. Во главе Совета стоит Председатель, назначаемый Правительством РФ сроком натри года. Председателем Совета в настоящее время является В.Л. Янин.
Постоянно действующим исполнительным и распорядительным органом фонда является Дирекция, возглавляемая Генеральным директором, назначаемым Правительством РФ. Генеральным директором фонда является проф., д-р филос. наук Е.В. Семенов. Аппарат фонда немногочислен и включает в себя четыре научных отдела (по историческим наукам, по экономическим наукам, по филологии и искусствоведению, по социальным наукам), издательский отдел, информационный отдел, отдел международных связей и вспомогательные подразделения.
В настоящее время РГНФ поддерживает фундаментальные исследования и издания по всему спектру гуманитарных наук — история, экономика, философия, филология, политология, социология, искусствоведение и архитектура, психология, право, педагогика. Все виды грантов предоставляются фондом на конкурсной основе, независимо от возраста, ученого звания, ученой степени, места работы и должности ученого. РГНФ организует несколько видов конкурсов: инициативных научных проектов; издательских проектов; проектов развития материально-технической базы научных исследований; проектов проведения всероссийских и международных научных конференций, совещаний и симозиумов в нашей стране, а также поездок отечественных ученых для участия в зарубежных научных мероприятиях; проектов организации экспедиций, полевых и экспериментально-лабораторных исследований.
За время, прошедшее с момента учреждения, фонд занял ключевое место в системе организаций, оказывающих поддержку российской гуманитарной науке. Сегодня РГНФ — единственное общегосударственное вневедомственное учреждение, поддерживающее гуманитарную науку в России. Фонд стоит на страже государственных интересов, сознательно оставаясь вне ведомственных, региональных, конфессиональных, этнических, партийно-политических пристрастий.
За короткий период существования фондом проделана огромная работа по выявлению и поддержке наиболее ценных научных исследований. В 1995— 1996 гг. по приоритетным направлениям гуманитарного знания фондом поддержано более 20 тыс. ученых-гуманитариев. За два с небольшим года выполнено или находится на завершающей стадии 2334 исследовательских проекта, проведено 483 конференции, симпозиумов, конгрессов с участием российских ученых, состоялись 68 полевых экспедиций по археологии, этнографии, фольклору, поддержано 149 проектов развития научных телекоммуникаций, оснащены компьютерной и оргтехникой более 40 ведущих научных журнапов. С 1994 по 1999 г. гранты РГНФ получили более 7 тыс. проектов, поддержано около 20 тыс. ученых61. Ежегодно в РГНФ поступает 4 тыс. заявок, за 5 лет издано 1600 монографий62.
Семенов Е.В. Российский гуманитарный научный фонд: противостояние энтропии // Научная книга. 1999. № 3-4. С. 60.
,2 Российский гуманитарный научный фонд в 1994-1999 гг: деятельность, проблемы, перспективы: Ответы генерального директора РГНФ Е.В. Семенова на вопросы корреспондента // Новая и новейшая история. 2000. № 1. С. 67.
Фонд организовал комплектование более чем 150 библиотек всех регионов России. Книги передаются библиотекам безвозмездно, а их рассылка является бесплатной для получателей и не субсидируется фондом, так как оплачивается издательствами, обслуживающими издательскую программу фонда. Деятельности, сопоставимой по масштабам и объемам, не осуществляет ни одно российское учреждение. В справке комиссии Счетной палаты справедливо отмечалось, что «сегодня ни один фонд в мире не имеет сопоставимой издательской программы». Деятельность РГНФ имеет открытый характер. Для ознакомления научной общественности с работой фонда, содержанием исследований, проводимых при его поддержке, РГНФ издает ежеквартальный научный журнал — «Вестник Российского гуманитарного научного фонда», а также «Анноти рованный каталог научной литературы РГНФ». Решая вопросы целевой поддержки перспективных научных исследований, фонд использует в своей практике апробированную мировым научным сообществом прогрессивную форму финансирования научных исследований — поддержку конкретных научных проектов на конкурсной основе. Уникальна экспертная система фонда, которая включает более 600 авторитетнейших специалистов, представляющих весь спектр гуманитарных знаний. Это позволяет эффективно распределять бюджетные ассигнования среди наиболее продуктивно работающих ученых и научных коллективов.
РГНФ финансирует проведение крупных экспедиций, экспериментально-лабораторных работ, полевых исследований в археологии, социологии, археографии, диалектологии и др., что особенно важно в условиях значительного удорожания материально-технической составляющей в общих затратах. При этом значительная помощь идет в регионы, где положение с наукой еще хуже, чем в центре.
