Институциализация социологии в европе
В конце XIX в. на Западе начинается процесс институциализации социологии.
В процессе институциализации социологии лидировала Франция.Идея создания международных научных центров, специальных журналов, системы социологического образования к этому времени вполне созрела. Социологи испытывали потребность в живых контактах с коллегами разных стран, в соединении усилий кафедр и факультетов, укреплении связей учащих и учащихся. К концу столетия Европа — от Парижа и Лондона до Берлина, Вены и Рима — покрылась сетью социологических обществ1. «В Париже открылся Международный социологический институт, наметивший проводить регулярно, каждые три года, Всемирные социологические конгрессы: началось издание редактируемых Э. Дюркгеймом "Социологических ежегодников", публиковавших научные обозрения из разных стран мира. Основанное в Париже Социологическое общество стало проводить свои ежемесячные заседания. В течение одного десятилетия было учреждено множество социологических
' Ковалевский М.М. Социология на Западе и в России // Новые идеи в социологии. Вып. 1. СПб., 1913. С. 1.
журналов, налаживается выпуск монографий по социологии. С конца 80-х годов делает свои первые шаги социологическое образование: открылась кафедра социологии в Сорбонне во главе с Дюркгеймом. В Парижской школе права, в Высшей школе общественных наук и других учебных заведениях Франции налаживается систематическое преподавание социологии. Лекции по социологии стали регулярно читаться в университетах Германии, и имя Г. Зиммеля приобрело не меньшую известность, чем имена Э. Шеффле и Л. Гумпловича, знаменитых в то время лекторов Вены и Граца. Социология как самостоятельный предмет преподавалась в ряде провинциальных университетов Франции (Бордо, Тулуза и др.). В двух университетах Бельгии также приступили к изучению социологии. Проработавший здесь в течение 25 лет де Грееф создал учебник, принятый позднее в качестве руководства по социологии во многих американских университетах»2. В 1889 г. в Ecole des Haute начинает читать лекции по социологии Леон Мартье. В 1895 г. профессор Летурно объявил свой курс лекций в Парижской школе антропологии, а в 1895/96 учебном году приступил к чтению лекций по политической социологии в Свободной школе политических наук в Париже профессор Г. Тард. Здесь же открывается Свободная школа социальных наук, руководимая Функ-Брентано, где курс «Введение в социологию» читал Р. Вормс. Декретом от 22 июня 1896 г. в Бордо учреждалась кафедра социологии, преподавание на которой возлагалось на профессора Э. Дюркгейма.
Таким образом, «в последние десятилетия прошлого века социология как учебная дисциплина была введена в программы университетов Франции, других европейских стран и Америки. Наиболее интенсивная работа проводилась социологами Франции, которая по традиции продолжает удерживать приоритет в области социологии»3.
В 1890-е гг. преподавание социологии организуется и в университетах других стран: в Берлине (Зиммель), Австрии (Гумплович), Гельсингфорсе (Вестермарков), Утрехте (Штейнмен), Копенгагене (Сарке). Первые курсы социологии начали читаться в Токио и других городах. В Германии М. Ве-бер преподает курс социологии во Фрайбургском (1893—1896), Гейдельберг-ском (1896-1898) и Мюнхенском (1902-1920) университетах4.
Хотя в Германии академические ученые заинтересовались социологией рано и в нескольких крупных университетах были основаны кафедры, социология понималась как гуманитарная, а не научная дисциплина и никогда не получала широкой поддержки даже среди гуманитариев. Но именно в Германии появились такие авторы, которые оказали на мировую социологию решающее влияние — К. Маркс, Ф. Теннис, Г. Зиммель, М. Вебер, К. Маннгейм. Их связь с университетами была незначительной. Маркс действовал исходя из политических мотивов. Зиммель имел регулярную профессуру по философии в Берлинском университете только в конце своей жизни, возможно, потому что он, как и Маркс, был евреем. Вебер преподавал в Гейдельберге время от времени, причиной перерывов служила болезнь. Маннгейм бежал от нацистов и нашел убежище в Лондонской экономической школе. Только Теннис имел полную академическую карьеру в универ-
2 Кукушкина Е.И. Русская социология XIX — начала XX века. М., 1993. С. 21.
