Место россии и социологии в мировой науке
В исследовании, посвященном библиометрическому анализу вклада различных стран в общемировой прогресс науки (руководитель И.В.Маршако-ва-Шайкевич), эмпирической основой послужили ежегодные базы данных Института научной информации США (1SI) в области естественных и социальных наук, а также база данных National Science Indicators on Diskette 1981 — 1997 (NSI): всего в NSI представлены сведения о материалах из 100 стран мира, напечатанных с 1981 по 1997 г. в 7700 журналах48. Оценка исследовательской активности и научной популярности статей осуществлялась при
47 Дерябин А.А. Неформальные группы и сети коммуникации: Пер. с англ., 1998 // http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/colleges.htm
48 Маршакова-Шайкевич И.В. Мировая наука на пороге XXI века // Вестник Российской академиинаук. 2000. Т. 70. № 12. С. 1086-1093.
помощи следующих показателей: общее число публикаций, общее число ссылок на работы, среднее число ссылок на публикацию (показатель impact), среднее число ссылок на одну цитируемую работу (impact1), процент цитируемых работ, процент публикаций в той или иной области знания, процент публикаций в стране. Показатель научной продуктивности демонстрирует уровень исследовательской активности, а цитирование — популярности. Показатели среднего числа ссылок на одну цитируемую статью (impact1) отражают концентрацию цитирования в науке.
На пороге XXI в. мировой научный клуб возглавляла «великолепная десятка»: США, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Канада, Италия, Россия, Австралия и Нидерланды. Среди 100 стран мира, вклад в науку которыхлежит в широких пределах — от 37% (США) до 0,01% (Судан, Ирак и др.), Россия занимает 7-е место (3,7%). Хотя наша страна в конце XX в. оставалась в первой десятке, ее ранг снизился со 2-го места, по данным 1984 г., до 8-го. Российские ученые внесли значительный вклад в развитие естественных и технических наук (физики, математики, химии, материаловедения, молекулярной биологии и др.). Достойное место занимает Россия в социологии и антропологии, философии и истории.
В конце 90-х гг. по общему показателю исследовательской активности (числу опубликованных работ) Россия находилась среди восьми лидирующих стран. Ее вклад в общемировой научный поток достигает без малого 4%, что почти в 4 раза превышает суммарный вклад республик бывшего СССР. По индексу цитирования Россия занимает 89-е место — 33,6% (из 123 281 статьи естественного, социального и гуманитарного профиля процитированы 41 434). Самые низкие показатели (от 28 до 18%) имеют Украина, Белоруссия, Узбекистан, Казахстан и Азербайджан.
Анализ показал, что на долю естествознания приходится почти 89% всех научных работ, на долю социальных дисциплин — 8,36%, а гуманитарных — лишь 2,64%. Тематический охват публикаций широк — от психологии, где число публикаций превышает 69 тыс. за анализируемый период, до исследований античности — 2304 работы. В табл. 13 представлены 24 области, ранжированные по числу работ и соответственно по их доле в общемировом потоке научных публикаций.
Вслед за психологией (2%) идут здравоохранение и экономика (примерно по 1 %). Доля социальных наук — психиатрии (социальные аспекты), социологии, антропологии и политических наук — не превышает 1 %. При этом доля социальных наук как в совокупности, так и по отдельным отраслям значительно выше гуманитарных, где статьи по истории и философии составляют соответственно 0,46 и 0,32%.
