Стилистика и методическое обеспечение учебника
Любые дидактические приемы — популярный стиль изложения и всевозможные ораторские техники, педагогические наставления, иллюстративный материал и конкретные примеры — должны играть вспомогательную роль и быть подчинены главной задаче — систематическому изложению базовых основ научного знания. В стилистике учебника не допускаются вульгарные выражения, сниженный стиль и заигрывание с читателем. В нем
7Б7
не должно быть приемов псевдодоверительного разговора с читателем, при котором дополнительный материал (наполнитель, «вода») поглощает, мешает восприятию, отодвигает на второй план содержание. В учебнике необходимо избегать другой крайности — научного канцелярита, т.е. засуше-ных академических фраз, абстрактных проблем, схоластических рассуждений. Язык повествования в учебнике должен отвечать нормам русского литературного языка.
Каждое из вводимых понятий должно быть расшифровано и иллюстрировано конкретными примерами. После определения понятия и примеров должно следовать рассмотрение связанных с ними проблем, с которыми сегодня сталкивается российское общество. В каждом тематическом разделе учебника должны быть выделения ключевых понятий и теорий, которые включаются в терминологический словарь в конце учебника. Должны прилагаться списки источников и рекомендуемой литературы. К каждому разделу даются учебные упражнения, вопросы и задания разного уровня сложности и методической направленности: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, научно-поисковые и исследовательские, рефлексивно-аналитические, ценностно-эмоциональные. При этом от автора не требуется весь набор методических приемов. Часть заданий должна ориентироваться на работу с научным аппаратом, часть — на анализ и осмысление жизненных ситуаций. Исследовательские задания лучше ориентировать на опрос или анализ данных в рамках семьи, школьного коллектива, группы ровесников. Желательны задания, в ходе решения которых вместе с учащимся принимают участие родители и родственники, например, обсуждение семейного бюджета.
Система научного знания представляет собой неотъемлемый компонент человеческой культуры, характерное свойство которой заключается в том, как писал в свое время ведущий американский социолог Т. Парсонс, что она биологически не передается по наследству. Общество не вырабатывает механизмы овладения научными знаниями каждый раз заново, не начинает поиск истины с нуля. Преемственность знаний, как и преемственность поколений, составляет основу культурного генофонда нации. Функция высшего и среднего образования заключается именно в сохранении и передаче культурного наследия.
Не следует ли отсюда, что учебный курс только консервирует знания, причем такие, которые доступны непосвященным? Действительно, аудитория преподавателя — сообщество непрофессионалов, которые далеко не все понимают из того, что создают профессионалы. Преподаватель заведомо идет на профанацию академических знаний, на их упрощение и схематизацию. Но где границы подобной профанации?
От любого преподавателя в США требуют изложения основ «чистой», т.е. фундаментальной, науки, конечно же, с массой конкретных примеров (можно из собственных исследований). Так закладываются культура мышления студента, основы социологического видения мира. А вот уже в дополнение к базовому курсу (но именно в дополнение) тот же преподаватель читает спецкурс. Чему он посвящен? Разумеется, результатам его исследовательской деятельности. Ведь в США социолог — одновременно преподаватель и исследователь, а университет — кафедра и лаборатория.
Требования к учебному курсу и учебнику
Учебный курс и учебник, в отличие от научной монографии, статьи, популярной книги или публистического эссе, характеризуются рядом черт, которые можно считать обязательными требованиями. Рассмотрим их.
1. Учебник и учебный курс должны отражать общепринятое, устоявшееся научное знание.
2. Стиль, способ и логика подачи материала в учебнике или учебном курсе должны быть иными, нежели в научной монографии или научной лекции. Учебнику должны быть присущи строгость определений, систематичность и последовательность изложения материала, где они соседствуют с доступной непосвященному человеку простотой, наглядностью и понятностью.
Способ изложения материала предполагает, что связь понятий, их определение, последовательность тем в учебнике или учебном курсе должны быть иными, нежели в монографии. Для монографии действуют правила «логики открытия», для учебника и брошюры — правила «логики обоснования». Ученый совершает научные открытия совершенно иначе, нежели рассказывает о них. Демонстрация открытия опирается совсем на другие законы, законы иного жанра.
Правда, и в учебном курсе должны сохраниться такие качества, как выводимость понятий, их логическая последовательность и систематичность, четкая дефинированность понятий. В монографии многие или большинство терминов не определяются. Автор подразумевает, что они и так известны специалисту. В учебнике (но не в брошюре) все вновь водимые понятия должны определяться и сопровождаться конкретными примерами.
3. Учебный курс должен подчиняться не только законам науки, но и законам культуры. Учащиеся — представители вполне конкретной культуры,выразители традиций своего народа.