Не все грантополучатели и тем более ученые, не получившие финансирования, согласны с тем, что РГНФ и другой крупный научный фонд страны РФФИ построены на демократических принципах и справедливо распределяют получаемые от государства деньги. Они считают, что в научные фонды успешно обращается научная элита — самая активная часть ученых, наиболее продуктивно работающая в своей профессиональной научной сфере. В РФФИ, например, поддерживается примерно 25% заявок, т.е. из 40—50 тыс. человек победителями становятся (если вести речь только об исследовательских грантах) ежегодно 12—15тыс. ученых, а с учетом продолжающихся проектов их число составляет уже 25—30 тыс. человек63. В 1997 г. при поддержке РГНФ выпол-
63 Алфимов М., Минин В., Мирабян Л. О конкурсах, о грантах и ученых, которые их получают // Поиск. 1998. 20—26 июня. С. 4—5; Семенов Е. Академическая наука в конкурсах РГНФ // Поиск. 1998. № 21(471); Там же. Конкурсная поддержка гуманитарной науки в России. Опыт РГНФ // Поиск. 1998. № 5-6. С. 455-456.
нялся 2901 проект. Около 43% сотрудников научно-учебного штата МГУ в 1996-1997 гг. имели гранты российских, 14% —зарубежных научных фондов64. Среди делегатов отчетно-выборного съезда Российского общества социологов, проведенного в 1997 г., более трети лиц получали гранты для научной работы от российских учреждений, более четверти — от международных или зарубежных.
Анализ статистических данных показывает, что абсолютным лидером по числу заявок в РГНФ, поддержанных проектов и по объемам финансирования является Московский университет, за которым следуют крупные академические институты и издательство «Наука». До 80% грантов получают исследователи из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Среди научных дисциплин безусловными лидерами являются история (30% проектов) и филология (20%). По 10—12% приходится на экономику и философию, по 5—7% — на социологию и психологию и т.д.
Хотя вузовские соискатели гранто-вой поддержки выигрывают у академических коллег по количественным показателям (число поданных и поддержанных проектов), они проигрывают им по качественным критериям (отношение числа поданных к числу поддержанных проектов внутри своего ведомства). Например, в РГНФ доля проектов, получивших поддержку, для сотрудников РАН и других научно-исследовательских институтов в 1997 г. составила 55% от принятых к рассмотрению, тогда как среди вузовских — 21 %65. Та же ситуация и с заявками на получение аспирантами Соросовской стипендии по линии Института «Открытое общество». Здесь соотношение между «выигравшими» и «невыигравшими» конкурс в группе научных работников составило 1,3: 1, а среди вузовских заявителей — 1 : 2,766.
По данным анкетного опроса грантополучателей Московского общественного научного фонда (МОНФ), проведенного в 1998 г. И.А. Бутенко67, наметились следующие тенденции: 1) омоложение участников, финалистов и победителей конкурсов по относительным показателям, хотя по абсолютным показателям пока еще первенствует старшая возрастная группа (36—40 лет); среди успешных заявителей доля выпускников социогуманитарных вузов и факультетов растет от конкурса к конкурсу; увеличивается доля работников вузов за счет уменьшения доли работников академических и иных научно-
1,1 Алфимов М., Минин В., Мирабян Л. О конкурсах, о грантах и ученых, которые их получают // Поиск. 1998. 20-26 июня. С. 4-5.
"■'' Семенов В. Конкурсная поддержка гуманитарной науки в России. Опыт РГНФ // Поиск. 1998. № 5-6. С. 455-456.
'* Шестопал Е.Б., Лебедева А.Б., Нестерова СВ., Преснякова Л., Якушева Т.В. Соросовские аспиранты и докторанты. Отчет по исследованию. М.: Ин-т «Открытое общество». 1997. С. 11; Бутенко И.А. О фондах и грантах (мнения успешных соискателей и некоторые факты) // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 80.
67 Бутенко И.А. О фондах и грантах (мнения успешных соискателей и некоторые факты) // Социологические исследования. 1999. № 8. С. 78-86.
исследовательских институтов; среди руководителей проектов-победителей большинство мужчины, тогда как среди исполнителей этих проектов большинство женщины (они занимают низкие должностные позиции — научных и младших научных сотрудников, инженеров)68; грантополучателями все чаще становятся наиболее профессионально (по профилю) подготовленные исследователи; успешные заявители часто имеют несколько грантов; успешные заявители высоко оценивают возможности, предоставляемые фондами, напротив, неудачники критично настроены по отношению к российским фондам.
Молодое поколение социологов, не добившееся признания со стороны профессионального сообщества, укомплектованного преимущественно старшей когортой ученых, не успевшее получить научного признания, званий и степеней, изыскивает средства существования в Интернете, специальных газетах и журналах, публикующих информацию о зарубежных грантах, через знакомых и друзей.