Среди социальных наук по количеству студентов, специализированных вузов и исследовательских центров, числу журналов, учебников, монографий и цитированию, объему рынка занятости и т.д. социологов намного обгоняют экономисты и психологи. В то время как американская социология в 1990-е гг. вступила в полосу кризиса, психологические дисциплины пользуются чрезвычайной популярностью. Средства массовой информации также осознали широкий интерес публики к психологии. Новостные агентства внимательно следят за встречами психологов и за их профессиональной периодикой. Издатели журналов находят прибыльным давать точку зрения психолога относительно современных моделей поведения, а специализированные журналы, почти целиком
Таблица 13
Библиометрические показатели исследовательской активности в социальных и гуманитарных науках по областям знания49
Область | % | Число публикаций |
Психология | 2,08 | 69 320 |
Здравоохранение | 1,01 | 33 847 |
Экономика | 0,97 | 32 347 |
Психиатрия | 0,69 | 23 124 |
Социология и антропология | 0,62 | 20 628 |
Литература | 0,60 | 20 103 |
Политические науки | 0,51 | 17 055 |
История | 0,46 | 15 523 |
Менеджмент | 0,45 | 15 075 |
Образование | 0,42 | 13 900 |
Охрана окружающей среды | 0,38 | 12 730 |
Социальная работа и социальная политика | 0,35 | 11 745 |
Философия | 0,32 | 10 602 |
Гуманитарные науки (в общем) | 0,29 | |
Право | 0,28 | |
Библиотечные и информационные науки | 0,28 | |
Языкознание | 0,25 | |
Религия и теология | 0,22 | |
Реабилитация | 0,21 | |
Исполнительские виды искусства | 0,17 | |
Искусство и архитектура | 0,17 | |
Коммуникация | 0,12 | |
Археология | 0,08 | |
Исследования античности | 0,07 |
посвященные психологии, имеют суммарную аудиторию более чем в 600 тыс. человек. Если добавить к этому значительное расширение рынка недорогой литературы, растущую потребность правительства в знаниях, оправдывающих поддержку психологических исследований, техник взаимодействия, развитие бизнес-предприятий, торгующих психологией в виде игр и постеров, и растущий спрос различных институтов (включая бизнес, правительство, военных и др.) на знания своих ведомственных ученых, занимающихся науками о поведении, начинаешь чувствовать ту глубокую степень, в которой психолог связан взаимными узами с окружающей его культурой50.
В табл. 14 представлены библиометрические показатели цитирования 24 областей социальных и гуманитарных наук. Области ранжированы по показателю цитируемых публикаций, который делит все области знания на два класса: социальные науки (ранги с 1-го по 15-й), процент цитируемых работ в которых выше 33, и гуманитарные (ранги с 16-го по 24-й), процент цитируемых публикаций в которых ниже 20 (исключение составляет археология - 37%).
Данные табл. 15 характеризуют вклад России в развитие социальных и гуманитарных наук. Здесь привлекают внимание прежде всего социология,
49 Маршакова-Шайкевич И.В. Мировая наука на пороге XXI века // Вестник Российской академиинаук. 2000. Т. 70. № 12. С. 1090.
50 Кеннет Г. Социальная психология как история//http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/gergenl_4.htm
Таблица 14 Библиометрические показатели цитирования в различных областях социальных
и гуманитарных наук51
Ранг | Область | Доля цитируемых публикаций, % | Число цитируемых публикаций | Impact Среднее число ссылок на одну статью | Impact' Среднее число ссылок на одну цитируемую статью |
Психиатрия | 59,1 | 13 663 | 3,83 | 6,48 | |
Право | 52,9 | 2,31 | 4,36 | ||
Психология | 50,6 | 35 085 | 2,26 | 4,47 | |
Здравоохранение | 48,0 | 16 247 | 1,98 | 4,11 | |
Реабилитация | 45,6 | 1,44 | 3,16 | ||
Охрана окружающей среды | 45,3 | 1,40 | 3,10 | ||
Экономика | 41,4 | 13 384 | 1,42 | 3,44 | |
Менеджмент | 41,0 | 1,44 | 3,50 | ||
Коммуникация | 40,2 | 1,05 | 2,60 | ||
Социология и антропология | 37,9 | 1,28 | 3,39 | ||
Социальная работа и социальная политика | 37,9 | 1,05 | 2,76 | ||
Археология | 36,8 | 0,94 | 2,54 | ||
Образование | 36,4 | 0,98 | 2,69 | ||
Библиотечные и информационные науки | 33,7 | 0,88 | 2,61 | ||
Политические науки | 32,7 | 0,92 | 2,80 | ||
Философия | 20,5 | 0,37 | 1,80 | ||
История | 19,6 | 0,37 | 1,91 | ||
Религия и теология | 18,0 | 0,29 | 1,65 | ||
Исследования античности | 17,1 | 0,24 | 1,42 | ||
Языкознание | 15,7 | 0,31 | 1,98 | ||
Исполнительские виды искусства | 14,6 | 0,24 | 1,62 | ||
Гуманитарные науки (в общем) | 12,5 | 0,23 | 1,87 | ||
Литература | 10,0 | 0,15 | 1,47 | ||
Искусство и архитектура | 7,2 | 0,10 | 1,35 |
философия и история. По показателю исследовательской активности в области философии наша страна опережает Францию и Италию. В библиотечных науках этот показатель значительно ниже (1,73), зато относительный показатель impact1 выше. Доля работ, опубликованных российскими учеными по психологии и политическим наукам, достигает почти 1%, в остальных областях социального знания исследовательская активность в мировом потоке низка. Что касается цитирования работ российских авторов, то карти-
51 Маршакова-Шайкевич И.В. Мировая наука на пороге XXI века // Вестник Российской академии наук. 2000. Т. 70. № 12. С. 1091.