Для русских свойственно больше углубляться в философские тонкости предмета, докапываться до корней, решать «последние вопросы мироздания». А для прагматичных американцев необходимо только то, что пригодится им вжизни, что сработает на практике, что они смогут легко запомнить и затем применить в бизнесе. Стало быть, и учебные курсы для разных аудиторий должны быть разными.
Но разными не только по стилю, манере изложения, философской глубине. Не меньшее значение имеет тематика. Скажем, расовые отношения и феминизм — неотъемлемые черты американской культуры. Это то, с чем они сталкиваются в повседневной жизни. А вот «дедовщина» или культура труда более актуальны для нас. Естественно, что в содержании учебных курсов должна найти отражение прежде всего своя собственная культурная специфика.
4. Учебник и учебный курс в отличие от научной монографии должны бытьуниверсальными. Если вы найдете монографию, где излагаются все или большинство понятий социологии, знайте, что это вовсе не монография, а учебник.
Учебник универсален в двух отношениях — по широте охвата научной тематики (в этом смысле учебник — микроэнциклопедия) и по способности соединять различные миры: научный и бытовой.
G9
Вопросы для повторения
Вопросы для повторения выполняют роль познавательных раздражителей. Это как кнопки в стуле — сел, вскрикнул, обратил внимание, произвел действие. Вот так и вопросы. Пока читаешь текст, на многое не обращаешь внимания. Вопросы располагаются в конце книги, они должны быть элементарными, например, «что такое социология марксизма?» В отличие от заданий, интеллектуальных головоломок, вопросы, а их можно назвать «бродилками», обращены не к интеллекту, а к нашей памяти: надо либо вспомнить, либо вернуться к тексту, найти нужное место, где помещена вопрошаемая информация, и ответить. Таким способом учебный материал лучше усваивается и систематизируется.
Типология учебников
Различные виды учебников социологии, выходящие за рубежом, можно классифицировать по следующим основным типам или ступеням:
1) для старших классов общеобразовательных школ (самый простой и доступный учебник);
2) для лицеев, гимназий, колледжей и университетов несоциологического профиля (инженерных, искусствоведческих и т.п.). Это более сложный по материалу учебник;
3) для бакалавров социологических факультетов университетов и колледжей (это профессиональное, написанное соответствующим языком введение в дисциплину);
4) для магистров и аспирантов специализированные по областям учебники, например, по методологии, социологии семьи, социологии труда, статистике и т.д. (самый сложный тип).
Типы учебников по степени сложности
Первая ступень
Введение в социологию — учебники для 10—11 -го классов общеобразовательной школы. Простейший вид, масса иллюстраций, задач, конкретных примеров. Самые общие сведения о социологии.
Вторая ступень
Основы социологии — учебник для колледжей, техникумов и институтов, не готовящих профессиональных социологов. Он сложнее, чем школьный. В нем также много иллюстраций, но тексты пространнее и сложнее.
Третья ступень
Социология — учебник для вузов, готовящих профессиональных социологов. Общий курс социологии включает подробные тексты, достаточно сложные, с графиками, таблицами, моделями. Пример — учебник М. Смел-зера.
Четвертая ступень
Социология семьи — курс методологии, социологии семьи, посвященный девиантному поведению, — и другие учебники для аспирантов. Общих курсов уже нет. Есть отраслевые продвинутые. Излагаются все социологические теории, наработанные в данной отрасли знания.
Для науки будущего нужны самые разные учебники. Одни должны излагать только общеизвестное, в популярной форме донося до читателя со-
временные знания. Таков традиционный учебник, рассчитанный на то, что с основами социологии будут знакомиться те, кто никогда профессионально
социологией впредь заниматься не будет. Вместе с тем должна существовать и другая литература. Университетский учебник преследует цель воспитать будущих профессионалов, т.е. людей, умеющих применять социологические знания в самых различных сферах — промышленности, здравоохранении, рекламе, кино и т.п. По всей видимости, правильнее различать учебники элементарные и продвинутого типа. Первые знакомят с азами науки и сообщают начальные сведения о науке. Вторые идут дальше и формируют логику мышления студента, дают знания в проблемной форме, как бы приглашая читателя поразмыслить над прочитанным, углубиться в предмет, прочитать дополнительную литературу и провести самостоятельное исследование. Учебники продвинутого типа вводят студента в творческую лабораторию ученого, постепенно и систематически подключают его к тому исследовательскому процессу, который характерен для науки переднего края. Акцент в них должен делаться не на описании, а на анализе, не на расширении кругозора, а на формировании аналитического мышления будущих профессионалов. Таким образом, учебник продвинутого типа дает теоретико-методологические основы знания.