Следует согласиться с Г.С. Батыгиным69, считающим, что «грантосоиска-тельство» уже превратилось в своеобразный вид спорта, где побеждает не обязательно лучший (умнейший), но приспособленный, владеющий нужной информацией, знающий грантовую практику, владеющий иностранными языками, активный в общении, предприимчивый и настырный. Более скромные социологи предпочитают просиживать за письменным столом, добиваясь, быть может, более фундаментальных научных результатов, но куда более скромного прожиточного минимума. Традиционных, не грантовых, социологов характеризует отсутствие установки на риск и соревновательности, нежелание ввязываться в борьбу с неопределенным исходом, домоседство, скромные материальные притязания, привязанность к постоянному месту работы и предписанному положению в иерархии статусных позиций, образу жизни, страсть к книгам и кабинетной деятельности, стремление заниматься «любимым делом» без диктовки извне, ценности интеллектуализма и свободы действий. Они не способны рассчитать расходы на приобретение техники, зарплату, налоги, а стало быть, грамотно оформлять заявку на грант. Любая бюрократическая волокита, как антитеза высокой науки, их тяготит или отпугивает. «Заявка на грант, особенно в гуманитарных науках, где задачи исследования формулируются, как правило, риторически, — новый для российского научного сообщества литературный жанр, предполагающий умение убедить экспертов в актуальности и оригинальности проекта. Здесь требуется соединить стилистику бюрократического документа (цели, задачи, ресурсы, ожидаемые результаты, новизна, соответствие мировому уровню и т.п.) с изяществом изложения идеи и ее риторическим оснащением. В технических науках этой проблемы, как правило, не знают, а в гуманитарных науках... составление заявки на проект — занятие мучительное. Нельзя заранее точно написать, что мы придумаем в будущем году»70. Как следствие,
68 Алфимов М., Минин В., Мирабян Л. О конкурсах, о грантах и ученых, которые их получают //Поиск. 1998. 20-26 июня. С. 4-5.
69 Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта) // Науковедение. 2000. № 4.
70 Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта) // http://www.ibmh.msk.su/vivovoco/VV/JOURNAL/SCILOG/GRANTYOU.HTM
гранты получают не авторы хороших исследований, а авторы хороших заявок.
Заполняя нишу, на научном рынке появился особый тип профессии — грантрайтеры71. Это автономные специалисты, не привязанные к учреждениям, либо сотрудники кафедр и методических кабинетов в вузах, набившие руку на составлении заявок, знающие все тонкости дела, способные за определенную плату оказать нужную услугу. Они пополнили и без того многочисленный отряд спичрайтеров, скриптрайтеров, имиджмейкеров и т.п.
К сожалению, в большинстве фондов, в том числе в РГНФ, главное — это именно правильное и своевременное оформление как заявки, так и отчета. Многолетняя практика работы в качестве эксперта убеждает, что трудно пройти первый барьер, конкурсный. Дальше все обстоит проще: по итогам года надо заполнять необходимые формы и не забывать отсылать их в фонд. Хотя комиссия экспертов рассматривает каждый проект, анализирует, как идет исследование, справляется ли автор с поставленной задачей, только чрезвычайные обстоятельства помешают экспертам поставить удовлетворительную оценку. И опять же главная причина вовсе не содержательная (научная новизна, убедительная аргументация, соблюдение требований научного метода), а формальная (не так заполнен документ, нарушены сроки, вовсе не представлен отчет). Экспертиза нередко проводится в спешке, поскольку на каждого специалиста выпадает по нескольку десятков проектов. К тому же ссориться с автором проекта, с которыми все эксперты знакомы, никто не хочет. Усмотрев несправедливость, он всегда может подать апелляцию, устроить скандал, обратиться в суд. В результате новая система субсидирования науки, фондово-грантовая, постепенно все больше напоминает советскую, бюрократически-административную.
71 См.: Батыгин Г.С. Невидимая граница: грантовая поддержка и реструктурирование научного сообщества в России (заметки эксперта) // Науковедение. 2000. № 4.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ
ГС. Батыгин
Дисциплинарная организация социологической науки
Прежде чем высказать свое суждение о предмете, социолог обязан прочитать максимум того, что написано его предшественниками и коллегами. Осведомленность в специальной литературе — основной критерий профессиональной компетентности, и ссылки на недоступность источника, языковые затруднения и загруженность работой обычно не воспринимаются в качестве серьезного оправдания. Знакомство с интеллектуальной книжной традицией позволяет социологу считаться своим человеком в профессиональном сообществе. Это требование несет в себе и важный этический компонент. Дисциплинарный этос обязывает относиться к знанию с надлежащими почтением и церемонностью. Поэтому социология в своей основе — книжная наука.