Таблица 15 Библиометрические показатели России в различных областях социальных
и гуманитарных наук52
Область | Общее число публикаций | Доля публикаций российских ученых, % | Цитируемые публикации, % | Impact Среднее число ссылок на одну статью | Impact1 Среднее число ссылок на одну цитируемую статью |
Социология и антропология | 4,28 | 8,5 | 0,16 | 0,13 | |
Философия | 3,41 | 3,3 | 0,04 | 0,11 | |
История | 3,29 | 2,5 | 0,05 | 0,14 | |
Библиотечные и информационные науки | 1,73 | 13,7 | 0,18 | 0,20 | |
Археология | 1,43 | 25,0 | 0,40 | 0,43 | |
Психология | 0,99 | 24,0 | 0,59 | 0,26 | |
Политические науки | 0,97 | 25,5 | 0,41 | 0,45 | |
Образование | 0,84 | 1,7 | 0,02 | 0,02 | |
Искусство и архитектура | 0,83 | 10,4 | 0,10 | 1,00 | |
Языкознание | 0,75 | 3,2 | 0,06 | 0,19 | |
Экономика | 0,59 | 20,8 | 0,43 | 0,30 | |
Исполнительские виды искусства | 0,48 | 3,61 | 0,04 | 0,17 | |
Социальная работа и социальная политика | 0,47 | 7,3 | 0,09 | 0,09 | |
Охрана окружающей среды | 0,38 | 43,8 | 1,06 | 0,76 | |
Исследования античности | 0,35 | 12,6 | 0,13 | 0,54 | |
Право | 0,30 | 10,7 | 0,14 | 0,06 | |
Психиатрия | 0,22 | 33,3 | 1,51 | 0,39 | |
Гуманитарные науки (в общем) | 0,26 | 20,0 | 1,32 | 5,74 | |
Менеджмент | 0,17 | 36,0 | 0,92 | 0,71 | |
Коммуникация | 0,15 | 16,8 | 0,33 | 0,31 | |
Реабилитация | 0,13 | 22,3 | 0,22 | 0,15 | |
Литература | 0,10 | 0,05 | 0,00 | 0,00 | |
Здравоохранение | 0,08 | 42,3 | 1,12 | 0,57 | |
Религия и теология | 0,05 | 0,25 | 0,00 | 0,00 |
на следующая: охрана окружающей среды (44%), здравоохранение (42%), психиатрия и социальные аспекты (33%), политические науки и психология (около 25% в каждой). Очень низкий показатель цитирования работ по ис-
52 Маршакова-Шайкевич И.В. Мировая наука на пороге XXI века // Вестник Российской академии наук. 2000. Том 70. № 12. С. 1092.
тории (2,5%), языкознанию и философии (3%), религии и теологии (0,25%). Поражает малая доля публикаций российских авторов по проблемам права, а также их цитирование (10%). Обидно низкий процент цитирования работ по социологии (8%) — первой по числу публикаций в социальных и гуманитарных науках.