Там же. А Давыдов Ю.Н. Вебер М. Современная западная социология. М: Политиздат, 1990. С. 50.
ситете Киля. Хотя социологов до 1933 г. можно было найти в большинстве германских унитерситетов, трудились они не только на кафедрах социологии, но и на кафедрах философии и политэкономии. Но сильного исследовательского центра в рамках университетов так и не появилось.
К 1933 г. благодаря университетским лекциям в Германии было подготовлено целое поколение молодых социологов, но после прихода нацистов все они вынуждены спасаться бегством. Из тех, кого в 20-е гг. считали крупными социологами, в университете остался преподавать только Леопольд фон Визе.
Несмотря на кажущиеся очевидными успехи институциализации социологии, в XIX и начале XX в. обучение социологии в Европе не достигло столь впечатляющих успехов, как в США. Если оно и получало прибежище в университетах, то не так, как в США: независимым частным ученым разрешали читатьлекции или, что еще ранее, создавали кафедру социологии для известных ученых. Чаще профессор экономики, истории, права, политической экономии или философии предлагал обучение по «социологии», хотя и не под ее собственным именем. Георг Зиммель преподавал социологию под именем философии, М. Вебер и В. Парето — под именем экономики. Только Дюркгейм и еще немногие европейцы в XIX в. получили академический титул как социологи. Например, Дюркгейм был профессором социологии и образования в Парижском университете.
Академические круги Франции интенсивно сопротивлялись социологии. Лишь Дюркгейму удалось добиться получения для социологии университетского статуса — вначале через лекторский курс для университета Бордо (1887), а затем для Сорбонны (1902). Так же как в Англии и в некоторой степени в США, во Франции первые 20 лет академическая социология тесно ассоциировалась с антропологией. В США социология доминировала в этом партнерстве, а в Англии и Франции — наоборот. В нескольких университетах Франции распространилась историческая и философская социология, а эмпирическая социология сконцентрировалась вне университетов, в ряде институтов. Именно во Франции социология впервые стала университетской дисциплиной и имела прочные академические традиции, хотя в качестве учебного курса она долго не получала должного развития и считалась непрестижной специализацией5.
Несмотря на очевидный успех работ Ч. Спенсера, Ч. Бута и Хобхауза, в популяризации социологии академическая социология в Англии развивалось очень медленно. Одна из причин — успех социальной антропологии в британских университетах, достигнутый благодаря работам А. Радклифф-Брауна и Б. Малиновского. Первый определил свою науку как сравнительную социологию. Другая причина — отношение к социологии академической элиты. Замкнутая группа, сосредоточенная в Оксфорде и Кэмбридже, не интересова-
5 Шматко Н.А. Горизонты социоанализа // http://bourdieu.narod.ru/socioanalyse.htm
лась жизнью современной Англии, была полна предрассудков и не желала науки, критически относящейся к обществу. Затем ситуация изменилась, и в 2001 г. в Англии насчитывалось 130 университетов, большинство из которых предлагали курсы социологии. В частности, отделение социологии, входящее в состав факультета социальных наук университета Ланкастера, согласно официальным оценкам, относится к пятерке лучших в стране в области исследований, а по шкале качества обучения занимает 21/24 место. Эксперты относят отделение социологии Ланкастера к числу самых лучших в мире.
В первой половине XX в. обучение социологии в США и Европе чаще всего происходило не на кафедрах социологии, а в смешанных департаментах. Обычно социологов объединяли на одной кафедре с экономистами. Социологию преподавали на кафедрах экономики, истории, философии, политологии или на общей кафедре социальных наук. Одним из активных союзников социологии в США и Великобритании выступала также антропология.