Книжность накладывает определенные ограничения на ожидаемые результаты научного исследования. Например, у научного сотрудника могут возникнуть иллюзии по поводу новизны полученных им выводов, в то время как результат исследования кажется новым лишь вследствие малой осведомленности в состоянии разработки вопроса. Каждая сложившаяся наука сопротивляется новым результатам с энергией, пропорциональной степени их новизны и оригинальности. Самые оригинальные творения часто остаются невостребованными вследствие их чужеродности для традиционной дисциплинарной области. Но если автор знает и признает достижения предшественников, наука обнаруживает огромные возможности обновления и отказывается от устаревших доктрин. Призвание научного сотрудника заключается в том, чтобы, стремясь к радикальному обновлению своей дисциплинарной области, в то же время продолжать рутинную разработку сложившейся исследовательской программы и писать «совокупную статью», создаваемую десятками и сотнями его коллег, с отчетливым осознанием того, что этот результат будет рано или поздно преодолен.
Ежегодно в мире публикуется примерно 100 тыс. статей и 5 тыс. книг по социологии. Ясно, что при таком объеме специализированной информации нельзя рассчитывать на достижение полной осведомленности в широкой профессиональной области. Осведомленность, равнозначная всезнайству, бесполезна и недостойна. Профессиональная компетентность предполагает хорошую ориентацию в дисциплинарной организации знания: терминологическом аппарате науки, ее нормативной лексике, системе отраслей и специальностей, явных и неявных правилах профессиональной коммуникации. Все это находит отражение в научной библиографии, которая выполняет задачи навигационного ориентирования в море книг и статей.
Море социологической литературы имеет не вполне определенные очертания. В разных регионах мира имеются свои особенности в определении дисциплинарной области социологии и общественных наук в целом. В рамках американской интеллектуальной традиции, где проведению междисциплинарных градаций придается существенно меньшее значение, чем в Европе, широко используется понятие «социальные науки» (social sciences), включающееся в еще более широкую категорию «поведенческие науки» (behavioural sciences). Социология близка поведенческим наукам и несколько дистанцирована от философской теоретической рефлексии, а также от гуманитарных знаний (humanities) —литературоведения, истории, этнологии. В Германии социология традиционно ассоциируется с теоретической общественной наукой (Sozialwissenschaft). Эмпирические социологические исследования и массовые опросы, получившие широкое распространение в этой стране в 50-е гг., принято относить не столько к социологии, сколько к демоскопии.
Обследования общественного мнения приобрели достаточно самостоятельную тематическую направленность во всех странах мира, однако их категориальный и методический аппарат часто идентифицируется как социологический. Непосредственно примыкают к социологии статистические обследования в различного рода «человеческих» сферах общества. Статистика труда, заболеваемости, преступности, потребления, рождаемости и смертности практически неотличима по тематическому содержанию от соответствующих социологических разработок. К социологии непосредственно примыкают также такие дисциплинарные области, как социальная психология, криминология, медицинская деонтология и социальная гигиена, педагогика, политология, культурология, искусствознание и другие общественные науки.
Процесс междисциплинарного обмена в общественных науках протекает в России не столь интенсивно и раскрепощенно, как в американских «социальных науках». Здесь более выражено стремление к устойчивой дифференциации научных областей. Социология как самостоятельная наука получила в России институциональное признание во второй половине 80-х гг. (до этого она существовала под названиями «исторический материализм» и «прикладная социология»). Тогда же были определены внутридисциплинарные направления, в соответствии с которыми устанавливаются специальности для присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий по социологии.
Высший аттестационный комитет России присуждает ученые степени и присваивает ученые звания по семи социологическим специальностям. Магистральная специальность 22.00.01 — «Теория, методология и история социологии» фактически обладает всеобъемлющим тематическим диапазоном, поскольку специализированные отрасли являются «развертываниями» ее отдельных направлений. Специальность 22.00.02 — «Методы социологических исследований»; специальность 22.00.03 — «Социология труда и экономическая социология»; специальность 22.00.04 — «Социальная структура, социальные институты и образ жизни»; специальность 22.00.05 — «Политическая социология»; специальность 22.00.06 — «Социология науки, культуры и образования»; специальность 22.00.07 — «Общественное мнение» упразднена по не вполне ясным причинам; специальность 22.00.08 — «Социология управления». Такова внутридисциплинарная структура социологической науки в России. Однако данная классификация действует исключительно для
системы «гратификации» — номенклатуры ученых степеней и званий. В биб-лиотечно-библиографической каталогизации социологической литературы применяются несколько иные внутридисциплинарные разделения.
Сокращенно по источнику: Батыгин Г.С. Библиография социологической литературы//Социологический журнал. 1994. №4. С. 153—174.
С.С. Рапопорт