Приятно отметить, заключает свое исследование И.В. Маршакова-Шай-кевич, что в гуманитарных науках (в общей рубрике) высок относительный показатель impact — 5,74, при том, что общее число опубликованных работ в этой рубрике равно 25, а доля цитируемых работ составляет 20%. Это говорит о том, что показатель среднего числа ссылок на одну российскую публикацию почти в 6 раз выше, чем в среднем в базе NSI; пять работ из 25 получили за рассматриваемый период 33 ссылки. Это хороший показатель для гуманитарных наук53.
" Там же. С. 1093.
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Вовсе не случайно именно университет как специфический центр научной мысли стал местом зарождения социологии как в Европе, так и в Америке. Университет (от лат. universitas — совокупность) — высшее учебное и научное заведение, в котором ведется подготовка специалистов по фундаментальным и прикладным наукам, различным отраслям народного хозяйства и культуры. От других вузов его отличает разносторонность подготовки, охват самых разных наук и дисциплин, а не сосредоточенность на одной-двух специальностях. В университете прекрасно уживаются рядом естественные и гуманитарные знания. Еще одна важная характеристика — нацеленность на фундаментальное, а не прикладное знание. Кроме того, университет представляет единство двух функций — научно-исследовательской и преподавательской.
УНИВЕРСИТЕТ: АКАДЕМИЧЕСКОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Хотя истоки слова «университет» социальные, сегодня на первое место вышла когнитивная его составляющая. Средним векам было неизвестно то значение университета, которым пользуемся мы сейчас. Для XX в., как правило, университет — это совокупность всех наук в противоположность специальным высшим учебным заведениям. В средние же века термин «universitas» означал не универсальность обучения, а любой организованный союз, всякую корпорацию. В самом деле, «universitas» с латинского переводится как «корпорация»: первые университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда1. Это были сообщества преподавателей и студентов — universitates magistroram et scolarium. Но сегодня об этом
' Февр Л. Главные аспекты одной цивилизации //Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991. С. 282— 346.
позабыли и на первое место выходит другое значение термина — универсальный охват знаний и наук, которые преподают в университетах: физика, математика, медицина, история, филология, иностранные языки, право, экономика, социология, психология, философия и т.д. Социология не могла родиться, скажем, в политехническом институте или академии управления. Ее Alma mater мог стать только университет.
Университет — это хранитель фундаментальных ценностей и «коллективный энциклопедист», основной источник пополнения научно-педагогических кадров для высшего образования и генератор идей в области организации образования. В современном мире постоянная смена научных парадигм, изменяющаяся конъюнктура на рынке труда приводят к быстрому устареванию знаний. Именно классический университет лучше других вузов «учит учиться», кроме того, непосредственно имеет специальные структуры, профессионально ориентированные на реализацию программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Американские университеты, задающие сегодня моду в мировой социологии, удачно соединили в себе демократические традиции ранних средневековых университетов и прагматизма немецкой университетской школы. Американский подход к университетскому образованию изначально отличался демократичностью и отстаивал ориентацию на служение обществу. Вследствие этого ведущие американские университеты к середине XX в. превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Университеты США изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, которые давали им высокую степень автономии, но не противопоставляли их обществу и власти. В силу того, что университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, многие из них становились самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности2.
Русские дореволюционные университеты также вобрали в себя все самое ценное, что было в мировой университетской практике. Они выступали одновременно центрами обучения и научных исследований, соединяя образо-
Врезка
Любопытные подробности...
