Необходимость социологической теории
В каждой стране мира чувствуется постоянная потребность в добротном социологическом исследовании. Но если мы нуждаемся в достоверной информации, мы также нуждаемся и в хороших теориях. Тому есть множество причин. Во-первых, без теории мы никогда не сможем накопить знания и улучшить наше понимание че-
ловеческого поведения. В наших исследованиях нам придется начинать с самых незначительных фактов. Во-вторых, без теории мы не установим
критерии отбора информации. В-третьих, без теории мы не будем в состоянии сформулировать вопросы, выходящие за пределы общепринятых понятий. Без нее мы будем неспособны сформулировать вопросы на независимой основе. Возьмем такой пример. Предположим, что в определенное время в определенной стране существует широко распространенное мнение, что разрыв между богатыми и бедными расширяется. Возможно, это правда, возможно — нет. Для того чтобы решить, правда это или нет, нам необходима достоверная информация, основанная не на мнениях, а на реальности. Кроме того, нам потребуется определение бедности и богатства, которое в дальнейшем, соединившись с другими определениями, позволит сформулировать социологическую теорию. Сокращенно по источнику: Коэнен-Хуттер Ж. Актуальные проблемы социологии и их развитие // Социологические исследования. 1998. № 6. С. 130-133.
28 Коэнен-Хуттер Жак — профессор факультета социологии Женевского университета.
и переменных, индуктивный вывод и технологию проверки гипотез на основе преимущественно опросных методик. Таким образом, исследовательская программа, знакомая каждому практикующему социологу, является не только начальным, но часто и конечным пунктом социального познания. Ее нестрогость не позволяет создавать аксиоматические теории, довольствуясь размытым множеством теоретических положений, которые более или менее логично связаны между собой.
Попытки лишить социологию теоретического своеобразия, в принципе, не новы. Как известно, еще в 20-е гг. позитивизм выступил с лозунгом построить объективную социальную науку по образцу естествознания, из которого социология могла бы заимствовать теоретические образцы и научный метод. Разрыв с философией и создание социологии как описательной науки могли означать только одно: исчезновение необходимости разрабатывать собственные теоретические модели; лучше брать готовое из развитых наук. Нет нужды рассматривать драматическую историю подчинения социологии методам естественных наук. Польза от такой экспансии, несомненно, была: проникновение математических методов, переформулировка расплывчатых понятий в четкие операциональные термины, построение знания на критериях верифицируемости и валидности. Но и плата была немалая. Возникли разного рода парадоксы и противоречия в методологических основаниях социологии.
Методология сталкивается с противоречиями всякий раз, когда пытается строго логически и исчерпывающим образом определить понятие «теория». Парадоксы возникают и в том случае, когда теорию стремятся определить, с одной стороны, как открытую, описательную систему знания, а с другой — как дедуктивно-гипотетическую модель, замкнутую в себе конструкцию.
По всей видимости, социологическое знание в целом не является гомогенной системой, и не только потому, что в ней присутствуют разнокачественные уровни — теоретический и эмпирический, но еще и потому, что сюда органически включено метатеоретическое (философское) знание. Современная логика науки признает как удлинение теоретического цикла познания, так и введение в него новых, дополнительных уровней, что предполагает переориентацию содержания теоретического знания.
Врезка
Рекомендации по созданию мини-теории:
♦ Изучение всех доступных источников информации по проблеме в библиотеке.
♦ Использование сравнительного метода как способа построения теории. Особенно важно «сравнение от противного», т.е. поиск фактов и ситуаций, которые противоречат (или теоретически могли бы противоречить) уже найденным закономерностям.
♦ Создание новых мини-теорий не может быть плодотворным без знания уже существующих теорий и исследований в данной области.
♦ Теория, основанная на фактах, предусматривает анализ всей совокупности данных, полученных в ходе исследования. Окончательная ее формулировка иллюстрируется от-
дельными, наиболее характерными примерами.
♦ Концепции и теории, опирающиеся на более широкий круг данных, могут впоследствии уточнить первоначальную формулировку теории, а иногда и вовсе ее опровергнуть.
♦ В заключительном отчете (публикации) желательно описать последовательность всех этапов «восхождения» к научным абстракциям, всех процедур, которые привели к формулировке гипотезы, что послужит основанием для признания ее обоснованной.
Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. С. 212.