Требуя перестроить университетское образование, Лютер обличает язычество, насаждаемое в университетах с помощью прежде всего аристотелевской философии и физики. В университетах, пишет он, «царит распущенность, священному писанию и христианской вере уделяется мало внимания; в них единолично властвует — затмевая Христа — слепой языческий наставник Аристотель. И я советовал бы полностью изъять книги Аристотеля: Physicorum, Metaphysica, de Anima, Ethicorum, которые до сих пор считались
лучшими, вместе со всеми другими, славословящими естественные вещи, — хотя на основании их нельзя изучить ни естественные, ни духовные предметы... Я осмеливаюсь сказать, что [любой] гончар имеет более глубокие знания о естественных вещах, чем можно почерпнуть из книг Аристотеля. Мое сердце скорбит, что проклятый, высокомерный, лукавый язычник своими лживыми словами совратил и одурачил столь многих истинных христиан». Мартин Лютер. Время молчания прошло//Избр. произведения 1520-1526 гг. Харьков, 1984. С. 68.
" Водичев Е.Г. «Исследовательские» университеты США и российская университетская система: опыт сравнительного анализа // http://www.prof.msu.ru/PC/omsk/2_04.htm
вательские и изыскательские функции. Однако после революции 1917г. картина изменилась. В СССР университеты в подавляющем большинстве случаев стали лишь обучающими центрами, отторгнутыми от передовых научных исследований и разработок. Как научные центры они не представляли большого интереса, явно проигрывая Академии наук и мощным отраслевым НИИ и КБ. Полномочия университетов в СССР не имели должного правового обеспечения. Им не принадлежала ни земля, ни здания и сооружения; социальный престиж и государственный статус университетов как образовательных центров был невысок. Зарплата профессоров не соответствовала ни до революционному уровню, ни мировым стандартам. Конкурс хотя и был высоким, часто превращался в пустую формальность благодаря специальным спискам абитуриентов, поступающих по блату, за деньги или по партийной принадлежности. Никакой университетской автономии не существовало. В результате университеты практически не отличались от обычных педагогических институтов.
Поскольку в Европе и США университеты — это место приращения фундаментальных знаний и место обучения подрастающего поколения, то университетскую систему называют также академической. В нашей стране произошло размежевание двух сфер — университетской, где только преподают, и академической, где только исследуют. Поэтому мы не можем отождествлять университетскую, фундаментальную и академическую науку, считать их различными выражениями одного и того же. За рубежом подобное считается само собой разумеющимся. Правда, существуют некоторые нюансы. В слово «университет» вкладывается скорее учебно-административный (если можно так выразиться) смысл, а в термин «академический», «фундаментальный» — научно-поисковый, исследовательский. Таким образом, за рубежом академическое и университетское сообщества означают одно и то же, а в России — разные вещи.
По этому поводу Б.М. Фирсов писал: «Две сравнительно новых для России идеи — университетская и академическая — не могли проводиться в жизнь с равным успехом. Развитие академической науки опережало рост научного потенциала высших учебных заведений. В СССР данное отставание усугублялось подчеркнутым практицизмом и ведомственной структурой подготовки кадров. Относительная самоизоляция академической науки и высших учебных заведений не позволила создать единое пространство научных исследований и распространения знаний»3.
Отрыв исследования от преподавания, открытия нового знания от механизмов обучения ему студентов отрицательно повлиял на становление отечественной социологии. Она оказалась оторванной от общемировых ценностей, в ней накапливались консервативные элементы, нарушился процесс передачи знаний новым поколениям, преемственность обучения и формирования научных школ. Рекрутирование будущих профессионалов происходило вне университетской сферы, отличительной чертой которой
3 Фирсов Б.М. Воспроизводство научной элиты // Социологический журнал. 1998. № 1—2. С. 10.
всегда выступали академические свободы, примат ценности когнитивной рациональности высокой профессиональности. Искусственный отрыв вузовских преподавателей от активной поисковой деятельности, а ученых-исследователей от активной преподавательской деятельности — видимо, одна из важных причин недостаточно высокой профессиональной культуры в социологии.
Нам думается, что воссоединение преподавания и исследования позволит восстановить университет в роли головного института академической науки. Социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Киевском университетах, отделения и кафедры в десятках и сотнях вузов страны в конечном итоге сформируют научную инфраструктуру нового типа. Вузовские преподаватели перестанут быть только пропагандистами и ретрансляторами готовых знаний. Они превратятся в творцов нового, исследователей, поисковиков, первооткрывателей. Сегодня мы стоим на пороге нового этапа в развитии отечественной социологии.
Для отечественной социологии характерен не только отрыв вузовских преподавателей от научно-поисковой деятельности, хотя практически при каждом факультете социологии обязательно существует исследовательская лаборатория, проводящая ежегодно более десятка опросов. Помимо того, многие преподаватели вне рамок лаборатории проводят немало эмпирических исследований. Однако все они носят учебный, практический или прикладной (в таком случае — коммерческий) характер. Настоящий союз академической и вузовской социологии предполагает участие преподавателей в фундаментальных исследованиях, способствующих приращению научных знаний.
Проблема для отечественной социологии заключается еще и в другом разрыве — в уровне и качестве социологического образования столицы (под столицей в данном случае надо понимать вузы Москвы и Санкт-Петербурга) и провинции. Оба столичных города — средоточение не только культурных сил, материальных возможностей (особенно компьютеризации образования), педагогических инноваций, квалифицированных кадров, но и «академической подпитки» вузовской науки. Так, в составе РАН насчитывается 336 институтов, из них 161 находится в Москве, 120 — в Подмосковье4. У периферийных вузов объективно таких возможностей нет. Тем не менее становление региональной социологии в России происходит очень активно, чему способствуют прямые контакты с зарубежными университетами и фондами, участие в международных проектах обмена кадров, а также всесторонняя помощь столичных вузов.
Академическая сфера США, т.е. университеты, традиционно считалась самым желанным и престижным местом для трудоустройства студентов. Статистика утверждает, что доля выпускников социологических факультетов, устроившихся работать в университеты и колледжи, за последние десятилетия оставалась устойчиво высокой и равнялась 2/у Для сравнения скажем, что ситуация с выпускниками школ менеджмента и бизнеса, всегда относившихся к прикладной науке, иная. Большинство из них готовит практиков, а меньшинство выпускников специализированных школ бизнеса, орентированных на научную деятельность, идут в академическую сферу.
Ушкалов И. Кому воспитывать элиту//Поиск. 1996. № 22 (368). 25—31 мая.
Социологические факультеты и департаменты университетов отличаются друг от друга не только местом в научной пирамиде престижа, количеством учащихся, признанием со стороны общественности, объемом выпускаемой продукции, уровнем квалификации преподавателей, размером стипендий, материально-технической базой, разнообразием и глубиной учебных программ, тематикой спецкурсов, новаторством педагогических технологий, областью трудоустройства выпускников, но и другими, не менее ценными, но менее зримыми институциональными ресурсами. Таким признаком выступает престиж, которым пользуется в профессиональном сообществе, в среде работодателей, а также в широких общественных кругах присуждаемая университетом научная степень.
В России наивысшим престижем пользуются ученые степени кандидата и доктора наук, присуждаемые московскими и санкт-петербурскими высшими учебными заведениями.
По рейтингу Американской ассоциации высших учебных заведений в числе лучших 74 неамериканских университетов — 13 российских, причем Московский госуниверситет назван вторым после Сорбонны, Санкт-Петербургский госуниверситет — шестым после Оксфордского, Кембриджского, Гейдельбергского и других университетов5.
Иногда социологи, закончившие пять лет обучения в саратовском или воронежском университете, предпочитают оканчивать аспирантуру в МГУ
либо защищать здесь диссертацию. Существует негласное правило: судить о человеке по последнему слову или последнему месту. Место защиты, в данном случае столичный вуз, как бы зачеркивает предыдущее низкостатусное обучение, а потому считается, что получивший степень кандидата или доктора наук в Москве — более ценный специалист, чем окончивший воронежский университет и там же защитившийся.
Уровень развития академической науки обычно отражает число публикаций, а ее престиж и научное качество — индекс цитирования. Оказывается, что сотрудников престижных учреждений цитируют чаще, чем других. Членство в ученом совете таких вузов также ставится выше. Приглашая ведущих специалистов по социологии, повышая качество обучения студентов, университеты тем самым конкурируют между собой за академические таланты и высокие ставки. Подобная конкуренция, как считают Н. Смелзер и Р. Контент, создает систему крайнего неравенства, своего рода пирамиду с немногими удачниками наверху. Иерархия неравенства является в то же время самоподдерживающейся системой. Это значит, что наиболее престижным университетам легче конкурировать и бороться за научные кадры на академическом рынке труда, легче подбирать способную молодежь, которая в будущем упрочит авторитет Alma mater. Так выковывается социологическая
5 Кинелев В. Умом Россию обновить // Поиск. 1995. № 49 (343). 2-8 декабря; Фирсов Б.М. Воспроизводство научной элиты // Социологический журнал. 1998. № 1—2. С. 7.
элита США, которая воспроизводится и поддерживается разветвленной институциональной системой отбора6.
Для организации широкомасштабной исследовательской деятельности нужны квалифицированные кадры. В 1980 г. в США насчитывалось 120 факультетов социологии, готовивших магистров и докторов наук, в 70-е гг. в социологии трудилось около 30 тыс. дипломированных специалистов, кроме того, около 2 тыс. человек ежегодно получали степень магистра, а 600 — добивались звания доктора философии.
Официальный справочник Американской социологической ассоциации7 за 1999 г. содержит данные о 2273 департаментах (кафедрах, отделениях и факультетах) и институтах в США и за рубежом, предлагающих курс социологии и присваивающих социологическую степень (бакалавра и магистра). Согласно другим официальным данным в США 3000 колледжей предлагают курсы социологии8. Если взглянуть на список 2273 департаментов и институтов, перечисленных в Справочнике, то можно видеть, что в него входят не только университеты, но и колледжи. Российских факультетов и институтов, включая московские, в этом списке нет.
Огромные масштабы социологического образования в США вовсе не означают, что все прослушавшие курсы социологии станут в будущем социологами. Просто в стране социология преподается как общеобразовательная дисциплина, так же как в нашей стране общеобразовательной считается философия.
Система найма и подготовки научных кадров в США имеет иерархический характер. Механизм отбора специалистов функционирует таким образом, что немногие институты, стоящие на верхней ступеньке лестницы престижа, рекрутируют научные кадры друг у друга, а не из институтов, находящихся внизу (поскольку последние стремятся нанять кадры из вышестоящих, более престижных вузов). Все учреждения США, дающие студентам, например, социологическое образование, условно подразделяются на 5 уровней престижа: 10 самых престижных университетов, занимающих верхнюю ступеньку, нанимают на работу новых докторов из своего круга, т.е. тех же 10 «верхних» университетов, не привлекая никого из университетов, занимающих позицию в иерархии с 3 по 5. Следующие по рангу 20 университетов нанимают 52% новых докторов тоже, из своей группы, 20% из первой группы и лишь 16% из третьей. Таким образом, 86% студентов, обучающихся на социологических факультетах 20 наиболее престижных университетов и колледжей, рекрутировались друг у друга. Более того, всего лишь пять элитарных университетов готовят '/, всех докторов философии9.
Отметим также, что 73% профессорско-преподавательского состава в пяти самых котируемых департаментах социологии получали научную степень либо у себя же, либо в одном из этих пяти департаментов, но не со стороны. Это не значит, что они ограничены в выборе талантов. Таланты воспитываются именно в престижных вузах. Статистика показывает, что одна треть всех докторских
6 Подробнее см.: Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учебн. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
7 Directory of Departments of Sociology, 1999. Веб-адрес: http://www.asanet.org/pubs/dod.html
8 Веб-адрес: http://www.asanet.org/student/career/world.html
9 Smelser N.J., Content R. The Changing Academic Market. California: Cal. Univ. Press, 1980. P. 8.
степеней в социологии приходится на 5 самых престижных социологических университетов, а две трети — на остальные 250 университетов и колледжей, точнее, на социологические департаменты (кафедры, факультеты, лаборатории, сектора) в них. Таким образом, высшие по престижу университеты производят относительно большую часть общего числа докторов науки.
Количество выпускников социологических факультетов, устроившихся на работу в академические учреждения, т.е. в университеты и колледжи США, в последние десятилетия было относительно стабильным. Обычно сюда поступает на работу до 75% общего числа социологов с докторской степенью, до 70% экономистов и 54% психологов. Высокие оклады и иные денежные стимулы не являются главной причиной привлекательности академической карьеры. В первую очередь привлекает престиж учреждения, независимость от заказчика и свобода в выборе темы.
Типичная карьера молодого ученого такова. Молодой социолог или молодой специалист по управлению, получив базовое академическое образование, вначале получает так называемую «юниорскую должность». Как правило, это инструктор или ассистент профессора сроком от 5 до 7 лет. Трудовой договор, или контракт, заключается только на один год, аттестационная комиссия из членов профессорско-преподавательского состава рассматривает успехи молодого сотрудника и решает, возобновлять договор или нет. Иногда комиссия повышает его в должности еще до окончания общего испытательного срока, если принято соответствующее решение об изменении штатного расписания. Если молодого специалиста не могут повысить в его родном учреждении, то его трудоустраивают в другое место, как правило, такое же престижное. В этом случае руководители учреждений заключают между собой «джентльменское соглашение».
Таким образом, все университеты США как место трудоустройства социологов ранжируются по престижности. При этом индикаторами могут выступать такие неявные институциональные символы, как котируемость среди специалистов присуждаемой университетом научной степени, количество цитирований (на работников престижных учреждений чаще ссылаются), гонорары за лекционные курсы и оплата ученой степени, а также членство в ученом совете или профессиональном сообществе, получение призов и премий. Приглашая ведущих социологов и повышая тем самым качество обучения студентов, университеты конкурируют между собой за академические таланты10.
Анализируя различные механизмы социально-статусного признания, социологи обратили внимание также на положительную корреляцию между продуктивностью и социальным признанием", на стратификацию университетов по престижу и концентрацию дисциплинарных лидеров в высокопрестижных университетах12, на тождество и различия системы вознаграждения в различных дисциплинах. Так, Л. Уилсон, исследуя иерархию научных дисциплин по числу защищенных диссертаций, смог показать сдвиги, произошедшие с 1940 по 1969 г. в ранге 20 научных дисциплин13.
10 Smelser N.J., Content R. The Changing Academic Market. California: Cal. Univ. Press, 1980. P. 4-7. " Crane D. Scientists at major and minor universities // American Sociological Review. N.Y. 1965. Vol. 30. № 5. P. 699-714.
12 Cole S., Cole J. Scientific output and recognition of the reward system science // American SociologicalReview, 1967. Vol. 32. № 3. P. 377-390.
13 Wilson L. American academies: then and new. Oxford, 1979.
Университетская профессура. Американские социологи Ф. Уести и Е. Кик14 провели исследование среди 158 вышедших в отставку профессоров 111 социологических департаментов, которым рассылалась письменная анкета. Возврат составил 92 заполненных документа. Возраст большинства респондентов — от 70 до 80 лет. Накануне исследования с 12 отставными профессорами университетов проведено 2—3-часовое глубинное интервью.
Исследование показало, что на протяжении всей профессиональной карьеры вузовская система воспитывает в преподавателе высокий, если не сказать завышенный, имидж, представление о собственной значимости в науке и преподавании. Он настолько прочен, что остается с человеком и после выхода на пенсию. Данный образ настолько же важен, насколько важна сама жизнь для опрошенных. Две трети опрошенных отставников уверены, что достойны быть в десятке лидеров в своей отрасли социологии. Более половины убеждены, что за личные заслуги потомки всегда их будут помнить. Вместе с тем сами они часто забывают своих предшественников, внесших в социологию не меньший вклад: около 50% отставников не могли вспомнить труды более трети бывших президентов АСА. Более того, 90% студентов, обучающихся на социологических отделениях, никогда не слышали ни имен, ни работ 10 из 20 первых президентов АСА15.
Не только университетские профессора, но также представители иных областей, скажем, юристы, медики, инженеры, склонны к преувеличению своих профессиональных заслуг. Однако у первых процесс подог<